Дизайнер из Петербурга познакомилась с хаски, когда их называли лайками. Теперь у неё под три десятка голубоглазых ездовых. На севере их меняют как колеса, они же только рады.

Катерине 33, она живет в Грузино Ленобласти и она единственная, в России так уж точно, кто засыпает в окружении "ХБО" по кличке Бу и 24 хаски. Бу "хотела быть овчаркой", но белые лапы с крапом выдают, что в ее роду были не только образцы защитно-караульной службы, но и гончие. Наверху спят ещё четыре будущих ездовых с голубыми глазами.

Началось всё десять лет назад. Количество сибирских хаски тогда в Петербурге соответствовало примерно тому, что в наш январь 2019-го квартирует у обитательницы одного из садоводств в Грузино. В морду существ из кинофильмов про Аляску толком никто и не знал. "Ой, какая у вас симпатичная лаечка? Присказка про "сам ты лайка" из тех времен", - вспоминает вопросы из зачина сегодняшней моды судья по ездовому спорту всероссийской категории Катерина Зайцева. Рефери такого статуса на всю страну четыре, и одна уже в общем-то в Америке.

- Тот человек, кто я сегодня — это всё хаски. Судья, тренер, кинолог и многое другое. Нынешняя физическая форма - тоже благодаря им. Спорта в юности как такового не было. Три километра на лыжах с мамой в парке, дальше задыхалась, то есть не серьёзно. Теперь походы. Мы не шикуем, но я не работаю пять дней на дядю. Постоянно живу за городом. Приезжают соседи, спрашивают: "Вы что круглый год в садоводстве? Вы же молодые, вам скучно должно здесь быть?" Что значит скучно? Я тут вообще-то вижу все сезоны. У нас и зима, и весна, и лето, и осень. Тут нет этой постоянной непонятной слякоти, что в Петербурге. Есть, кто говорит, что не в своем уме. Но, наверное, только у меня столько хаски на диванах, - Катерина рассказывает эмоционально, в лицах, меняя голоса, интонационно подчёркивает важное для себя.

В Грузино она живёт со своим молодым человеком Василием. Он тоже с головой в собачьей теме. Себя называет каюром — погонщиком собак, запряжённых в нарты.

На десять соток в садоводстве, что в 40 километрах от Петербурга, Катерина перебралась пять лет назад из двухкомнатной квартиры у метро "Проспект Ветеранов". К моменту сделки офисный IT-работник компании, заточенной под военно-морской флот, уже сама вела занятия в "Школе юного каюра" в Рапполово и уверенно держала трёх хаски — Вову, Зиму и Зорика. Решение покинуть город и разорвать рутину дизайнерской пятидневки было логичным. В том смысле, что всё к нему и шло. Число пушистых тел на квадратных метрах в квартире дома в спальном районе росло. Росли и сами тела.

Во дворе дома в грузинском садоводстве репортёров 47news встречали с десяток кобелей в четырёх вольерах. В доме они ночуют, а на свежем воздухе посменно и разнопарно днюют. Сук в вольеры запускают, но реже. Они начинают рыть подкопы — это генетика.

Естественно, что чужаков северные носы учуяли уже на подходах, а визуализация незнакомцев сопровождалась лаем. "Вы для них утренняя новостная газета, они вас почитают, голод утолят информационный, с выходных людей новых не видели, все в порядке", - объяснила поведение подопечных Катерина. Автору статьи было приятно. Выходило, что новости можно не писать вовсе, а просто ходить в гости по утрам самостийным информационным носителем по собакам. Цензура не кусалась. Меня в голос зачитывали Ватсон, Коля, Костя, Мартин, Кулер…

- Как их всех запомнить-то можно? Вот этот рыжий, понятно, а других?

- Всех помню, они все разные, по движению каждого определить легко, по темпераменту.

У девятилетнего Вовы, вожака грузинской стаи хаски, и его "правой лапы" Отто журналисты 47news, показалось, не вызвали особых эмоций. Они зачитали нас дежурно, как биржевой аналитик бегущую строку с индексами Dow Jones и Nikkei. Там упало, тут подросло, но не фатально.

- Вова уверен в себе, вежлив, молчаливо спокоен. Он сядет так, что сразу станет понятно, кто №1. Отто щенком копировал его во всем, ходил по пятам. В итоге стал вовиным силовиком, его задача — не допустить переворота. Если Вова на кого-то не так посмотрит, то Отто тут же бежит, на кого бровью указал вожак. Есть еще Дрейк — он лидер. Дрейк - самостоятельная величина. Но лидер и вожак разные категории. Дрейк — первый в упряжке. Вова же бежит сзади. Он ответственен за меня. Для него я хрупкая маленькая девочка, - ввела в курс иерархии 47news Катерина.

Собственно Вова и стал первым собственным хаски девушки. Проводником в породу стали люди, популяризирующие в Петербурге ездовой спорт. Встреча с ними была во многом случайной. Катерина была неравнодушна к собакам, но к борзым. Ещё мультик нравился "Балто", про пса с кровью волка в жилах, но не более. Так и подошла к 2010 году, когда в Петербурге мало кто мог отличить хаски от лайки.

Вова Катерине достался из хороших и знающих рук, но попал в них не по адресу. Его, ездового, подарили молодому человеку для охраны дачи, а он и сдал непрофильного Катерине. Потом появилась "кладезь дурных привычек" Зима. Она любит вскрывать двери и окна. За ней Зорик, с которым не справился один из Катиных учеников. Собака стала его прикусывать. Собственно, из четверти сотни собак, которые сегодня живут в Грузино, тринадцать - это отказники.

- Здесь не понял, десять лет назад в Петербурге никто не знал, как хаски звать. Теперь город вздыхает по этим собакам, а в Грузино столько отказников, сколько прежде хаски по всему городу не сыскать было?

- Это часть моды, без которой никуда. Брали пушистого и голубоглазого, а оказалось, что этому существу нужны вы и ваше время. Сколько сегодня хаски в Петербурге - не сосчитать. На Avito щенков продают по 5-8 тысяч, а хаски всё вяжут и вяжут, потому что мода.

Если кто-то решит двинуться по пути Катерины, то стоит учитывать, что жить придется как на стратегическом объекте. Режим дня, формирование бюджета, планы на будущее и даже перемещение по дому целиком и полностью зависят от четвероногих.

- Представьте, что вы на космическом корабле или на подводной лодке. Только там снаружи открытый космос и большая вода, а у нас все это неизведанное внутри. Зашли в помещение — это вакуумная комната. Закрыли дверь, переоделись, нажали ручку, зашли в другой отсек, задраили люк. В доме 100% энергия, она ждёт общения, - так напутствует Катерина всякого входящего в свой дом.

После увольнения из офиса, продажи квартиры в Петербурге и переезда в Грузино её основным источником дохода стала работа, так или иначе связанная с животными. Катерина принимает заказы на фотоссесии с хаски, катает на упряжках, работает грумером — собачьим стилистом-парикмахером. Практикует зоогостиницу – берет на время псов, пока хозяева в отъезде. Есть судейство соревнований по ездовому спорту. Имеет опыт службы на конюшне. Летом поработала администратором полётов на аэродроме в Гостилицах в Ломоносовском районе. Иногда приходится вспоминать своё дизайнерское прошлое на "горячих заказах". "Бывает, звонят, просят - срочно надо, сделай, мне конец, всё горит. В итоге берешь ноутбук и садишься ваять", - рассказывает об источниках пополнения бюджета Катерина.

- Я душой не кривлю, доход не стабилен. Иногда сама удивляюсь, как удаётся вертеться. Им корма в неделю надо 50 кг — это 8 тысяч рублей, в месяц получается 32 тысячи. Плюс бензин, плюс электричество, плюс мы сами есть должны, всякие вещи из обычной жизни. Корм, кстати, с начала года подорожал на 500 рублей. Его надо только "премиум" покупать, потому что дешевый корм — это рост расходов на ветеринарию. С одной стороны, хаски такие, что гвозди перемалывают. Это миф, что у дворняг крепче здоровье. Один осенью взял и тряпку из микрофибры съел. А мне возьми с потолка 35 тысяч рублей. Плюс обработка от блох и глистов, тоже расходы, - пробежалась по строчкам бюджета, о которых приходится думать, Катерина.

Параллельно занятия с детьми по той же линии ездового спорта. Девушка - президент петербургского отделения федерации. Это тоже спорт.

- Тут как бывает, привели пухленького ребенка пушистую собаку потискать. Он потискал, потом кататься стал, потом тренироваться. Время приходит, а он к тебе приходит уже как выпускник университета Лесгафта по биатлону, а то и по боксу. Называется, собачку потискал.

А про здоровье дворняг двумя абзацами выше Катерина к тому, что в конце лета к хаски с железнодорожной платформы пришла "ХБО". Типичная садоводческая августовско-сентябрьская история. Кто-то имеющий в своих родственниках овчарку дал понять, что его у Катерины всё устраивает и он собирается остаться у неё жить. Хозяина пришельца со станции найти не удалось. Собаку назвали Бу. Она темпераментом другая, но тоже в команде.

- Когда Бу бежит, она тормозов не чувствует. Это такая типично овчарочья история. Она будет сидеть и в глаза тебе смотреть или бежать, жилы рвать, пока не свалится: "Хозяин, я за тебя умру". А хаски – это инфантильные ребята. Они не конкретного хозяина любят, они вообще людей любят. Они на детей похожи. В том смысле, что тем и другим надо бегать и орать. Может, грубоватое сравнение, но на севере хаски как колеса меняют на автомобиле. Не подошла пара – поменялся с соседом. И нет стенаний по поводу любимого хозяина, - описала отличие любимцев от всех других Катерина.

Зарабатывает она и на разведении хаски. В истории Грузино было три помёта. 6 января этого года родились три девочки и мальчик. Щенки ждут хозяев, но не из тех, что ищут питомцев по доскам объявлений.

- Продаю дорого, то есть не за 5 тысяч рублей как на Avito. Это принципиальная позиция, своеобразный тест на профнепригодность будущего хозяина. Хотя и высокая цена не гарантирует взвешенного решения, но тут риск ошибки после взгляда в голубые глаза меньше.

Если все сложится удачно, то в марте Катерина с Василием при 25 хвостах отправится в Мурманскую область – в Хибины. В прошлом году хаски из Грузино уже делали трехдневный 100-километровый поход по этим горам. Это их, собачье, дело.

Александр Калинин,
47news

фото - Валентин Илюшин