Причиной мусорного распутья в Ленобласти могут стать проблемы столицы. Авторы законопроекта в Госдуме об отсрочке работы единого оператора по обращению с отходами в Петербурге, как выяснилось, банально забыли о 47 регионе. 

Государственная дума в четверг, 13 декабря, рассмотрит во втором чтении проект федерального закона о внесении поправок в закон "Об отходах производства и потребления". Статью 29-1 "Переходные положения" предлагается дополнить пунктом о том, что до 1 января 2022 года субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва, Петербург и Севастополь — могут не применять положения о сборе, транспортировке, обработке и захоронении твёрдых бытовых отходов на своей территории региональными операторами. Если проще, то создание регоператоров, которые должны начать работать в каждом регионе России с 1 января 2019 года, откладывается в этих городах на три года. Стоит отметить, подготовка к работе по новым правилам велась на протяжении нескольких лет.

На переходный период инициаторы поправки предлагают действовать в соответствии с неким планом мероприятий, разработанным субъектом по согласованию с федеральными властями. Плата жителей при этом остаётся жилищной услугой, а не коммунальной, как при переходе на обслуживание жителей единым оператором. Внесли законопроект единорос и экс-заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, депутат от Севастополя Дмитрий Белик, член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству депутат от московского округа Ирина Белых, депутаты Николай Гончар, Елена Панина и бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский.

В пояснительной записке к законопроекту авторы сообщают очевидное: захоронение отходов в границах населённых пунктов законодательно запрещено. Далее группа народных избранников указывает, что объекты захоронения отходов на территории соседних субъектов зачастую переполнены, а создание новых затруднено из-за высокой плотности населения. Здесь отметим, что речь, скорее всего, идёт о Московской области (помня о протестах и митингах в Волоколамске). В Ленобласти и полигоны есть с достаточной ёмкостью, и плотность населения разрежённая. 

По мнению депутатов, единственным выходом является создание современных и высокотехнологичных объектов обращения с отходами.

- Однако на реализацию данной задачи от стадии оформления подходящих земельных участков для указанных объектов до их ввода в эксплуатацию потребуется время до трёх лет, - сообщают авторы, добавляя, что в сложившихся условиях невозможен долгосрочный прогноз развития отрасли, который лежит в базе расчёта стоимости коммунальной услуги, а, значит, и тарифа для регоператора.

Отметим, что последний аргумент, несмотря на убедительность формулировки, представляется сомнительным, поскольку тариф корректируется каждый год. В других видах коммунальных услуг эта процедура проблем не вызывает будь то водоснабжение, электричество или отопление. Более того, в формировании тарифа для отходов большое значение имеет точность определения объёмов и потоков. Следовательно, ратуя за отсрочку начала работы единых операторов в мегаполисах, депутаты тем самым снижают возможности для точного определения объёмов мусора, что препятствует определению адекватного тарифа.  

Единым оператором по обращению с отходами в Ленобласти, сроком на 10 лет, была выбрана  АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" (УК ООЛО). Вес соглашения - 25 млрд рублей, которые будут собраны с населения. Пока речь идёт о 710 тысячах тонн отходов, генерируемых Ленобластью в год, и 1,7 млн тонн из Петербурга. Рост тарифа для населения составит 43%. Тариф для УК ООЛО за сбор, транспортировку и захоронение вырос в несколько раз от существующего среднерыночного. В Петербурге подразумевается работа двух операторов — в северной и южной частях города. Вследствие юридических тяжб выбран только северный. Дисбаланс уже привлёк внимание полпредства президента в СЗФО.

По словам гендиректора АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" Николая Хасиева, сегодня есть обеспокоенность сложившейся ситуацией.

- Необходимо учитывать то, что значительная часть мусора из города размещается в области. Отсрочка для Петербурга не позволяет Ленобласти ожидать обязательного оснащения городских мусоровозов системой ГЛОНАСС. Это необходимо для усиления контроля за передвижением отходов на территории области. Тем самым ставится под вопрос решение проблемы несанкционированных свалок, - считает Хасиев.

Отметим, что отсутствие системы ГЛОНАСС у мусоровозов станет препятствием для внедрения механизма оплаты за доставку городского мусора после разгрузке на полигоне. Проще говоря, будет неясно, откуда и сколько грузовик забрал мусора. Как заявляли в аппарате губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, по совокупности, отсутствие в городе регоператора может стать причиной экологического коллапса в регионе. Впрочем, некоторые перевозчики считают, что Ленобласть не должны заботить эти проблемы и заниматься нужно прежде всего своим мусором.   

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов тезисно оценил риски нынешней диспозиции.

- Неясно, как договариваться о распределении потоков по размещению и обработке на территориях двух субъектов. Единую отчётность, которая бы давала полную картину по количеству отходов, тоже не создать. В настоящее время она есть только у Росприроднадзора, но надо понимать, что формы для неё коммерсанты заполняют самостоятельно. И ещё, если мы делаем весовой контроль на полигонах, то в отсутствии регоператора-соседа нам не с чем сравнивать данные о том, сколько им привезли или довезли отходов из Петербурга, - перечисляет Борисов.

Его коллега из Петербурга, заместитель комитета по благоустройству Кирилл Пащенко, курирующий деятельность в сфере обращения с отходами, в течение дня был недоступен для комментариев. Как отметили опрошенные 47news участники рынка, его действия сегодня носят несколько хаотичный характер. Например, в ноябре было подписано некое соглашение о взаимодействии, но о содержании, кроме очевидного смысла соблюдения территориальных схем по обращению с отходами, ничего не известно.

В аппарате депутата Владимира Ресина сообщили, что передали вопросы 47news руководителю. В частности, 47news спросил, подразумевает ли он, что высокотехнологичные предприятия для обращения с отходами должны быть созданы на территории Петербурга. И если да, то на основе какой технологии они должны работать. Про потенциальную эмоцию жителей по соседству с такими заводами мы спрашивать не стали.

47news связался с одним из соавторов законопроекта Еленой Паниной.

- Елена Владимировна, когда вы готовили поправки, вы анализировали перемещение отходов в связке "Петербург-Ленобласть"? - спросил 47news.
- Так это же только Москвы касается, - удивилась собеседница.
- Нет, не только. Ещё Петербург и Севастополь, - пришлось поправить  депутата Госдумы.  
- Мы - московские депутаты и в первую очередь руководствовались тем, что Москва не готова. Мы же не видим отсюда, что там во Владивостоке и Магадане, - как показалось, несколько возмущённо ответила Панина.
- То есть, Петербург для вас, как Магадан? - уточнил 47news.
- Не придирайтесь к словам, я хорошо к Петербургу отношусь. Все субъекты, которых касается законопроект, были оповещены рассылкой.
- Ну хорошо. Расскажите в общих чертах, почему Москва не готова к работе регоператора?
- Не готова говорить о таких тонкостях, - несколько раз отказалась отвечать на вопрос даже в широкую клетку депутат, добавив: "У вас есть свой депутат, позвоните Дивинскому".

Мы не стали поправлять Панину и говорить, что Дивинский - депутат от Петербурга, но поскольку он действительно один из соавторов законопроекта, то последовали совету. По  его словам, поправки - не обязанность, а право.

- Если руководство города сочтёт нужным, оно им воспользуется. На сегодняшний день я знаю, что многие вопросы не решены.
- Генератором принятия закона стала Москва?
- Такая ситуация во многих регионах. В 56% проблема решена. Для поиска  мест для мусоропереработки и согласований понадобится время. В Европе в центре городов такие заводы стоят, а они же там щепетильно к этому относятся, - немного сдобрил цифрой и отсылкой к Западу несколько расплывчатый ответ Дивинский.
- Но прошло уже три года на подготовку. Нет ощущения, что ещё трёх вновь не хватит? - поинтересовался 47news.
- Ну и что? Ну не получилось, не сделали. Мы же не хуже делаем сейчас, а лучше, -  убедительно ответил депутат.  

Ещё один из соавторов законопроекта, депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик сообщил, что за три года будет разработана стратегия обращения с ТБО, которая позволит перерабатывать мусор в городской черте. "Конкретную технологию должны определить исполнительные власти Москвы, Петербурга и Севастополя, согласовать ее с Минприроды и внедрить в течении трех лет" - отметил Белик. По его словам, план обращения с отходами на этот период должен быть разработан и согласован с Минприроды в кратчайшие сроки.

На вопрос, изучалась ли им ситуация в Ленобласти, Белик ответил, что им был был проведен детальный анализ ситуации в Севастополе. Мнение о том, что законопроект был внесён исключительно ради Москвы, Белик отверг. Создание регоператора в Севастополе, по словам Белика, привело к росту тарифов для населения.

- Если закон будет принят, то у чиновников Севастополя появится законная возможность изменить это решение и снизить тарифы, - отметил собеседник.

На сайте "Единой России", Белик высказывается более откровенно: "Тем самым на рынок вернутся севастопольские предприятия, вернется конкуренция и реально снизятся тарифы на вывоз мусора." При этом саботажем госпрограммы депутат свое предложение не считает.

Отметим, что в карточке на сайте Госдумы среди тех, кто числится в комиссии по работе с законопроектом, есть бывший вице-губернатор Ленобласти, ныне депутат Сергей Яхнюк и ещё один депутат от 47 региона Светлана Журова. Яхнюк вежливо сослался на то, что находится в командировке, а Журова - на сильную занятость. Ещё один выходец из Ленобласти, а ныне член комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Драчёв sms от 47news получил, но не откликнулся.

Виктор Смирнов,
47news