Из-за Владимира Путина бюджет Ленобласти настолько шаткий, что его придётся переписывать на ходу. Доллар и нефть тоже плавают, а стабильность такая, что даже День рождения Ленобласти праздновать негде.

Широкой общественности наконец представили проект бюджета на 2019 год. Мы уже рассказывали, что внутри Дома правительства на пути к итоговому документу разыгралось немало драм, заключавшихся в попытках вице-губернаторов выманить у своего финансового коллеги Романа Маркова лишние 23 миллиарда. В четверг, 20 сентября, на заседании правительства был представлен готовый вариант. Пришли сюда и человек двенадцать депутатов. Они порой чувствуют себя неловко оттого, что формально являются главными, а на деле не очень

Роман Марков, ещё недавно при каждом удобном случае заявлявший, что не владеет современными средствами связи, вывел презентацию на экран с помощью iPad. Хоть он и позиционирует себя как отрёкшегося от любых новостей внешнего мира, если в тех нет цифр, однако в заглавии своего повествования отметил присутствие народных избранников. "Мы считаем, что депутаты должны как можно быстрее погрузиться в бюджетный процесс", - заметил он.

Как сказал Роман Иванович журналисту 47news уже после мероприятия - “дальше будет только хуже". Именно этой фразы недоставало во время его выступления, но мотив отчётливо витал между строк.

Следующий год, если верить главному казначею, в Ленобласти будет особенным. Хотя бы потому, что она вместе со всей страной будет испытывать на себе последствия введения санкций. Роман Марков считается лояльным к собственнику "Банка Россия" Юрию Ковальчуку, а тот считается близким сами знаете кому. "Санкции вряд ли будут сняты, Россия будет находиться под давлением этого фактора", - сделал прогноз чиновник.

В очередной раз будет получен обратный эффект от того, что власти региона постоянно пытаются доказать федеральному центру свою мощь. Москва если и будет помогать, то слабым, а у тех, кто к ним не относится, ещё и отберут. У Ленобласти — три миллиарда в виде 1% от налога на прибыль.

Выпускник военного института Роман Марков явно усвоил принцип любой организации "сам себя не похвалишь — никто не похвалит". "Мне иногда неловко перед коллегами из других регионов за то, что у нас такой сбалансированный бюджет", - между делом признался он. При каждом удобном случае замечал, как проповедуемая им консервативная политика позволила в столь трудные времена сохранять резервы для развития. Тем более, когда вокруг всё так покачивается.

Всё — это нестабильная налоговая база, ведь ввиду шаткости положения бизнеса неизвестно, каков будет доход от консолидированной группы налогоплательщиков. Нет уверенности и в простых людях, ведь наблюдается дисбаланс между вводом жилья, а значит, и тратами государства на инфраструктуру, и созданием рабочих мест - следовательно, и уплатой гражданами налогов.

Курс доллара и вовсе никто не пытается предсказать, не удалось это и Роману Маркову. В его планах курс должен был держаться на уровне 64,7 рубля, а уже сегодня подскочил до 67 рублей. "Мы должны констатировать, что живем в условиях нестабильности на рынках валют. Это для нас плюс, так как повышает доходы нефтяных компаний, платящих нам налоги. Цена на нефть тоже отличается - была заложена в 43 рубля, а сейчас уже 64", - сказал Марков.

До сих пор неясно, сколько Ленобласти нужно будет вложить в исполнение новых "майских указов". По оценке финансиста, цифра упирается в 25,3 млрд рублей, и теоретически 67% пришлёт Москва. Только нюанс в том, что в столице до сих пор не знают, что будут требовать от территорий. Соответствующие национальные программы появятся после 30 октября, хотя бюджет должен быть внесён в ЗакС уже 19 октября. Так что новые вводные пришлют только после принятия документа в первом чтении, и на правки там будет всего три недели.

В условиях тотальной неразберихи правительство Ленобласти намерено собирать налоги со всех, с кого только можно. Не повезёт тут прежде всего гражданам, пользующимся неучтёнными объектами недвижимости. Роман Марков намерен с помощью аэрофотосъёмки прямо с неба изучить землю и заставить всех оформить дома и участки. "Отступать некуда, все должны платить", - с нотками безапелляционности заключил он.

Пока не наступило жуткое "дальше", доходы областного бюджета планируются на уровне 113,8 млрд, а расходы — 120,3 млрд, дефицит — 6,5%. Притом, как принято сегодня говорить, это не точно, поскольку почти половину полученного - 46,5 млрд рублей - составляет налог на прибыль, а на него, как было сказано выше, ориентироваться нельзя.

Почти все расходы - на 94%, как уточнил Марков для присутствующих парламентариев - уложены в государственные программы. Так что с ними тоже нет никакой гарантии, ведь, как тоже было сказано выше, их придётся экстренно менять после ценных указаний из Москвы.

Больше половины Ленобласть потратит на социальную сферу. Основная доля расходов придётся на образование - на него выделят сразу 30 млрд рублей. Ещё 21 млрд рублей уйдёт в сторону здравоохранения. "Конечно, признаю, по большей части это зарплаты, но 1 млрд всё же уйдёт на развитие материально-технической базы медицинских учреждений", - заметил Марков.

Не вкратце, а мельком пробежавшись по остальным госпрограммам, Роман Марков остановился на важном. Внутри каждого человека приоритеты свои, а главный казначей, как известно, из года в год отвечает на вызовы со стороны вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК Олега Коваля. Тому вечно не хватает денег, и он об этом заявляет на каждом удачном углу. Но сейчас у микрофона был его оппонент.

Фото: Валентин Илюшин

С явной сладостью от произносимых слов, несколько раз поворачиваясь в сторону Александра Дрозденко, финансист демонстрировал в цифрах, как много денег заложено на жилищно-коммунальную отрасль в сформированном им документе. "ЖКХ - это маловидимая основа всего. Население не видит ни труб, ни улучшений качества воды. Не всегда населению широко представляется та значительная работа, что проводится правительством в этом направлении. Мы очень существенно поддерживаем отрасль и из года в год увеличиваем финансирование на неё", - медленно, будто особо тренировался в этой части, произнёс Марков.

В этот момент сидевшие рядом с Олегом Ковалем коллеги - сельскохозяйственный Олег Малащенко и строительный Михаил Москвин - начали с ним активно перешёптываться, выражая никем не услышанное мнение улыбками.

Фото: Валентин Илюшин

Находясь на полшага впереди них, Марков подробно и в картинках доложил, что в этот раз на ЖКХ выделено 4 млрд 677 млн рублей, в то время, как ещё два года назад эта цифра составляла 2 млрд 464 млн рублей. На развитие инженерных коммуникаций закладывается 2 млрд 465 млн рублей, тогда как два года назад цифра не дотягивала до отметки в 1,5 млрд. Даже на капитальный ремонт домов дают 690 млн рублей.

Создаваемый единый "Леноблводоканал", судя по отдельной табличке казначея, тоже должен не жаловаться, а радоваться. Ведь на моменте формирования бюджета на него уже выделили 1,3 млрд, в то время как два года назад всего 917 млн. Заодно прошёлся по топливно-энергетическому комитету, на который уже расписано 4 млрд 569 млн рублей.

"Заложены серьёзные и разумные средства, чтобы развивать эту отрасль", - вроде как резюмировал он. Но не удержался, продолжив: "Вот на программу газификации было выделено сначала 990 млн, потом ещё 141. Из-за неосвоения средств сократили её на полмиллиарда. Складывается впечатление, что 500—600 млн - это тот предел, который мы можем освоить".

Для тех в зале, у кого фамилия не Коваль и не Марков, конечно, был бы важней рассказ о строительстве новых объектов по адресно-инвестиционной программе. Напомним, в 2018 году их не появилось ни одного, а в следующем году планируется открыть много чего. "В документах они перечислены, не будем тратить время", - был краток Марков.

Сразу после сообщения о вложении почти 1,2 млрд рублей в цифровое развитие Ленобласти, у Маркова планшет отключился от плазмы. "Цифровизация", - выпалил с места Олег Коваль.

"У комитета финансов всегда есть резервы, и мы ими пользуемся", - нашёл выход Марков, попросив включить помощников классический вариант с флешки.

Марков Коваль бюджет Ленобласти Фото: Валентин Илюшин

Вопросов по существу из зала не раздалось, разве что Олег Коваль сообщил, что он хочет кое-что сказать. Но не за себя, а за того главу администрации Бокситогорского района Сергея Мухина. "Мы почти добились от вас тех денег, что просили на ЖКХ. Но теперь хочу спросить - можно ли выдать денег на Дом культуры в Бокситогорске, где будет проходить День рождения Ленобласти? Там всего 150 миллионов рублей", - начал он.

Губернатор поправил, заметив, что речь идёт о стадионе, где собираются размещать гостей и ради этого усовершенствовать. "Пусть проект сначала пройдёт экспертизу, только потом деньги", - остановил дальнейшее обсуждение он.

- Будет госэкспертиза — деньги дадим, - подтвердил Марков.

- Да мы никуда не подавались. Дайте мне сказать-то, я же не об этом, - даже расстроился Коваль, но его отлучили от микрофона.

Фото: Валентин Илюшин

Сергей Мухин выступил с речью, сводившейся к тому, что, конечно, по федеральному закону нужно проходить госэкспертизу, чтобы получить государственные деньги. Но её срок — год-два.

- Есть желание, а есть порядок и правила. Мы принимаем в работу проекты только после госэкспертизы. Особенно это касается объектов массового скопления людей. Мало ли что, - не поддался на привлечение общественного внимания Марков.

- В этом зале, может, кто-то что-то не знает, но десятки объектов, финансируемых из бюджета, прошли негосударственную экспертизу. И ничего, может, даже лучше, - начал откровенничать уже Мухин, чем чуть округлил глаза строительного Москвина.

- Всё-всё-всё. На этом всё, - обрезал его Дрозденко.

Строительному Москвину дали задание подумать, как без хлопот разобраться с проблемой, и тот нехотя, но пообещал вникнуть.

- А ещё у меня вопрос по капремонту. Нам нужно четыре миллиарда рублей, когда в котле только два, а Роман Иванович даёт только 690 миллионов, - вступил в спор Олег Коваль.

- Это потом, - оборвал его Дрозденко.

А что это было за "потом", можно узнать из другой статьи 47news

 

Юлия Гильмшина,
47news