Депутат Госдумы Яхнюк придумал, как раскулачить тех, кто не растит картошку. В его лице государство признало: на земле зарабатывают прохвосты. Осталось найти еще миллиард.

"Надо долбить, иначе не пробить", - был бодр он в беседе с журналистом 47news, добавив, что прекрасно понимает, как тяжело пойдёт претворение процедуры в жизнь.

Бывший вице-губернатор Ленобласти по сельскому хозяйству Сергей Яхнюк, вот уже два года занимающий пост депутата Государственной думы, задумал привести в порядок земельный рынок. С коллегами он направил в ЗакС Ленобласти федеральный законопроект (для ознакомления). Благодаря ему можно будет без проволочек изымать участки у тех, кто не использует сельскохозяйственную территорию по прямому назначению.

Тема, конечно, не нова, но любопытна правдивая подача Яхнюка. В пояснительной записке идёт отсылка к указу первого президента РСФСР Бориса Ельцина. Им он повелевал ликвидировать колхозы и совхозы, а землю, отданную им ещё Лениным в вечное пользование, передать в частную собственность трудовым коллективам. Как известно, крестьяне в итоге получили не выделенный в натуре кусок, а государственные расписки о бесплатном получении пая или доли. По стране таких долей было у 12 млн граждан, причём из 112,7 млн Га обрабатываемой земли 82,7% перешли в частные владения.

О том, как этот момент спустя десятилетия смогли конвертировать наиболее продвинутые, неоднократно сообщал 47news. В связи с тем, что паи не имеют никакой формальной привязки к адресам, а кадастрированием никто не занимается, жулики создали так называемую схему "белых пятен". При нужных связях бумажный пай перепрописывают в нужное место. В результате земля летает и вообще делает всё, что им  хочется. Совхозы вроде "Выборгского" и "Щеглово" во Всеволожском районе благодаря этому прокрутили несколько раз.

До сих пор, уже пишет депутат, на кадастровый учёт поставлено всего 20% сельхозземель, позаботились об этом лишь 4 млн собственников. Дальше идут слова, не свойственные для официального документооборота: "Именно это является сегодня источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей, в результате которых ресурсы разбазариваются. Земельный рынок приобрёл криминальный характер, спекуляция участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам".

Заметим, документы поданы в пакете и, в случае принятия законопроекта, и под этими словами поставит свою подпись Владимир Путин.

В результате неразберихи, подсчитал товарищ Яхнюк, более 30 млн Га ранее обрабатываемых земель заросли лесом, и тех, что разделены на паи, в реальности уже не существует. Согласно действующему законодательству использовать невостребованные доли сегодня можно только по суду. И то, процедура прописана настолько не четко, что этим толком никто не занимается.

Теперь же предлагается пересчитать всю землю и в случае, если гражданин за 28 лет не решил, как использовать свою долю и не поставил её на кадастровый учёт, считать его участок невостребованным. Наделы передадут в муниципальную собственность после составления особого списка, и местные власти уже проведут все необходимые землеустроительные работы. В течение трёх лет владелец, чьи гектары отошли государству, может претендовать на денежную компенсацию, но исчисляться она будет по кадастру.

По словам Сергея Яхнюка, он решил поднять тему сегодня, так как, поработав в Москве, понял — активности в этом вопросе ни от кого не добиться, даже от Министерства экономического развития, которое вроде как должно за процессом следить.

- Вам не кажется, что это напоминает классическое раскулачивание?

- Не кажется. Мы даём выбор — или сам работай, или по другому пути иди. Надо к этому принципиально подходить.

- Вы восемь лет были главой администрации Приозерского района и девять — вице-губернатором. Что такого сегодня случилось, что решили заговорить?

- Работая в исполнительной власти, я всегда обращал на это внимание и поднимал вопрос. Теперь же имею возможность влиять с законодательной точки зрения.

- Ваш коллега Владимир Драчёв подпишет документ, как считаете? – спросил автор, намекая на сомнительную информацию по поводу земель и родственников Драчева, которую сам же и публиковал.   

- Никого заставлять не будем, те, кто сами решат, это сделают.

Нынешний вице-губернатор по сельскому хозяйству Олег Малащенко согласен с коллегой насчёт необходимости возвращать в профессиональный оборот сельскохозяйственную землю, но не столь категоричен насчёт использования её в мошеннических интересах. По его словам, районные власти как правило не интересуются этой процедурой из-за трудностей с тем же Россельхознадзором. За простаивание земли положен штраф, и если частного собственника государственная инстанция может найти не всегда, то с муниципалами гораздо проще.

- Финансисты нам говорят: сначала найдите инвестора, который будет эту землю использовать. Приходят инвесторы, спрашивают, через сколько всё оформите? Отвечаем — через полтора года. Они уходят. Такой замкнутый круг, - вспомнил он, впрочем, заметив, что вице-губернатор по финансам Роман Марков уже дал добро на выделение четверти миллиарда на кадастрирование 100 тысяч Га.

Кроме того, Малащенко уверен, что процедура постановки сельхозки на кадастровый учёт началась в массовом порядке только год назад. "У нас единственный район, где 95% сельхозземли используют по назначению. Это Приозерский. В остальных главы районов не мотивированы, за отсутствие процесса никто не наказывает. Вот ввели критерий эффективности и начали шевелиться", - признал он.  

- Вы согласны, что отсутствие контроля приводит к разбазариванию земли?

- Не к разбазариванию, а к исчезновению. Для приведения в порядок одного гектара нужно 80 тысяч рублей. Или сейчас мы ставим на кадастр за 2,5 тысячи или потом тратим такие деньги. Хотя, конечно, оформление — это всего лишь первый шаг.

- Вот вы говорите, хотите поставить на учёт 100 тысяч Га. А столько нужно вообще?

- По заявкам нужно как минимум 45 тысяч.

- И куда денете оставшиеся 55?

- Ленобласть потребляет 1,2 млн тонн зерна, а производит — 130 тысяч тонн. Стоимость зерна — 14 тысяч за тонну, а соломы — 3,5 тысячи рублей за тонну. Экономика в этом плане очень интересная. Но вообще происходящее с землями в нашей стране — это нонсенс.

Справка:

Всего же, по его оценке, в начале девяностых в Ленобласти было 612 тысяч Га сельскохозяйственной земли. Из них использовалось 400 тысяч Га. Сегодня эта цифра составляет 234 тысячи Га, и то — с учётом перманентных усилий в этом направлении. Если взять минимальные расценки, постановка на кадастр всех оставшихся угодий обойдётся в 945 млн рублей. В этом году на эти цели выделено 20 млн рублей, а для более-менее серьёзного разговора Малащенко бы хотелось получить 250 млн рублей. Тогда можно будет рассуждать об оформлении 100 тысяч Га земли.

 

Юлия Гильмшина,
47news