Когда эксперту, нанятому за счет казны, власть сама диктует формулировки – это интрига. Но именно такую переписку теперь не знает куда деть следователь Михаил Булгаков. Ведь на кону погоны его коллеги или приговор коммерсанту из Ленобласти.

Сегодня в Главном следственном управлении ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти следователь Булгаков размышляет, что делать с доверительной перепиской по электронной почте коммерсанта из Петербурга и своего коллеги из военного Следственного комитета. В ней же обсуждается и корректируется строительная экспертиза. Честно говоря, выглядит это как сговор. А переписка выделена из материалов уголовного дела, возбужденного по мошенничеству и не представляет для него ценности. По процедуре ее надо передавать в военную прокуратуру, а там гори она - не его ответственность. Но настоящая система линейно не работает.

"Паша. Я посмотрел экспертизу. Внес свои правки". Если это пишет эксперт следователю, то логика не хромает. Если наоборот, то хромает многое. А, по информации 47news, это как раз второй вариант. 

Эти приключения начались со столкновения строительных компаний "Вассербау-Нева" и "Невский Холдинг". Они чуть ли не 15 лет периодически пересекались на одних и тех же конкурсах при выполнении работ для госучреждений. Обе фирмы не гиганты, и ничего особенного в масштабе их деятельности, судя по данным СПАРК-Интерфакс, нет. Так, например, "Невский" ремонтирует теплосети в Усть-Луге. Похоже, длительное сосуществование на одной деловой плоскости породило далеко не приятельские отношения. Года с 2009-го, когда тучность куша ушла почти из всех сфер бизнеса, стало и вовсе тесно.

- Мы пересеклись при госконтракте на психоневрологическом интернате №6 в Смолячково. Сумма, кстати, была небольшая – два миллиона двести. А мы с падением забрали. Тогда нам популярно и объяснили, что мы залезли на чужое, - вспомнил только после уговоров гендиректор "Невского Холдинга" Марат Аскаров.

- Кто объяснил?

- Так сам Крючков, гендиректор "Вассербау". Наговорил такого, мол, у него друзья в контрразведке и каком-то военном следствии из Кронштадта. Тогда нам было смешно – где мы, а где контрразведка, - вздохнул Марат и добавил, что ему еще обещали поднять по нему дело.

Все верно, еще в 2013 году полицейским следствием Кронштадта было возбуждено уголовное дело по распространенной в наши времена части 4 статьи 159 УК - "мошенничество в особо крупном размере". Тогда, по мнению следователя, "Невский Холдинг" причинил ущерб государству в лице Минобороны, некачественно отремонтировав 10 тысяч метров кровли на объектах военных в Кронштадте за 14,2 миллиона рублей. Логично, что в делах такого рода первым делом назначается экспертиза. Ее было поручено провести Северо-Западному центру строительных экспертиз Минюста. Техэкспертиза выполненных объемов и проверка стоимости работ нарушений не нашла, и расследование было приостановлено. А если вспомнить ту политическую ситуацию, то тогда, как говорится, "по зеленой" возбуждали все, что связано со скандалом на управляющей компании "Славянка", после чего многое прекращалось.

И вот для коммерсантов "Невского холдинга" стало сюрпризом, когда через два года, в конце 2015-го, следователь кронштадтского Военно-следственного отдела №459 СК РФ Александр Смирнов возбудил уголовное дело в отношении руководителя филиала управляющей структуры Минобороны Станислава Коломийцева, который принимал работы, по статье 201 УК - "злоупотребление полномочиями". При этом изъяв все материалы у полиции по первому уголовному делу. В том числе и экспертное заключение структуры Минюста. Затем Смирнов возбудил уголовное дело по той же, что и полиция, статье "мошенничество". Но уже в отношении гендиректора "Невского холдинга" Марата Аскарова. Собственно, это был тот же материал, который военное следствие изъяло у полиции. За исключением экспертизы. Она следователя Смирнова не устроила.

Заявленной в начале текста интригой как раз является то, что в качестве эксперта по вновь возбужденному делу и  был привлечен Крючков. Интересно, что, по предварительным данным, стоимость экспертизы составила 400 тысяч государственных рублей, но была разделена на этапы ценой 100 тысяч каждый. Как известно, свыше этой суммы нужно проводить конкурс.

Для точности скажем, что необходимая экспертиза касалась выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли. Здесь есть нюанс. К 2015 году такую экспертизу по технологии проводить было уже невозможно просто по истечении времени.

А в мае нынешнего года полицейским следствием Адмиралтейского района было возбуждено уголовное дело по "мошенничеству в крупном размере" уже в отношении гендиректора  "Вассербау-Нева" Павла Крючкова. По версии следствия, Крючков систематически завышал стоимость работ на госконтрактах, что, естественно, требует и участия заказчика работ. В связи с этим делом упоминалось руководство психоневрологического интерната №6 в Смолячково Курортного района.

Вскоре дело было передано в Главное следственное управление. Эта транзакция документов была связана не с интригами, а с июньским приказом по Главку передать из районов всё, где оперативное сопровождение велось Управлением экономической безопасности. Однако попытка наведения порядка бюрократическим методом сошла на нет, и дела стали возвращаться в районы.

Но из дела Крючкова, прежде чем его вернуть, следователь ГСУ успел выделить в отдельный материал любопытное. Дело в том, что когда оперативники проводили у фигуранта обыск, они изъяли ноутбук. В нем была найдена электронная переписка того самого следователя Александра Смирнова именно с Павлом Крючковым.

По информации 47news, электронная переписка в ноутбуке Крючкова, которую приметили в ГСУ, говорит о том, что отношения между следователем Смирновым и коммерсантом-экспертом Крючковым вполне приятельские, если не сказать теплые. Сотрудник из военного СК порой по-свойски называет собеседника Пашей. Можно также понять, что следователь корректирует ход подготовки экспертного заключения. 47news известно, что письма отправлялись и принимались с адресов smirnoff2012@yandex.ru и 777pavel@mail.ru 

"Паша, отправляю тебе документы, жду документы, подтверждающие твою квалификацию, как указано в приложении", - пишет Смирнов 6 апреля 2016 года.

"Черновой вариант. Далее все украсим и расширим. А также углубим по пожеланиям", - пишет Крючков 14 апреля, прикладывая ведомости и сметы.

"Посмотри выделенные цветом вопросы-ответы", - просит Крючков следователя, прикрепив файл "Вопросы по флотской" 22 апреля. (Здесь, скорее всего, имеются в виду поставленные следствием перед экспертом вопросы).

Под конец переписки письма Крючкову приходят с адреса vso_459@mail.ru. "Паша. Я посмотрел экспертизу. Внес свои правки. По Аскаровскому акту КС-2 необходимо делать отдельную ведомость, так как нужно в указанной ведомости будет проверить его объемы и дать им оценку, как ты это делал по актам КС-2, изъятым в Славянке, которые послужили основанием для оплаты. Делай остальные экспертизы, я в конце все экспертизы по оформлению подправлю", - наставляет Смирнов, прикрепляя файл с заключением строительно-технической судебной экспертизы, датированный 10 июня 2016 года, хотя письмо отправлено 20 мая.

И еще одно: "Павел. Направляю окончательный вариант экспертизы. Обсудил с руководством. Принято решение осмотр проводить в рамках экспертизы, так как экспертиза у нас уже назначена. Графу, что эксперт не производит обмеры, я убрал. Остается спланировать дату осмотра, составить протокол с ведомостью и вбить его в заключение. В осмотре ты будешь как эксперт. Требованиям УПК это не противоречит", - сообщается в письме, подписанном Михаилом Ивановым. Отметим, что руководителем Смирнова являлся Михаил Пересыпайло, начальник 459 Военно-следственного отдела. Кстати, из последнего письма складывается ощущение, что реального выхода на объекты не было.

Впрочем, сам Крючков в разговоре с 47news утверждает обратное. По его словам, он выходил на объекты в составе комиссии, и заняло это не одну неделю, а все документы, позволяющие выступать в роли эксперта, у него есть. Для Военно-следственного управления СК он, со слов, выполнил порядка дюжины экспертиз.

- Вы следователя Александра Смирнова хорошо знаете?

- У нас рабочие отношения.

- Он на вас каким-то образом влиял, подсказывал? Черновики экспертиз вы ему показывали?

- Он мне не мог подсказывать. Мне вообще по барабану, какой следователь. ...На эксперта никто повлиять не может. Эксперт — это большая мера ответственности, - как показалось, с некоторым пафосом ответил Крючков.

Следователь Александр Смирнов от общения с 47news отказался. Понятно, человек он служивый. На сегодняшний день дело, в основу которого легла вышеуказанная экспертиза в отношении "Невского холдинга", слушается в Октябрьском районном суде. У Крючкова тоже идет следствие. А процессуально внутри никому не хочется выносить переписку из избы.