В России проблемным застройщикам запретят рекламировать свой товар. Теперь им нельзя рисовать красивую картинку ради денег, тем более тех, кто верит в телевизор. Кажется, до государства стало доходить, кого оно само плодит.

Власти Ленобласти сделали первый шаг для того, чтобы уберечь дольщиков от попадания в ловушку строительных ожиданий.

Во вторник, 5 июня, в канцелярию Законодательного Собрания поданы поправки к федеральному закону о рекламе. В случае, если все уровни и ветви системы смогут превозмочь себя и пойти против лобби девелоперов, настанет момент, когда будет запрещено рекламировать фирмы, уже снискавшие славу проблемных.

Так, документ будет дополнен пунктом, в соответствии с которым нельзя будет предлагать клиентам купить квартиры в многоквартирных домах. В частности, это коснётся того времени, когда застройщику не выдано разрешение на строительство. То есть будет невозможно бомбардировать население рассказами о прекрасной недвижимости, как это сделала несколько лет назад компания IMD Group, возводящая ЖК "Черничная поляна" во Всеволожске ещё до того, как получила это самое разрешение.

Также, и это самое главное, распространится запрет и на время, когда девелопер продлил разрешение на строительство, если оно, продление, "было осуществлено после государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве". То есть, если бизнес застройщика уже накренился, ему запретят агитировать за сбор новых миллионов с людей. Предполагается, что запретят рекламу объектов, задержка ввода в эксплуатацию которых превысила 12 месяцев по отношению к сроку, установленному в первичном разрешении на строительство.

Важно это в связи с тем, что государство постоянно расписывается в собственной беспомощности, когда маячит проблема недовольных граждан. В соответствии с законом, в реестр обманутых дольщиков можно попасть в случае, если неисполнение обязательств по договорам составило более шести месяцев. Только этот пункт обходится достаточно легко, когда строительная компания в одностороннем порядке вносит изменение в проектную декларацию.

Получается же, что дольщики, едущие в метро на митинг, посвящённый требованию строительства их квартир, видят рекламу своего застройщика, который обещает уже другим покупателям их же объект. Или же дома по телевизору, или же в интернете. Вот только на плакатах и баннерах, естественно, не написано ни про неоднократный перенос сроков, ни про темы возведения. Обычно уже обманутые пишут призывы в сетях к потенциальным жертвам с просьбой не ввязываться в долгострой. Но увидеть эту подсказку могут только активные люди. А вот иногородним или пожилым сделать это как раз нелегко, и они привычно ориентируются на рекламу на тех платформах, которым привыкли доверять.

Автором законопроекта стал депутат ЗакСа Владимир Петров, в недавнем прошлом как раз строитель, правда, ориентирующийся на малоэтажные дома. "Моя инициатива призвана решить проблему с недобросовестными застройщиками, затягивающими сдачу объектов, при этом продлевающими разрешения на строительство. Эти действия заведомо создают предпосылки к злоупотреблению при размещении рекламы и ведут к ущемлению прав дольщиков, становящихся потенциально обманутыми", - витиевато объяснил он.

Впрочем, для того, чтобы подтвердить теорию, достаточно проехаться в транспорте или включить телевизор. Там обязательно встретятся фирмы, известные, например, по нашим статьям, в которых мы рассказывали о более чем десятке тысяч проблемных дольщиков. Причём в самих строительных компаниях даже не скрывают, что коммерческие призывы не имеют к реальной жизни никакого отношения. По крайней мере, это показал экспресс-обзвон некоторых из тех, чьи проспекты заполнили общественный транспорт или телевизор.

Менеджер в ЖК "Три кита" от "Лидер групп" поинтересовался, почему вообще у потенциального покупателя возник вопрос о несоответствии между тем, что показывают по телевизору, и тем, что на самом деле. Напомним, первая очередь комплекса, который строит жена-миллиардер депутата Госдумы Александра Некрасова, должна была быть сдана в июне прошлого года, но её только-только обещают в этом. Однако, если просмотреть рекламные ролики, выходящие на центральных каналах, в голове появится красивая картинка о прекрасном жилье, которое уж точно существует в реальности.

kit3.jpg с сайта компании

"У нас много где реклама. И баннеры, и журналы, и на телевидении ролики. Почему мы вообще не можем рекламировать объекты из-за того, что они задержаны? Реклама не зависит от того, сдан ли дом", - уверенно сообщил молодой человек.

Желающим купить квартиру в ЖК "Десяткино 2.0" от компании Normann, который должны были сдать в конце прошлого года, тоже придётся столкнуться с разочарованием. Узнаваемый бренд, периодически привлекающий внимание новых глаз, по телефону устами менеджера по продажам и вовсе посоветовал не обращать внимания на рекламу. "Объективная информация такова: первую очередь стоит ждать не раньше, чем через год. А насчёт того, что и где вы видели, так это нас не касается. Звоните в рекламный отдел, если хотите", - отрезали там.

Красивые жёлто-синие плакаты с предложением переехать в "Тридевяткино царство" от "УНИСТО Петросталь", развешанные в метро, тоже привлекают внимание. Вот только недавно мы рассказывали, что в проектной декларации речь шла о сдаче 9-11 корпусов в июле-октябре 2017 года, но по факту перспективы весьма плачевные. В компании рассказали, что сроки введения в эксплуатацию снова перенесены. Теперь девятый корпус стоит ждать в декабре 2018 года, десятый — в мае 2019, одиннадцатый — в декабре 2019.

8d48b5cc764b11e58ef9448a5bd44c07.jpg с сайта компании

В отделе продаж лишь деловито заметили, что реклама не нарушает законов, потому что в ней не сообщается о сроках сдачи. Следовательно, и претензий никаких быть не может, даже если создалось впечатление, будто кто-то кого-то обманывает.

Та же история в компании "ЛенСпецСтрой" возможного ректора ПГУПС Дмитрия Астафьева, у которого в Мурино возводится "Ленинградская перспектива". Изначально срок ввода двух первых очередей значился как сентябрь-декабрь 2017 года. Однако в отделе продаж компании сообщили, что первая очередь перейдёт покупателям не ранее середины 2019, вторая — в конце 2019. Есть на сайте ещё и третья, её ожидают в 2020 году.

1nhTt04ycvk.jpg скриншот с сайта компании

Зато интернет и материальные носители устланы сообщениями о том, что в этом жилом комплексе двушка продаётся по цене однушки. В отделе продаж признали, что предложение касается именно третьей очереди. Вероятно, те, кто откликнутся на яркую рекламу, весьма помогут покупателям первой и второй очереди, подбросив наличности в девелоперский организм.

- Судя по баннерам, у вас всё так хорошо и создаётся впечатление, что заезд вот-вот. А посмотришь в интернете, так и не верится, что достроят. Зачем такую рекламу даёте?

- Зачем вообще дают рекламу, как вы считаете?

- Ради денег обычно.

- Вы думали, мы ради чего-то ещё её даём?

Продолжать задавать вопросы смысла не было, настолько ситуация однотипная.

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, кажется, даже обрадовался тому, что хоть кто-то из законодательного уголка хотя бы гипотетически решил помочь с тьмой дольщиков. Ранее мы писали, что общая мысль парламентариев сводилась к тому, что этот контингент всё равно не спасти.

630x465_3RYrW61eb73Hc4y9MMj0.jpg Валентин Илюшин, 47news
Михаил Москвин на акции дольщиков 17.02.2018

- Мне часто задают вопрос про рекламу. Люди видят предложение о покупке на телевидении, например, и считают, что распространивший её канал должен отвечать и за неудачи проекта. Так устроено сознание наших граждан, многие из которых считают, что раз пообещали в рекламе, враньём быть не может по определению. Иногда и я попадаю впросак. Находится информация четырёхлетней давности, что я вручал какую-нибудь премию вроде "лучший дворик года" компании, а сегодня она плодит долгострои. Приходят, требуют, Москвин, отдай квартиры, - рассказал он.

Мало закон придумать, надо ещё следить за его исполнением. Эту роль в данном случае на себя возьмёт федеральная антимонопольная служба. Руководитель петербургского отделения Вадим Владимиров рассказал, что дополнительные обязанности лягут на рекламного распространителя.

"Конечно, есть презумпция невиновности, но я сам замечаю, как бойко рекламируются компании, фигурирующие в списках проблемных. В случае появления подобного закона механизмов его реализации будет два. Надёжней всего, если граждане будут обращаться к нам, когда увидят, что застройщик нарушает закон о рекламе. Мы тут же возбуждаем дело и добиваемся снятия баннера или плаката. Мы сами, по собственной инициативе, тоже можем это делать. Но, как правило, если уж что-то сильно бросается в глаза", - объяснил он.

И заодно добавил, что будет интересно.

Юлия Гильмшина,
47news