Перед Новым годом парламент Ленинградской области вспомнил про повышение тарифа для населения на вывоз мусора. А что делать, избранные не знают. 47news предполагает, что за это заседание придётся расплачиваться через два года.

Депутаты Государственной думы 13 декабря во втором чтении приняли проект федерального закона о внесении поправок в закон "Об отходах производства и потребления". Согласно принятым изменениям, Москва, Петербург и Севастополь могут до 1 января 2022 года отложить начало работы единого оператора по обращению с отходами. Также депутаты разрешили всем субъектам Федерации, где регоператор не выбран, работать по старым правилам. Неожиданной новеллой стал следующий пассаж: "До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов". По сути, это означает легализацию свалок, работающих без разрешения. 

Неоднократно сообщалось: принятие поправок станет болезненным ударом по ситуации со складированием отходов в Ленобласти. Так, например, отсутствие регоператора в Петербурге не позволит контролировать, сколько мусора довёз перевозчик до полигона в области, а легализацию свалок без лицензии и вовсе можно назвать сомнительным подарком.    

Когда в Москве всё было решено, того же 13 декабря депутаты областного Законодательного собрания Ленобласти решили устроить слушания и узнать у специалистов, что происходит на мусорном рынке. Губернатор региона Александр Дрозденко, посетивший мероприятие, для начала оценил действия депутатов Госдумы.

- Такие меры продавливает мусорное лобби. Без Петербурга нам будет тяжело начинать. Необходимо заключить с городом подробное соглашение о вывозе и приёмке всех видов мусора — бытового, строительного, торгового и грунтов. Несмотря на то, что федералы против, нужно установить регламент, чтобы в условиях конкурсов для перевозчиков была обязательна установка ГЛОНАСС. Мы начинаем работать в непростых условиях. Сожалею, что депутаты Госдумы за две недели до Нового года решили поставить реформу с ног на голову, - не скрывая эмоции, выдохнул Дрозденко.

Бывший шеф охраны дачи Владимира Путина на Валдае Валерий Пикалев, недавно назначенный вице-губернатором, не возражал. Мусор, как известно, в его зоне ответственности. Пикалёв, впрочем, за два часа произнёс всего несколько слов. В том числе и поручение создать специальную комиссию с участием Петербурга. Губернатор, кстати, как мог, пытался оживить коллегу, жестикулировал, но, кажется, безуспешно.

В нынешнем году "УК ООЛО" была определена региональным оператором в Ленобласти. К полномочиям на десятилетний срок отнесены сбор, транспортировка и захоронение твердых коммунальных отходов на территории региона. В Петербурге оператор не выбран. С учётом поправок Госдумы неизвестно, когда это произойдёт.

С попыткой рассказать о том, из чего состоит новый тариф для единого оператора Ленобласти, выступил председатель комитета по тарифам Артур Кийски. Он был утверждён на уровне 6,45 рубля за метр квадратный для квартир и 382 рубля за домовладение.

кийски.JPG Валентин Илюшин
на фото: Артур Кийски

Но уже через минуту депутаты устали слушать цифры. С мест раздалось где-то жалобное, а где-то раздражённое: "Нам непонятно" и "А что 1 января изменится?". Выручил Дрозденко:

- Тарифы посчитаны, чтобы навести порядок. У нас одни районы платят больше этого значения, некоторые меньше. Но тариф, действительно, надо вводить не сразу. С юрлицами заключено договоров на 30 процентов, с физлицами - на сорок. Стопроцентного охвата территории нет, обработки на полигонах тоже нет. Начните работать, если получится, то хорошо, если нет, придут другие, без обид. Предлагаю на переходный период, до 2020 года, поднять тариф  на 10 процентов от среднего значения 4,5 рублей, то есть сделать 4 рубля 95 копеек. Для домовладений предлагаю снизить до 295 рублей, - предложил глава региона. 

 

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов выступал недолго и передал слово гендиректору "УК ООЛО" Николаю Хасиеву. Тот попытался рассказать о проделанной работе.

Справочно скажем, что Ленобласть поделена на 7 зон. Разработан единый платёжный документ со строкой "Вывоз ТКО" и заключён договор с Единым информационно-расчётным центром. Предусмотрено 20 территориальных управлений и 56 клиентских офисов. Всего в Ленобласти около 16 тысяч многоквартирных домов, в 15 тысячах из них работают управляющие компании. Ещё 208 тысяч - индивидуальных домов. Что касается юрлиц, с которыми нужно заключить договор, то их около 30 тысяч. По данным регоператора, в день обрабатывается до пятисот входящих звонков, а письменно ответ дан на полторы тысячи обращений. При этом конкурс на заключение контрактов с перевозчиками на 3 млрд был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. 

- Региональный оператор вывезет мусор в январе 2018-го  в любом случае. Даже если это будет в ущерб своей экономике. Сложные вопросы есть. Например, некоторые полигоны блокируют и не предоставляют доступ к контрольно-весовым данным, либо не оснащают ими свои объекты. Что касается перевозчиков, то мы хотим сохранить возможность работы для всех добросовестных компаний, включая 28 муниципальных унитарных предприятий, действующих на территории Ленобласти, - сообщил депутатам Хасиев, добавив при этом, что поправки Госдумы могут приведут к бесконтрольному вывозу отходов и возникновению несанкционированных свалок.

Выступление было встречено, мягко говоря, настороженно.

Фото: Генеральный директор "УК ООЛО" Николай Хасиев. Фото: Валентин Илюшин

Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев задал вопрос о структуре собственности "УК ООЛО".

- 25 процентов плюс одна акция у правительства Ленобласти, остальное - у структур, связанных с "Банком Санкт-Петербург", - ответил Хасиев.

Из зала донеслось, мол, что это за коммерция такая занимается вывозом мусора. Возможно, депутаты не знали, что региональными операторами по всей стране стали коммерческие организации. Один из присутствовавших в зале коммерсантов-перевозчиков спросил, будет ли между оператором и транспортниками посредник, на что получил отрицательный ответ. 

Единоросс Иван Хабаров проклокотал с места вопрос, почему расчёт ведётся с квадратного метра, а не с человека.

Отвечал вновь Дрозденко.

- У того и другого подхода есть плюсы и минусы. С одной стороны, бабушка может остаться одна в 70 метрах и ей платить за них тяжело. А в одной резиновой квартире может жить 20 орлов со стройки, которые мусорят  будь здоров. Но есть и многодетные, которые живут на малой площади, а есть дворцы, где один человек с собакой живет. Я пока не знаю, какой подход лучше. В конце концов, примите решение. Я обычно к вам прихожу уверенный и рассказываю, убеждаю, но хоть раз скажите, как нам, исполнительной власти, лучше поступить? - эмоционально отреагировал на вопрос Дрозденко, добавив, что нужно ввести перекрёстную оплату для тех, кто с мая по сентябрь живёт на дачах, что бы оплата не дублировалась.

Депутаты защебетали, словно птицы. Общим выводом стало то, что надо сделать, как говорит губернатор.

Валерий Пикалев тоже оживился и предложил ввести дифференциальный тариф для частных домовладений, исходя из площади. Сам он этого, правда, не сказал, мысль проговорил Дрозденко: "Бабушка в хатынке с 12 внуками не должна платить столько же, сколько человек в доме со стеклянным лифтом. Валерий Иванович предлагает посчитать тарифы до 100 метров, до 300 и до 500 метров".

Депутат Сергей Караваев застенчиво предложил обязать Петербург вкладываться в инфраструктуру и модернизацию полигонов.

Дрозденко даже вздохнул: "Петербург обещал модернизировать полигон "Красный Бор", когда у меня, как говорится, первая ходка в губернаторы была. Город сложно заставить что-либо сделать в сфере утилизации мусора. Но надо договариваться, чтобы друг другу на коврик не гадить".

Эмоции нагонял депутат от Выборгского района Олег Петров.  

- Я в РАСЭМ прихожу и всё понимаю, а вы ничего никому не рассказываете, - как показалось, с обидой жестикулируя и отставляя в проход ногу, повышал голос избранник в сторону Хасиева. Заметим, что, как и многие предприятия в этом районе, перевозчик мусора РАСЭМ близок к авторитетному жителю Выборга, депутату Александру Петрову. 

Главный по отходам Николай Борисов по-чиновничьи ловко сгладил разговор и, как мог, успокоил Петрова, который к тому времени выставил в проход уже две ноги. Депутат Алексей Ломов тем временем твердил, что ему всё равно непонятно.

депутат Алексей Ломов

В итоге несколько хаотичного заседания депутаты решили в срочном порядке определиться с тем - за человека или за метр брать плату, обсудить дифференциал по площади домовладений, собственно снижение тарифа и сохранение имеющихся перевозчиков, а также проблему площадок муниципалов на местах. Впрочем, этот перечень надиктовал Дрозденко. Собрались было даже голосовать прямо сразу за снижение тарифа. Коллег пытался остановить Андрей Лебедев.

- Экономического обоснования тарифа же нет. Вы что делаете? Впереди выборы, а за плечами пенсионная реформа, - уже без микрофона прокричал Лебедев на засобиравшихся соратников по ЗакСу, призывая сначала подумать и добавив вопрос в сторону Кийски, - сколько времени нужно для расчёта тарифа?

- Один день, но необходимо, чтобы вы приняли закон о льготном тарифе, - невозмутимо ответил Кийски.

Черту подвёл ещё более невозмутимый Пикалев. "Я всё записал, мы с вами скоро встретимся", - обратился он к избранникам и ушёл. 

Если отвлечься от несколько судорожных попыток депутатов понять, что происходит в мусорной отрасли, стоит сказать о методе установки льготного тарифа. Во-первых, действительно, нужно принять закон. После приказа Управления по обращению с отходами должен быть сделан расчёт за тонну или кубометр. При этом нужно понимать, что законодательно тариф может быть только единым для всего населения Ленобласти. Отсюда два вывода. Те районы, где тариф был выше усреднённых 6,45 рубля, выиграют вдвойне. Второй тезис болезненный. Из казны Ленобласти придётся платить межтарифную разницу между экономически обоснованным тарифом и льготным, как это происходит с теплом и водой. По примерным подсчётам опрошенных чиновников речь идёт о 500-600 млн рублей в год. Кстати, это вряд ли понравится вице-губернатору по финансам Роману Маркову, который не один год положил на снижение межтарифки по всем направлениям.  

Самое сложное в другом. Если тариф будет понижен на переходный период до 2020 года, то его неизбежно придётся серьёзно повышать в 2021-м. Но каждый субъект ограничен индексом предельного роста платы граждан за коммунальные услуги - его устанавливает правительство России. В этом году он был 3,5%. Здесь напомним, что в процентах разница между 4,5 и 6,45 рубля составляет 43%. Зависимость не линейная, но доля мусора в индексе грозит вырасти далеко за его допустимые пределы. Каким образом Ленобласть будет выходить из ситуации через два года, пока неясно, а, может быть, в данной политической диспозиции, и не важно.    

Виктор Смирнов,
47news

фото: Валентин Илюшин