Транспортный блок правительства Ленобласти идёт войной на выборгских. Их монополию обещано разрубить, а для непонятливых пустят поезд. И, казалось бы, при чём здесь поездки с женщиной бывшего первого вице-губернатора Патраева.

Только что созданное транспортное управление Ленинградской области начало жизнь с борьбы за наведение порядка на самом сложном участке из тех, за которые могло взяться. Конечно, речь идёт о Выборгском районе, а точнее — о самом западном его рубеже, городе Светогорск.

В декабре прошлого года жители этого 16-тысячного промышленного городка вышли на митинг, где в том числе указывали на отсутствие просвета в транспортной сфере. Первым номером в резолюции стояла проблема пассажирских перевозок. Люди жаловались на низкое качество услуг, а также повышение в 2016 году тарифов на 40%.

Недавно пришедший в областное правительство на должность заместителя начальника управления Михаил Присяжнюк рассказал 47news, что руководство региона не устраивает такое положение вещей. По его словам, тариф в Светогорске, четыре рубля за один километр, входит в число самых высоких в Ленобласти. К примеру, в Тосненском и Бокситогорском районах аналогичный тариф составляет 3 рубля за километр, в Тихвинском — от 2,1 до 2,6 рубля за километр, в Лодейнопольском — от 2 до 3 за километр.

Так, единственный маршрут, связывающий Светогорск с Выборгом, № 126, протягивается в длину примерно на 55 километров, следовательно, билет в одну сторону стоит 220 рублей. В случае, если человек работает или учится в Выборге, только на проезд в месяц нужно выложить около девяти тысяч рублей. Средняя зарплата в регионе 39 тысяч рублей, то есть легко посчитать, сколько обременённому поездками гражданину остаётся на еду.

Это, кстати, при том, что счётчик в такси покажет 1300-1500 рублей, то есть если ехать вчетвером, выгодней вызвать машину, а не ждать автобуса.

Пересесть, если нет своего автомобиля, жителям Светогорска не на что, ведь в городе монополия ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство".

Судя по данным информационной системы "СПАРК", единственным владельцем является местный депутат Сергей Исаев. По местным меркам он считается крупным бизнесменом, помимо этой компании владеет половиной пакета ООО "Выборгское", которое занимается производством молока, а также 82,92% акций ООО "СМУ-97", занимающегося строительством жилых и нежилых зданий. Ему же полностью принадлежит светогорское ООО "ЛИК", оно специализируется на  перевозке грузов, ООО "Светогорск-Автотест" (техническое обслуживание и ремонт автомобилей).

В прошлом году фамилия Исаева звучала в контексте скандала с  "Управляющей компанией по ЖКХ Выборгского района", владельцем которой он также числится, хоть и в неформальных беседах и заявляет, что является номинальной фигурой. С тарифами УК ЖКХ тоже всё хорошо, прошлой весной выяснилось, что они чуть ли не одни из самых высоких в регионе.

На Исаева при каждом удобном случае жалуются местные, однако никакие крики не имеют действия. Конкурировать с ним некому. К тому же, он считается близким товарищем экс-первого вице-губернатора и главы администрации Выборгского района Константина Патраева. У них даже рядом дома. Так что муниципальный депутат Исаев вполне может причислить себя к выборгской элите.

Согласно статистике, ежедневно от Светогорска и Выборга ездят в среднем по триста человек. Но данные варьируются, в октябре было 10443 пассажира, в ноябре уже 9251. Часть из них — льготники. В сутки восемь оборотных рейсов. Итого — доход примерно два миллиона рублей в месяц.

По информации 47news, последний договор на пассажирские перевозки фирма заключила в январе 2016 года. До того для граждан тариф был почти в два раза ниже, компания получила бюджетные субсидии. Регулировкой тарифа занимается администрация Выборгского района.

По словам Михаила Присяжнюка, согласно действующей практике, на длинных пригородных тарифах, под пятьдесят километров, тариф ниже, чем на коротких. Однако в случае со Светогорском, по его словам, "компания, в погоне за прибылью, пошла вразрез с существующей практикой ценообразования".

Постановление об утверждении тарифов подписано главой администрации Выборгского района Геннадием Орловым. Его экономический заместитель, Александр Болучевский, ответить на вопросы корреспондента 47news не смог, сославшись на то, что работает меньше года. Перенаправил к председателю комитета экономики и инвестиций Надежде Людвиковой, которая, с его слов, занималась обоснованием тарифа. Её же фамилия стоит в числе тех, кто согласовывал тариф. Поговорить с журналистом чиновница не смогла.

Кстати, во многих смыслах, для Надежды Людвиковой тема тарифов в Светогорске не чужая. Согласно данным паспортного стола, она оттуда родом. Другие факты говорят о личном. Трижды, в августе 1998-го, сентябре 1998-го года и в июле 2001-го года, когда упомянутый выше Константин Патраев руководил Светогорском, они вдвоём ездили в Сочи и Уфу. Вряд ли это было связано с работой.

На эти мелочи Михаил Присяжнюк во время изучения вопроса внимания не обратил, однако выяснил, что в реальности километраж немного меньше, чем 55, а потому билет должен стоить на два рубля ниже. "Теоретически, граждане могут требовать с перевозчика эти два рубля обратно, но практически, конечно, их никто не вернёт. А это, кстати, на год выходит 240 тысяч рублей", - мечтательно заметил он.

Разрубать монополистский узел намерен решительно.

- Я обратился в "Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию" с просьбой вернуть в Светогорск дизель. Для этого есть все условия, включая, естественно, железнодорожное полотно. Так у жителей будет выбор, и компания "СЖКХ" просто по законам экономики обязана будет снизить тариф, - полагает он.

Жители Светогорска помнят, что до 2000 года железнодорожный состав действительно ходил до Выборга, причём четыре раза в сутки, с 5 утра до 21 вечера. После появления регулярного автобусного сообщения спрос на этот вид транспорта упал, и лет пять назад дизель совершил свой последний рейс. К тому времени количество пассажиров сократилось до десяти. Виной всему скорость, ведь автобус доезжает примерно за 55 минут, а электричка — за 1 час 30 минут/ 1 час 50 минут.

- Поезд делал большую петлю, шёл через Каменногорск. Комфорт был на уровне деревенской лавки, потихоньку этот вид транспорта стал себя изживать, - добавили нам.

В ООО "СЖКХ" по обыкновению решили не общаться с 47news. Владелец, Сергей Исаев, отключил все телефоны, говорят, он в отпуске. Директор Наталья Тельбухова трубку в течение дня не снимала. Возможно, она готовится к встрече с Присяжнюком, которая состоится в среду, 18 января.

За всех вынужден был отвечать глава администрации Светогорска Сергей Давыдов, откликнувшийся тоже не с первого раза, и то — на городской телефон.

- Я как руководитель города не могу быть против нового вида транспорта. Это даст возможность выбора гражданам. Хорошо бы, чтобы "Ласточку" от Выборга продлили до нас. Правда, для этого нужно электричество, а у нас его нет, - размечтался Давыдов.

По словам Присяжнюка, светогорские транспортники уже выдвинули ему ультиматум. У них есть ещё один маршрут, № 810, "Девяткино — Светогорск". Чиновник настаивает, что после окончания действия маршрутной карты, с февраля этого года, тариф нужно снизить.

- А они мне объявили, что если я не продлю договор на их условиях, они никого не будут возить, и возникнет коллапс. Впервые вижу, чтоб фирма, с которой только начинаешь работать, ставила ультиматум, - в некотором недоумении сообщил Присяжнюк.

- Это же выборгские. У них образ такой, - заметил корреспондент 47news.

- Не знаю я ни о каких выборгских, - отмахнулся от  общеизвестного транспортник.

Юлия Гильмшина,

47news