Категорически против прощения населению долгов за ЖКХ и чиновники, и депутаты Ленобласти. Иначе отрасль ЖКХ будет уничтожена. Вице-губернатор Марков говорит о смерти должников, а его коллега Коваль видит вариант, но с отъёмом имущества.

Депутаты Законодательного собрания Петербурга 21 января обратились к городскому прокурору Сергею Литвиненко с просьбой списать долги населения за газ и услуги ЖКХ. Ранее с подобной инициативой выступили народные избранники Смоленской, Астраханской, Ростовской, Самарской, Курской, Липецкой и Свердловской областей, а также Чувашии, Башкирии и Дагестана. В Красноярске и вовсе прозвучала идея помимо долгов за ЖКХ обнулить задолженность граждан по кредитам. Катализатором этого домино стало, как известно, решение суда города Грозного о легитимности списания 9 млрд рублей долгов населения за газ. Иск с таким требованием подавала местная прокуратура с бесхитростной мотивацией: предъявление массовых требований к должникам может вызвать социальную напряжённость и протестную активность.

47news спросил депутатов областного ЗакСа - не собираются ли они обращаться с подобной инициативой к прокурору Ленобласти Борису Маркову. Специалистам мы задали вопрос о том, что будет. Если спишут долги.

По данным блока ЖКХ правительства Ленобласти, на конец 2018 года долги населения региона по оплате услуг ЖКХ составили 4,4 млрд рублей. Из них за теплоснабжение - 3,75 млрд, за водоснабжение - 660 млн, за канализование около - 740 млн. Так называемых безнадёжных - 668, 55 и 50 млн соответственно. По данным сбытовой компании "ПСК", долг населения за потреблённую электроэнергию составляет немногим более 300 млн. Второй крупный игрок, "РКС-Энерго", информацию о долгах предоставить не смог. Отметим, что, согласно Гражданскому кодексу, срок исковой давности по коммунальным долгам составляет три года. 

Как отмечают в правительстве региона, сумма долга за воду, канализацию и отопление из года в год примерно одинаковая. Процент неплательщиков тоже относительно стабилен - это 10-15% населения.

По словам первого заместителя председателя комитета по ЖКХ Валерия Минкача, в случае списания долгов баланс коммунальных предприятий мгновенно станет минусовым, что чревато банкротством.

- Дебиторская и кредиторская задолженности обычно примерно одинаковые. Предприятие должно, но и предприятию должны. Уберите из этой модели вторую часть - и компания может рухнуть. Если это государственное предприятие, то ему, конечно, может помочь область, но это, по моему мнению, неправильно. Тем более, в сфере водоснабжения населения долги граждан составляют десять-двадцать тысяч. Это не те деньги, которые финансово убьют человека. Поэтому мы работаем через суды, взыскиваем. Если списать, люди вообще платить перестанут, - уверен чиновник.

Заместитель председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Анастасия Кузнецова поддерживает коллегу.

- Амнистия плохо скажется на дисциплине населения, которая и так хромает. Сегодня зачастую население должно коммунальному предприятию больше, чем долги самого предприятия перед его контрагентами. Единственные, кто идеально платит - это пенсионеры. А среди злостных неплательщиков зачастую люди обеспеченные. Согласитесь, будет несправедливо огульно всех прощать, - считает Кузнецова.

Председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу в Законодательном собрании Ленобласти, депутат-единорос Михаил Коломыцев заявил 47news, что он "против халявы". По его словам, краткосрочный период эйфории закончится увеличением тарифа.

- После такой амнистии предприятие придёт и потребует увеличить тариф, в который заложены деньги на реконструкцию и ремонт сетей. Для населения рост ограничен правительством - значит, перенесут на промышленных потребителей. Тогда цены поднимутся на всё. Помимо угрозы коммунальным предприятиям, в результате развития такого сценария люди начнут относиться к услугам ЖКХ как к воздуху и перестанут платить. При этом у добросовестных плательщиков случится психологический коллапс.

- А как же декларируемое равенство субъектов Федерации? - уточнил 47news.

- Вы удивитесь, но в тарифах уже сейчас заложено субсидирование дальнего Востока и Крыма - и ничего, живём.

Депутат областного ЗакСа и гендиректор Леноблводоканала Саяд Алиев считает, что в случае прощения долгов необоснованная нагрузка ляжет на казну субъекта.

- Откуда эти деньги брать тогда? Если говорить о частном предприятии, то оно должно быть очень богатым, чтобы выйти живым после такого обнуления. Я вообще считаю, что люди, которые выдвигают подобные предложения, оторваны от реальности, - отметил Алиев.

Финансовый вице-губернатора правительства Ленобласти Роман Марков категоричен - долги списывать нельзя.

- В исключительных случаях, таких, как ликвидация предприятия, банкротство, смерть должника, есть особая процедура списания. Я считаю, что списывать задолженность недобросовестным должникам несправедливо по отношению к добросовестным, - считает чиновник.

Его товарищ по правительству - коммунальный вице-губернатор Олег Коваль - допускает вариант амнистии в ЖКХ, но с условием.

- После того, как долги простили, человек должен взять на себя обязательство платить вовремя. В ином случае должны быть предусмотрены санкции вплоть до отъёма имущества. Кстати, если говорить о людях, то в случае амнистии неплательщикам, исходя из здравого смысла, добросовестные граждане смогут по суду истребовать свои деньги. В целом же такие развороты могут уничтожить систему ЖКХ. Тем более в Ленобласти, где много ветхих сетей. Откуда у предприятий будут средства на ремонт и реконструкцию? - задаётся вопросом Коваль.

Что касается исходной дискуссии о списании долгов только за газ, то, как выяснилось, в Ленобласти они относительно небольшие. По информации гендиректора "Газпром газораспределение Ленинградской области" Дмитрия Шевченко, долги населения составляют примерно 100 млн рублей.

 

- Половина из них - долги сроком менее года. Сомнительных долгов - 1-2 процента. На них у нас создаётся резерв, - рассказал топ-менеджер, добавив, что эта сумма остаётся относительно стабильной из года в год.

- Как вам в целом конструкция прощения долгов? - спросил 47news.

- Думаю, руководство отреагирует, но, по моему мнению, конструкция странная, - дипломатично ответил Шевченко.

Отметим, что Газпром уже отреагировал. Решение грознеского суда монополия пообещала оспорить. Другое дело, что идея всепрощения весьма привлекательна для масс и, после интенсивного публичного обсуждения, может показаться гражданам реальной не только в Чечне.

 

Виктор Смирнов,
47news