Юрий Чайка сделал неполным Северо-Западного прокурора на транспорте. Его первого зама вовсе не стало. Сценарий ревизоров изменило крушение вертолета.

Проверка Северо-Западной прокуратуры закончилась агрессивным приказом Юрия Чайки. Первому лицу, как и большинству руководителей, объявлено о неполном служебном соответствии. Только первый заместитель регионального ведомства Алексей Короп не выдержал административного натиска, хотя в Москве от всех требовали отставки. Интрига в инициативе: она шла не от Генпрокурора и даже не от куратора таможни Николая Винниченко. Ниже решили взять под надзор индустрию внешнеэкономической деятельности. 47news узнал, что изменила смерть замгенпрокурора Карапетяна.

Группу из 19 сотрудников Генеральной прокуратуры, что прибыла в Петербург 8 октября этого года, должен был возглавлять заместитель Генерального прокурора Саак Карапетян. После его внезапной гибели при крушении вертолета в Костромской области, старшим остался начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Игорь Бабаев. Это и повлияло на результаты того, что изначально являлось не комплексной проверкой, а оказанием практической и методической помощи.

47news поговорил с собеседниками в Генпрокуратуре и Северо-Западной транспортной. Для них не является секретом, что реальная цель Саака Карапетяна заключалась лишь в смещении Северо-Западного транспортного прокурора Олега Колесова. При этом в то же самое время он лоббировал карьерный рост его первого заместителя Алексея Коропа. Однако новый руководитель десанта Игорь Бабаев изменил вектор и тон. Прокуроры центрального аппарата работали с 8 по 22 октября, а 22 ноября появился разгромный приказ Юрия Чайки.

В итоговом документе мелькают неприятные термины: "фальсификация", "неправомерное отражение", "системные нарушения". На практике же данная стилистика говорит, что задача "накопать" была поставлена - и она выполнена. Другое дело, что, если вникать в конкретику выявленного, то обнаруженные недостатки типичны для всех аналогичных региональных ведомств.

С точки зрения же большинства проверяемых прокуроров, "половина нарушений придумывалась". Так, например, как журналисту нашего издания подсказали в Северо-Западном таможенном управлении, "мы слышали, что им вменили отсутствие контроля над нами, выраженное в том, что полторы тысячи таможенников они не проверили по участию в коммерческой деятельности зарегистрированных компаний".

- Дело даже не в масштабе, а в том, что для этого надо иметь платную систему "СПАРК", - прокомментировали в СЗТУ.

Интрига же том, что после коллегии по результатам работы комиссии, Олегу Колесову, его трем заместителям – Алексея Коропу, Андрею Полищуку, Евгению Пузанову, а также Ленинград-Финлядскому прокурору Сергею Ганихину, Санкт-Петербургскому транспортному прокурору Игорю Лепехину и Карельскому транспортному прокурору Дмитрию Бычихину порекомендовали уволиться. Притом напряжение исходило как раз от Игоря Бабаева. Все вышеперечисленные отказались, после чего их три раза вызывали в Москву на собеседования, где убеждали покинуть ряды. Последний раз с ними вели неприятный диалог в Управлении кадров.

По информации 47news, натиск спал, когда об этом узнали заместитель генпрокурора Александр Гуцан, отвечавший за Северо-Запад (сегодня он полпред по СЗФО) и замгенпрокурора Николай Винниченко, курирующий надзор за таможней. Выход был найден в объявлении всем неполного служебного соответствия, а транспортный прокурор Карелии обошелся строгим выговором.

Что касается Алексея Коропа, кто не беспочвенно рассчитывал на содействие в повышении от Саака Карапетяна, то, скорее, он не захотел бороться. Так что первый заместитель Северо-Западного транспортного прокурора подал рапорт на увольнение. Не исключено, что Короп прав, так как, по данным 47news, весной следующего года приезд Генпрокуратуры к ним повторится. Как говорят в самой транспортной прокуратуре, "если захотят добить, то добьют".

Впрочем, в данном случае это зависит уже не только от Игоря Бабаева. Если он исторически, еще с Ростова, был связан с погибшим Сааком Карапетяном, то сегодня на место Карапетяна и Гуцана Юрий Чайка готовит представления в Администрацию президента на две кандидатуры: начальника Управления кадров Сергея Замуруева и начальника организационно-аналитического управления Андрея Некрасова.

Все же в данной проверке с пристрастием, безусловно, ключевой смысл - не транспорт, а границы Северо-Запада.

Балтийская таможня - вторая в России по товаропотоку и взысканию платежей. Если округлить, то в день пропускается на миллиард рублей. С учетом нефтепродуктов, конечно. Так что контроль над таможенными постами, пусть и с многоуровневой структурой самой СЗТУ, всем интересен.


Евгений Вышенков,
47news