Вступил в силу новый регламент отношений дорожной полиции c нами. Водители боятся репрессий, а полицейские иронизируют. До 47news дошло: мы двигаемся к американским замашкам и меняем менталитет.

Новый административный регламент ГИБДД, утвержденный августовским приказом МВД №664, вступил в силу 20 октября. Водители восприняли документ в штыки. Чему немало поспособствовала пресса, что смаковала наступление чуть ли не большого дорожного террора. В интернете также рассуждали о конце водительской вольницы, закручивании гаек, грядущих притеснениях. Однако первый день работы по-новому ужас не навеял.
  
Водители обращают внимание на то, что теперь сотрудник ГИБДД может официально останавливать интересующий его автомобиль для проверки не только на стационарных постах. То есть отпала нужда ссылаться на разного рода проверки и облавы в виде "Анаконд", "Трезвого водителя" и лукавить о приметах угнанного автомобиля. При этом даже не обязательно, чтобы рядом с инспектором была патрульная машина. Гаишники получают право прятать свои автомобили за естественным рельефом местности. Правда,  только на аварийных и опасных участках трасс. И есть обязательное условие — необходима фото и видеофиксация нарушения. В связи с этим заговорили о легализации засад. Хотя такого слова в регламенте нет. Выходить из машины теперь требуется по первому требованию инспектора. Права нужно подавать без обложек и удерживающих устройств, то есть никаких пристяжных цепочек и антикоррупционных зажимов. Сотрудник ДПС имеет право поверять документы у пассажиров, находящихся в салоне. Снимать инспектора на камеру смартфона можно, но только если он даст на это согласие. Зато сам инспектор может снимать на свою камеру водителя сколько угодно.

Полный текст приказа МВД России № 664 умещается на 124-х страницах. При этом зуд у водителей вызывает именно бытовая составляющая. Она хорошо известна и по анекдотам про гаишников, и по многочисленным выложенным на YouTube видеороликам:

Вопрос трактовки и применения регламента, естественно, затрагивает Ленобласть. Протяженность автомобильных дорог в регионе превышает 20 тысячи километров. Это половина экватора. "Скандинавия", "Россия", "Кола", "Нарва", "Сортавала", "Псков". Названия всех этих трасс каждый день упоминаются в новостях. Аварии, заторы, ремонтные работы, исчезающая дорожная разметка и, само собой. конфликты. Инспектор ГИБДД — сторона этих споров.

Защитники прав автомобилистов говорят о том, что новый регламент — это внутренний приказ МВД, то есть, по сути, инструкция для инспекторов. Там, кстати, есть слова о том, что инспектор должен проявлять выдержку и спокойствие, быть вежливым и тактичным, а обращаться только на "Вы". Ничего революционного, они и раньше не "тыкали". На руках сотрудников ГИБДД теперь есть внутренний регламент, широко анонсированный в СМИ как запретительный. Как рассказал 47news курирующий Санкт-Петербург и Ленобласть вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов-Шпейтельшпахер, можно, конечно, упирать на наличие конституционных прав, но, как правило, за этим следует стандартная фраза о возможности оспорить действия в в суде. Но все понимают, что это для упертых правдорубов, обладающих такими ресурсами как время, нервы и амбиции.
 
- И раньше проблем с остановками у гаишников не было. Операция "Тайфун", "Анаконда", какой-нибудь "Луноход" или "Гадюка". Что угодно можно придумать. И попробуй не выполнить требование сотрудника полиции. Многих отучили умничать на дорогах. Те, кто практикуют, — проходят семь кругов ада. Ну, запрещает тебе инспектор себя снимать, так вызови товарища, пусть он снимает. Другое дело, что это будет еще больше раздражать инспектора. Многие из них, кстати, просто не знают Закона о полиции. А здесь выходит некая настольная книга инспектора, про которую все говорят. Теперь есть возможность сослаться на этот нормативный акт.

Глава регионального отделения общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов также считает, что рассуждать категорией "регламент в пользу инспектора, а не в пользу водителя" не стоит. Он не убавляет и не прибавляет права, но действительно создает излишние трудности. Ту же самую возможность видеосъемки дает 29 статья Конституции о праве свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

- Регламент — это документ для инспекторов, а не для водителя. Это все споры из разряда, для кого звенит звонок - для учителя или для ученика. Но проблемы будут. Регламент говорит о том, что уйдут в прошлое справки о ДТП. Но они необходимы при обращении в страховую компанию после аварии. Девочкам, которые сидят за окном, нужен полный комплект документов, им не до регламента.
 
47news спросил и у самих сотрудников ГИБДД из Ленобласти, а что, собственно, они думают. Оказалось, что и они тоже не в восторге от шумихи вокруг документа. "Отрываться на водителях никто не собирается", - отметил один из дорожных полицейских. Регламент просто подводит работу гаишников под закон о полиции. Ничего нового он не несет. Как работали, так и будут.
 
- Мы теперь, по сути, стали полицейскими как в США. А раньше был сотрудник ППС, был сотрудник ДПС. Каждый работал по своим частям Административного кодекса. Но к нам никто и так на работу не идет, десятки вакансий не закрыты. А теперь попробуйте тому человеку, который рискнул идти в ГИБДД, вбить весь этот Административный кодекс в голову. У нас инспекторы уже сами не хотят на дорогу выходить. Понасмотрятся роликов в интернете издевательских. Кому это надо? Работать очень сложно. Ведь такие на дорогах кадры попадаются, выродки самые настоящие, камеру включат и давай. Не надо из нас Литву и Грузию делать, у нас другой менталитет.

Еще один сотрудник ДПС также заявил, что в органах никто новый регламент не обсуждает. Он не несет в себе ничего нового. Сегодня о новом документе и в курилках-то практически не говорили.

- Теперь водитель должен выходить из машины по первому требованию, а раньше разве по-другому было. Не хочешь выходить из салона — предупреждение. Дальше два понятых или включенная видеозапись. Три — четыре раза повторяешь просьбу о законных требованиях. Если реакции нет, то физическая сила. Мы давно так живем.
 
Заметим, что в дорожном порядке существуют две школы. Первая — советская, с похлопыванием по плечу, когда с инспектором можно пошутить, попытаться найти общий язык и объяснить ему ситуацию. Вторая - западная, где инспектор - функция. Его требования не обсуждаются, ему все равно, кто сидит за рулем и какие у тебя номера. 

- Скорее всего, нашим водителям не понравится второй вариант. Все же смотрели голливудские фильмы. За лишнее движение можно получить, - усмехнулся один из сотрудников.

Похоже, происходит раздвоение аппетитов: и абсолютной Конституции хочется, и по-людски расходиться.