Под новый терминал в Приморске вырубили за 200 га сосняка. Зачем начинать с угля -  местным жителям заслуженные портостроители расскажут постфактум. Путаницу вносят прошлые активы Ильи Трабера.

В доме культуры посёлка Ермилово 24 июля представители ООО "Приморский УПК", администрации Выборгского района и Приморского городского поселения должны рассказать об экологии нового портового проекта на Финском заливе под Приморском. По сути, о самом проекте. Присутствие УПК в этой локации перестало быть бумажным - с весны вырубается участок южнее посёлка Ермилово и западнее посёлка Балтийское. Сегодня здесь капитально вырублены не просеки, а целые пространства. Масштаб работ хорошо виден с воздуха. Даже нефтебазы соседней "Транснефти" на фоне работы лесорубов выглядят не сказать чтобы глобально.

По данным 47news, участок площадью 265 га, где ведётся вырубка, в феврале 2019 года был передан сроком на 49 лет в аренду ООО "Приморский УПК". Заявленная цель - строительство линейных объектов. Собственно, на "Приморский УПК" указывают и придорожные плакаты, предупреждающие о валке леса. В администрации Приморского городского поселения 47news заявили, что единственное, о чём с уверенностью сегодня можно говорить - так это о том, что работы ведёт УПК. По оценкам экологов, вырублено порядка 200 Га соснового бора.

Фото: съёмки экоактивистов от 10-11 июля

Рубка леса под новый порт - сегодня самая популярная тема у жителей Приморска, Ермилово, Карасевки и Балтийского. Социальные сети и профильные группы также наполнены фотографиями свежих проплешин. Сетования жителей уже вылились в петицию-обращение к Владимиру Путину об остановке проекта.

Телефоны, указанные на информационных щитах о валке леса, на момент подготовки публикации не отвечали. Впрочем, 47news дозвонился до гендиректора "Приморского УПК" Андрея Сизова. Топ-менеджер сообщил, что не сможет оперативно рассказать о свежих новостях, так как ему в последнее время стали часто звонить журналисты. Заметим, развёрнутых комментариев Сизова в прессе 47news найти не смог. В итоге, как объяснил Сизов, в компании было принято решение - общаться со СМИ посредством запросов к секретарю, контакт которого руководитель многомиллиардного проекта так и не скинул. На звонок не отреагировал и один из совладельцев ООО "Приморский УПК" - далеко не последний игрок региона Рамис Дебердеев.

На удивление, не так много, как могло показаться, о проекте знает экономический вице-губернатор Дмитрий Ялов. Он ответил 47news широкими мазками.

- Во-первых, проект был одобрен комиссией по размещению производственных сил Ленобласти. Во-вторых, "Приморский УПК" получил от региона статус особо значимого инвестиционного проекта. В-третьих, в перспективе терминал может обрести статус особой экономической зоны, но это уже решение федералов. И, конечно, проект будет способствовать привлечению в Ленобласть грузов, которые сегодня идут через порты Финляндии и Прибалтики, - подлил геополитики Ялов.

- Дмитрий Анатольевич, но ведь эту мантру читают уже сколько лет, Усть-Лугу построили, а все грузы у прибалтов так и не можем отобрать? - парировал 47news.

- Усть-Луга - это прекрасный кейс, реальная история, а не высосанная из пальца. Значит, на территории Ленобласти мы можем реализовывать подобные проекты, - дипломатично закруглил свой ответ чиновник.

Для понимания: нынешний порт Приморск - конечная точка Балтийской трубопроводной системы (БТС). Когда 47news публикует новости о пойманных в том или ином районе Ленобласти врезчиках в нефтепродуктопроводы, то все они пытаются присосаться к трубе, ведущей в этот порт. Оператором двух прибрежных нефтебаз является ООО "Транснефть-Порт Приморск", а стивидором - ООО "Приморский портовый порт". Здесь же - совсем небольшой рыбоперегрузочный комплекс группы "Петротрал". По итогам 2018 года Приморск перевалил 53,4 млн тонн нефти и нефтепродуктов.

Инициаторы проекта "Приморского УПК" намерены работать с другой номенклатурой грузов, а прилагательное "универсальный" в названии предполагает гибкость в следовании за конъюнктурой рынка. Это, например, уголь, о большом буме которого 47news писал. Его УПК обещает давать стране - вернее, выдавать из страны - первым. Наверное, поэтому проект негласно и называют "угольным" терминалом. Но в перспективе, по данным открытых источников, здесь будут переваливаться минеральные удобрения, зерно, генеральные грузы и контейнеры.

При этом руководство "Приморского УПК" - традиционно в орбите Ленинградской области на крупных инвестплощадках. Разного рода намерения и декларации регионом и потенциальным стивидором подписывались и на ПМЭФи в Сочи, и на Арктическом форумеВ сухом остатке - желание УПК начать переваливать уголь в 2022 году. Стоимость проекта — 90,6 млрд рублей. Суммарная мощность всех комплексов — 70 млн тонн в год. Общая площадь объекта составит 780 гектаров, из них 21 гектар — намыв. Параллельно создано дочернее ООО "Камчатский контейнерный терминал" (ККТ), так как есть еще и планы связать восток и запад страны контейнерным сервисом.

Владельцы ООО "Приморский УПК" - люди, хорошо известные в портовом бизнесе страны. Все пять "физиков"-хозяев будущего терминала - также в составе владельцев другого стивидора, ООО "Новые коммунальные технологии". Эта компания сегодня благополучно валит уголь в порту Усть-Луга на терминале "МПК-Юг-2" - в прошлом главном из активов арестованного бизнесмена Валерия Израйлита.

Хоть у "Приморского УПК" пять владельцев, но среди них принято выделять авторитетного предпринимателя Илью Трабера. Без его имени немыслим петербургский порт 90-х и "нулевых". Сегодня у Трабера 26% в УПК. В Приморске система "Спарк-Интерфакс" его увидела в октябре 2018 года, когда, спустя три года после создания компании, из учредителей исчез кипрский офшор "Доломана холдинг лимитед". Аналогичная доля в УПК - у Рамиса Дебердеева. Он совладелец лесного терминала "Фактор" в порту Усть-Луга. Этот комплекс начал работать задолго до большого усть-лужского портового проекта. Оставшиеся 48% в равных долях принадлежат давним партнёрам Трабера - юристу Артёму Бегуну, партнёру юридической "Прайм Эдвайс" Владимиру Даниленко, а также Сергею Пупко.

Схема

Интересно, что в прошлом Илья Трабер был в числе совладельцев ООО "Форт", которому принадлежат земли бывшего центра ракетно-космической корпорации "Энергия" С.П. Королёва вокруг озера Высокинское. Владельцем доли Трабера в "Форте" стал  нефтегазовый магнат Эдуард Худайнотов. При этом земли вокруг Высокинского называются перспективным, но тыловым районом Приморска.

Неразберихи добавила карта, которую местные жители сфотографировали в здании администрации Приморского городского поселения. На ней чёрным закрашены и нынешние ("Приморский УПК"), и бывшие ("Форт") земли Трабера.

Карта смешанная Фото: съёмка экоактивистов

В итоге у местного населения два больших чёрных пятна стали ассоциироваться с глобальным проектом "Приморского УПК". Сумятицы добавляет тот факт, что на форумах жители параллельно с вырубками под новый терминал приморского порта фиксируют и вырубки леса у Высокинского озера. В разговоре с 47news гендиректор "Форта" Карен Гукасян от них открестился, пояснив, что его компания к УПК никакого отношения не имеет.

- У нас разные юрлица, не имеющие договорных отношений, мы просто смежные землепользователи. Наша организация вырубок не проводит, но мне известно, что есть санитарные противопожарные рубки. Лес сильно захламлён — наследие самодеятельных туристов, - заверяет Гукасян.

Существует полумиф-полуанекдот о временах становления порта Усть-Луга. Тогда на берегу Лужской губы якобы высыпали кучу песка, на которую загнали трактор-экскаватор. К пирамиде пригнали из Петербурга автобус с бизнесменами, чуть ли не немцами. Им пытались доказать, что здесь - будущее российской перевалки, и есть шанс поучаствовать в уже стартовавших работах. Первый терминал в Усть-Луге, тоже угольный, запустился только через десять лет. Судя по скорости вырубки леса, "Приморский УПК" справится быстрее и без фокусов с бульдозером.

 

Александр Калинин,
47news