На фоне срыва сроков газификации Ленобласти дочки Газпрома снизошли от ультиматумов до протокола о намерениях. Теперь слово должны сказать у Алексея Миллера. Точно одно — газ в деревнях будет, но попозже.

До конца недели "Газпром Межрегионгаз" должен получить от правительства Ленобласти согласованный план-график программы по газификации региона на 2018-2020 годы, рассказали собеседники в газовой монополии. Событие знаковое и стало финалом полугодового противостояния между правительством и структурами Газпрома, которое закончилось письмом-претензией зампреда правления компании Валерия Голубева на имя губернатора Александра Дрозденко. В сентябре они встретились и приняли решение снижать накал. После этого прошёл ряд встреч рангом пониже. 47news узнал о самых болезненных моментах итогового документа, представленного "Газпром Межрегионгазом" в правительство региона.

Два года назад Дрозденко и Миллер подписали программу газификации "2016-2020" стоимостью 21,2 миллиарда рублей. 13,2 млрд должен вложить Газпром. Из них 12 - на межпоселковые газопроводы. Ещё 8 млрд - обязательства ЛенобластиМонополия строит газораспределительные станции и ведет трубы до населённых пунктов, а муниципалы за деньги Ленобласти строят распределительные сети внутри деревень, посёлков и городов и подводят инфраструктуру к домовладениям. Для понимания структуры скажем, что "Газпром Межрегионгаз" в цепочке является инвестором, "Газпром инвестгазификация" - заказчиком работ, а "Газпром газораспределение" - агентом, образно говоря - руками и ногами.

По 13 межпоселковым газопроводам сроки начала строительно-монтажных работ перенесены с 2019 года на 2020-й. В обмен на этот сдвиг газпромовцы обещают уложиться в один год вместо двух. Еще по четырём газопроводам сроки сдвинуты назад — с 2021-го на 2020 год. Отдельно в документе фигурирует строительство межпоселкового газопровода от деревни Кривко до посёлка Петровское в Приозерском районе. Оно должно было начаться в 2017 году, а закончиться в 2019. Газопровод планировалось запитать от магистральной трубы, но в конце 2017 года стало известно, что она просто пропала. Теперь окончание строительно-монтажных работ перенесено на 2020 год.

Отметим, что во взаимоотношениях Газпрома и Ленобласти сложилась такая практика, что каждый год сроки по строительству объектов срываются. Но их официально переносят и сорванными они формально не называются.

Ещё серьёзнее методологический вопрос учёта потребителей. Газпром руководствуется генеральной схемой по подготовке потребителей и котельных со стороны Ленобласти. В неё включены в том числе все садоводства и дачные товарищества. А регион призывает руководствоваться ежегодным план-графиком и считает потенциальных потребителей по количеству жилфонда. Разница в абсолютных цифрах достигает нескольких раз и формально позволяет Газпрому говорить о неисполнении партнёром своих обязательств. Для понимания масштаба скажем, что население Лужского, Кировского, Гатчинского, Тосненского и Всеволожского районов на летний период прирастает на сотни тысяч жителей за счёт дачников из Петербурга. Чиновники считают, что их подключение -  это коммерческая функция монополии и её заработок, поэтому перекладывать нагрузку по обеспечению инфраструктуры на субъект некорректно.

Остаётся подвешенным решение вопроса о распределении обязательств при подготовке проектов планировки территорий (ППТ) под возводимые объекты. В течении нескольких лет Газпром настаивал на том, что их должен делать регион. А в субъекте говорили обратное, аппелируя к тому, что бюджетные деньги можно инвестировать лишь в государственную и муниципальную собственность. А поскольку по завершении строительства газопроводы будут в собственности Газпрома, финансирование регионом подготовки проектной документации стало бы нецелевым расходованием бюджетных средств. Но чисто практически вопрос даже не в деньгах, а в ответственности. Её берёт тот, кто занимается ППТ. Здесь и потенциальные проблемы с муниципалами, и с тонкостями Лесного кодекса. В конце концов это упирается в сроки, а вернее, в их срыв.

Тормозит процесс исполнения графика и то, что комитет по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти, как говорят, не идёт ни на какие уступки. По словам чиновников, из-за тяжеловесности темы курировать решение земельных вопросов по газовой теме ещё весной был определён вице-губернатор Роман Марков. Впрочем, есть мнение, что особого интереса он к этому не испытывает. Например, длительное время не согласовываются будущие расходы на строительство распределительных сетей, а без этого невозможно планирование.

47news спросил участников цепочки реализации программы со стороны Газпрома, с какими факторами руководство компаний связывает системный срыв сроков план-графика по газификации Ленобласти, в том числи и переносы сроков из года в год. И означает ли это по факту сокращение финансирования программы газификации региона. Гендиректор "Газпром инвестгазификация" Владимир Звягин через пресс-службу передал, что не желает отвечать на вопросы. В пресс-службе компаний "Газпром Межрегионгаз" пообещали в ближайшее время ответить на вопросы к руководителю Кириллу Селезнёву. В пресс-службе ПАО "Газпром" сообщили, что думают.

- Войны никакой нет, в рабочем порядке решаем вопросы. Надеюсь, решим, - заверил 47news председатель комитета по топливо-энергетическому комплексу Юрий Андреев.

В предложенном правительством варианте сроки выполнения работ синхронизированы по 43 объектам. Но есть и те, чья судьба не до конца определена. Так, острая фаза конфликта, как писал 47news, началась после того, как летом Газпром без предупреждения и в ультимативном порядке исключил из план-графика 14 объектов. Например, из списка пропала нитка от деревни Мины до деревни Горки в Гатчинском районе, "Лехтуси — Матокса" и "Хиттолово — Токсово" во Всеволожском, а также "Большая Пустомержа — Именицы — Недоблицы" в Кингисеппском и далее по списку. В итоге девять из числа исключённых Газпром пообещал вернуть в план на следующий год.

Но ещё пять - под вопросом. Это газопровод от газораспределительной станции (ГРС) "Сясьстрой" до деревень Пехалево, Немятово и Глядково в Волховском районе. Также непонятно, что будет с проектом газопровода от деревни Алексино до деревень Яхново и Андреевщина с отводами на деревни Хвалово, Кулаково и Льзи в том же районе. Решение будет принято после определения сроков реконструкции ГРС. Непонятна судьба газопровода от ГРС "Усть-Луга" до деревень Кесколово, Югантово, Слободка, Ручьи и Вистино, а также газопровода до деревень Березняки и Большие Валговицы в Кингисепском районе. Здесь проблема в том, что ещё не определены сроки строительства отвода к порту Усть-Луга. Еще одним незафиксированным объектом является газопровод от посёлка Оять до сел Паша и Загубье с отводом на Манихино, и посёлок Свирица в Волховском районе. В этом случае пока не определены сроки строительства отвода к посёлку Рассвет. Внести их в план-график не представляется возможным, поскольку сегодня проекты проходят ведомственную экспертизу Газпрома, и её результаты непредсказуемы.

- Движение есть. Раньше объекты хоть и стояли в графике, но нам прямо говорили, что денег нет и строить их не собираются. А потом и вовсе в ультимативном порядке исключали. Теперь, хоть и с переносом сроков, всё легло на протокол. Разговаривать начали. Победой в чистом виде это не назвать, но достижением - точно, - отметил один из профильных чиновников в правительстве Ленобласти.

Здесь отметим: позитивное направление мысли на Суворовском,67 может быть несколько преждевременно. Согласованный правительством план-график должен быть одобрен Газпромом, а там он будет рассматриваться на уровне заместителей председателя правления совета директоров Алексея Миллера. Пока неясно, какие наверху будут приняты решения на фоне политики разумной экономии в монополии. "Могут и обрезать", - высказался один из собеседников.

 

Виктор Смирнов,
47news