Профсоюзы всеволожского "Форда" готовы к закрытию завода, но по немецкой схеме. Официальный борец за права рабочего народа Дербин не видит угрозы Первомаю. Жалко, что братва из Детройта наших не поддержит. Хотя и в курсе.

За два дня до 72-ой годовщины смерти Генри Форда во всеволожском Доме культуры работники автопредприятия Ford Sollers встретятся с профильными комитетами администрации Ленинградской области. И обсудят, как им жить дальше. С высокой вероятностью к 5 апреля руководство российско-американского предприятия заявит о реструктуризации бизнеса. То есть о закрытии завода во Всеволожске.

Как рассказали 47news работники предприятия, 27 марта их должны собрать не в полном составе в одной из частей большого производственного корпуса и сообщить об остановке конвейера. Заодно рассказать, как будет выглядеть прощание. О том, что анонсу о реструктуризации быть, в середине марта всеволожским рабочим донёс президент  CEO Ford Sollers Адиль Ширинов. Источник "Фонтанки", близкий к Минпромторгу, также сообщил, что официального заявления  по Всеволожску надо ждать именно 27 марта.

В официальном Ford Sollers 47news сообщили, что не в курсе, будет ли 27 марта президент компании в Ленобласти. Там по-прежнему заявляют, что "находятся в стадии финализации решения о реструктуризации". Так происходит с начала января, когда гендиректор Ford в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стивен Армстрон анонсировал сокращения персонала на европейских заводах автоконцерна в масштабах "тысячи".

Как показалось 47news, профсоюзные лидеры всеволожского "Форда" готовы к закрытию, но хотят так же, как в Европе. Там режут заводы в немецких Саарлуисе и Кёльне, в румынском Крайова и закрывали предприятие в бельгийском Генке. Шести сотням работников конвейера Ford в Ленобласти ближе Германия. Там пяти тысячам автозаводцев сокращали по программе добровольного увольнения. Каждый получил два годовых оклада. Средняя ежемесячная зарплата в Кёльне и Саарлуисе три тысячи евро. Тем, кто старше 50 лет, предлагалось раньше уйти на пенсию, при том, что Ford будет поддерживать спецпособием. Тем, кто моложе — бонус — плюс один оклад за каждый отданный старику Генри год.

Те, кто сегодня продолжают стоять на линии во Всеволожске, вспоминают, как сокращали вторую и третью смены. Были годы, когда завод собирал Focus и Mondeo в режиме non stop. Тогда с людьми прощались пятью окладами. Сегодня средняя зарплата на заводе 55 тысяч рублей, то есть стоит ориентироваться на 275 тысяч прощальных.

- Очень ждём 5 апреля во всеволожском ДК губернатора Дрозденко. Хочется спросить, что именно он имел в виду, когда на форуме в Сочи говорил, что Форд до конца года не закроют. Понятно, что экономических действий сейчас мы включить не можем, быть уволенными без рубля никто не хочет. Но большой профсоюз в Детройте готов нас поддержать, - заявил 47news председатель первичной профсоюзной организации Ford во Всеволожске Михаил Сергеев.

Собственно заявка на проведение митинга, посвященного теме закрытия, на 500 человек на главной площади Всеволожска подана профсоюзом на 29 марта. Он не состоится, и не оттого, что на площади ведётся демонтаж катка. 25 марта с активистами "Форда" встретился глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский. На ней и было решено обсудить все культурно. Для общения ждут представителей комитета по труду и занятости и трудовой инспекции. Возможно участие комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, а также комитета по социальной защите населения.

- Нам не нужно нагнетание негативного фона. Какой инвестор заинтересован в заводе, когда такая агрессия. К тому же, мне задавались такие вопросы, на которые я не мог компетентно ответить. Взять ту же двухгодичную компенсацию. Нужен представитель комитета по труду и экономический вице-губернатор тоже, - заявил 47news Низовский.

Что касается потенциальных инвесторов, то в марте на заводе во Всеволожске видели экскурсионные группы азиатов. Визиты породили слух об интересе ко всеволожской площадке представителей корейского и японского автопрома. При этом, как рассказывают работники всеволожского завода, сегодня им устроиться на петербургские Toyota и Hyunday не просто. И не потому, что там нет рабочих мест. У профсоюзов Ford историческая репутация требовательных буянов, качающих права. Появления таких людей в корпорациях с идеологией исполнительного азиатского труженика избегают. Как вариант, в профсоюзе говорят о митинге в середине апреля во Всеволожске, а вслед за ним на площади Ленина в Петербурге.

Мы готовы к акциям, но прекрасно понимаем, что переговоры — это дело торга. Когда закрывали в Шушарах General Motors, требовали 18 окладов, в итоге кто был настойчив, тот получил 12. Что касается Ленинградской Федерации Профсоюзов, то помощи от них не ждём, - заявил 47news еще один профсоюзный лидер, председатель первичной профсоюзной организации МПРА в Петербурге и Ленобласти Игорь Темченко.

Между тем анонс о реструктуризации, под которой мыслится закрытие всеволожского автозавода, может обернуться казусами. Первого мая по Невскому проспекту в головной колонне будет идти председатель Ленинградской Федерации Профсоюзов Владимир Дербин вместе с руководством, правда, не Ленинградской области, а Петербурга. Там традиционно будут звучать лозунги про солидаризацию рабочего класса, мир, труд. А ещё через месяц ленты новостей застрекочут сообщениями о приходе в город и Ленобласть новых инвесторов и рекордных контрактах.

Звонок 47news застал Владимира Дербина в отпуске:

- Слышали о проблемах на "Форде", будете помогать? - поинтересовался 47news у руководителя ЛФП.

- Нет, не слышал, но они всегда могут к нам прийти, - указал направление Дербин.

- Просто про ЛФП слышат только на Первомай и при подписании соглашений о минимальной заработной плате...

Просто эти профсоюзы самостоятельные, считаю, что сами могут разобраться, если бы они были в нашей системе, то и мы были бы в переговорном процессе.

- А вас не покоробит, если на Первомай ваша колонна будет кричать "Да здравствует", а их "Даёшь"?

- Их право.

 

Александр Калинин,
47news

СПРАВКА:

Согласно российскому законодательству, в случае, если предприятие намерено сократить работников, сначала оно обязано прислать уведомление в комитет по труду и занятости. Как рассказал 47news председатель комитета по труду и занятости Алексей Брицун, никаких соответствующих уведомлений от Ford Sollers в его ведомство по-прежнему не поступало. При этом комитет готов начать консультации по вопросу трудоустройства раньше официального анонса.

Что до формальностей, то сама процедура по сокращению или по ликвидации предприятия одинаковые. В дату увольнения работник получает заработную плату, компенсацию за отпуск, а также средний заработок (пособие) за один месяц. Через месяц после увольнения, если работник не трудоустроился, он должен обратиться к работодателю и получить средний заработок ещё за один месяц. Через два месяца после увольнения работник может получить ещё средний заработок, но при условии наличия решения Биржи труда. Оно основано на его постановке на учёт и если он за этот период не будет трудоустроен. Остальные выплаты либо указаны в коллективном договоре, либо отдельным соглашением при расторжении Трудового договора.

Ford открыл завод в Ленобласти летом 2002 года. Совместное предприятие Ford Sollers образовано в октябре 2011 года Ford Motor Company и Sollers при равном участии сторон. Согласно данным "Спарк Интерфакс", 2015, 2016 и 2017 годы ЗАО "Форд Мотор Компани" заканчивало с убытками. Так, по итогам выручка всеволожского завода составила 1 005 000 000 рублей при чистом убытке 46 000 000 рублей.

Автопредприятие во Всеволожске испытывает серьезные затруднения с конца 2014 года, когда оно было вынуждено остановить конвейер. В сентябре 2015 года правительство Ленинградской области приняло решение вдвое сократить налог на имущество единственного автопроизводителя региона. В результате в 2016 году Ford Sollers должен был сэкономить  159 миллионов рублей. Работники завода неоднократно бастовали. Последняя забастовка на заводе во Всеволожске проходила с 16 по 28 ноября 2018 года. Работники предприятия были недовольны длительными периодами простоя.