Умершие от онкологии в Киришах не воскресают, но не обходится без чудес. В журнале регистрации трупов появляются  правки. А количество онкологических смертей в Ленобласти падает, как того требовал президент.

"Сегодня, 07.12.2017г., при работе с журналом регистрации трупов (№№284-483) в судебно-медицинском морге Киришского РСМО (стр. ...), а также с электронными документами на ноутбуке "Леново", который используется для оформления и распечатывания медицинских свидетельств о смерти, мною были обнаружены признаки того, что 01.12.2017г. в отношении … на бланке 41 №... кем-то без моего ведома было выписано медицинское свидетельство о смерти (взамен ранее выданного мною 41 №... от 25.09.2017 г.) с диагнозом, который никаким образом не соответствует результатам судебно-медицинского исследования трупа, проведенного мною", - 47news сейчас объяснит, к чему мы начали с этого неприятного для обывателя абзаца. Он взят из заявления в прокуратуру. 

Начнем, как это принято в последнее время, со ссылки на классика: "Обеспечить к 2018 году снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тысяч населения". 

А эта цитата из "майского" Указа президента Путина № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". И в нем, как и в 11 других, обозначены поручения. Одно из них — сбросить пугающее бремя онкологических заболеваний. В 2011 году показатель уровня смертности от онкологии в стране составлял 202,5 случая на 100 тысяч населения. Показатель этот специалисты называют "грубым". 

Перед тем, как окунуться в работу Киришского бюро судмедэкспертизы, необходимо хоть немного ввести вас в эту систему координат. 

Все трупы прежде чем отправиться на кладбище или в крематорий, должны пройти через специалистов. В том случае, если смерть человека не вызывает сомнения, например если он скончался в больнице, то вскрытие производится патологоанатом по решению главного врача. Если же смерть вызывает сомнения, то в дело по решению полиции, следственного комитета, а в редких случаях и прокуратуры, вступают судмедэксперты. Но не стоит говорить об этих телах исключительно как о криминальных. Смерть могла наступить и в условиях неочевидности. Например, у себя в квартире умерла одинокая бабушка, к которой не ходили врачи. Вроде происшествия нет, но лучше проверить. В итоге судмедэксперты конструируют условия неочевидности в 80% вскрытиях.

Захоронить умершего родственники могут, только имея на руках свидетельство о смерти. Смертельный диагноз указан во врачебном, что перед походом на кладбище необходимо обменять в ЗАГСе на  гербовое. А в нем уже смертельных деталей нет.

При этом временное медицинское свидетельство выдается родственникам либо с пометкой "окончательное", либо, когда у врача есть сомнения, "предварительное". В последнем случае должны быть проведены дополнительные лабораторные исследования. Они длятся от двух недель до месяца. После этого судмедэксперт или врач-патологоанатом должны составить новое медицинское свидетельство взамен предварительного. Но им уже похоронившие близкого родственники интересуются в каких-то исключительных случаях. 

А холодная статистика моргов говорит, что умирать от онкологических заболеваний в Ленинградской области действительно стали меньше. Это показывает вскрытие. Так, по информации 47news, за 10 месяцев 2017 года в регионе было проведено 9 158 судебно-медицинских исследований тел. В 969 случаях патологоанатомы констатировали, что причиной смерти стала онкология. За аналогичный период 2016 года у врачей работы было больше. Они провели 11 230 судмедэкспертиз, а онкологию увидели в 1 140 случаях. Таким образом, смертность от онкологии упала на 15%. 

Улучшение показателей демонстрируют все районы Ленинградской области, за исключением Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Сланцевского. Стабилен Лужский район и Сосновоборский городской округ.

1.jpg

Однако в непогрешимости этой статистики можно сомневаться. Во всяком случае,  есть информация, что шельмовать получается и на причинах смерти. По данным 47news, в Киришскую городскую прокуратуру поступило обращение от судебно-медицинского эксперта из районного бюро СМЭ. Специалист выявил фальсификацию медицинских документов строгой отчетности, а именно медицинского свидетельства о смерти. В сентябре 2017 года врач-патологоанатом оформил несколько свидетельств, в которых причиной смерти называлась онкология. Однако в декабре, когда эксперт заглянул в журнал регистрации трупов, то обнаружил, что в сентябрьские свидетельства были внесены изменения. Диагноз, поставленный по результатам сентябрьского судебно-медицинского исследования тела, был изменен с онкологического на иной. Если можно так сказать, на менее резонансный. Выбор найдется. Смерть может наступить от болезней системы кровообращения, туберкулеза, пневмонии и много чего еще.

Когда 47news рассказал о фактах изменения медицинских свидетельств о смерти экс-председателю областного комитета по здравоохранению, а ныне депутату Арчилу Лобжанидзе, то он показал, что не диванный эксперт:

- Здесь может быть и уточненный диагноз после дополнительного исследования, и врачебная ошибка, а может и криминальная схема. Но о ней я говорить не хочу. А решить, что это было, должны эксперты из другого субъекта - Санкт-Петербурга. Ведь если вы не довольны моей работой, то ее оценку вы будете заказывать не у моего товарища. Вердикт должен быть озвучен третьей лицом - независимым экспертом. Но не думаю, что так выправляют статистику по онкологии, - заявил 47news Арчил Лобжанидзе. 

Мы же нашли аналогию. Представим себе, что нам нужно узнать, скольким людям были выписаны штрафы за неправильный переход улицы. Для этого сотрудник штаба ГУ МВД заходит со своего компьютера в базу информационного центра, а потом в раздел по административной практике и находит глазами поле, куда можно внести конкретную статью КоАП. Забиваем цифры и нажимаем клавишу Enter. И через минуту машина скажет, сколько таких протоколов было составлено в Петербурге и Ленобласти за 2017 год. Предположим, таких оказалось тысяч пять. Теперь наберемся терпения и полистаем все подряд. И, наконец, убедимся, что 99% из них - мигранты, а штрафуют их исключительно участковые. Подобный итог можно, конечно, объяснить, мол, приезжие не привыкли к цивилизации, но здравый смысл нам подскажет другое. Территориальной полиции нарезают, а исполняется это все, не вставая с рабочего места.

Со статистикой по смертям сложнее. Но если кто-то все же захочет выяснить и здесь цифры, то направьте немудреный запрос в Петростат. 

"В связи с возникшей необходимостью, просим вас указать все смертельные случаи от онкологических заболеваний, по которым более чем через два месяца после судмедэкспертизы поменялись диагнозы на другую кодировку". И подпись: "С уважением, председатель комитета по здравоохранению Вылегжанин С. В."

Сам же в диалоге с автором председатель комитета здравоохранения сказал, что у него объяснения этому нет.

Александр Калинин,
47news