Путин сказал - "провал", в здравоохранении ответили - "есть". Председатель комитета по здравоохранению Ленобласти Сергей Вылегжанин рассказал 47news, что он готов представить президенту.

Ситуация в первичном звене здравоохранения — амбулаториях и дневных стационарах — стала первой темой совещания 20 августа во главе с Владимиром Путиным. На встрече он произнес - "провал", поручив правительству к июлю 2020 года разработать и защитить региональные предложения модернизации. Глава комитета по здравоохранению Ленобласти Сергей Вылегжанин рассказал 47news, что давно в курсе повестки.

- Если сегодня уже был бы июль 2020 года, какие предложения вы бы представили президенту?

- На самом деле многие предложения, о которых говорили накануне в Кремле, родом из Ленобласти. Могу обрисовать ситуацию широкими мазками. Конечно, самая острая проблема - кадровый дефицит. Количество врачей в больницах растет, в амбулаториях и поликлиниках — нет. Сейчас, по моим данным, из 27 с половиной тысяч медицинских работников чуть больше четырех тысяч заняты в первичном звене.

Тут ничего нового. Решать проблему с кадрами предложил бы повышением зарплат. Например, установить минимальный уровень зарплаты не ниже среднего по экономике региона. Я имею в виду величину, меньше которой персонал бы просто не получал. Если говорить о Ленобласти, это в среднем около 42 тысяч рублей.

Отметим, министр здравоохранения Вероника Скворцова на том же совещании в Кремле указала на дефицит в подготовке среднего медперсонала. По ее словам, медсестер и медбратьев сейчас учится меньше, чем в 1990-х. Регионам предложат нарастить набор хотя бы до прежнего уровня. "Таким образом, мы закроем дефицит, как и планировали, к концу 2023 года, то есть в течение трёх-четырёх лет", - уверена или обещает Скворцова.

- Что с подготовкой молодежи?

- Предложили бы обязать выпускников медицинских вузов отработать минимум два года в подразделениях первичного звена или на скорой помощи. Так сможем временно закрыть кадровую проблему, а молодые специалисты — набраться опыта, что называется, поработав "на земле". А после этого уже начинающие врачи могли бы идти в ординатуру, выбирать специализацию. Сейчас же они сначала становятся ординаторами, потом идут работать в больницу и уже оттуда не выбираются.

Кроме того, молодым людям я бы еще давал отсрочку от армии на время работы в амбулаториях или дневном стационаре.

- На совещании обсуждалась обеспеченность населенных пунктов медучреждениями. Как с этим в Ленобласти?

- На самом деле все не так плохо, как в большинстве регионов России. К концу 2019 года мы планируем закрыть вопрос с обеспеченностью Ленобласти амбулаториями. Сейчас их у нас 188, строим еще 12.

Кстати, президенту я бы предложил изменить схему софинансирования при строительстве новых фельдшерских пунктов. Чтобы большая часть выделялась из федерального бюджета, а областные деньги направляли на реновацию старых объектов. Сейчас из бюджета области на реновацию объектов первичного звена выделяется больше миллиарда рублей каждый год.

Отметим, объекты первичного звена здравоохранения в Ленобласти порой строятся медленнее запланированного. Так, в июле 2019 года сдали многострадальную амбулаторию в Вартемягах. На ее строительство за 11 лет потратили в общей сложности 330 миллионов из бюджета региона.

- А в село кто поедет?

- Если говорить об этом, о деревнях, где меньше ста человек, то там строительство новых пунктов не предусмотрено нормативами. В такие места выезжают мобильные передвижные пункты. Сейчас их 22, еще 47 мы покупаем, конкурсы уже есть, рассчитываем, что поступят к концу 2019 года. Подключаем также бригады, созданные в рамках других национальных проектов - например, "Старшее поколение" - 22 мобильных пункта патронажной службы, и "Демография и соцзащита" - это 18 микроавтобусов.

На базе этого автопарка в 2020 году мы планируем сформировать отдельную систему выездной медпомощи. Больше сотни машин должны закрыть потребности в медицинской помощи во всей Ленобласти.

На совещании та же Вероника Скворцова упомянула и о так называемом проекте бережливых поликлиник. В таких учреждениях, в частности, больные и здоровые пациенты разводятся по разным коридорам, а регистратура переходит на электронный документооборот. Проект запустили в 2016 году в качестве пилотного, в 2018-м он получил статус приоритетного, а с 2019 года стал федеральным. По словам министра, с момента запуска бережливых поликлиник очереди в регистратурах сократились в четыре раза, а у кабинетов врачей — в восемь.

Как у вас дела с бережливыми?

- Сейчас поликлиник в регионе 42, больше 80 процентов - то есть 31 учреждение - работает по принципам бережливых. Планируем, что в 2020 году все поликлиники региона станут бережливыми. Переводить на новую схему учреждения сложно, это требует большой вовлеченности персонала. Это касается и заборов анализов, и встречи пациентов в холле, и приема пациентов на диспансеризацию. Но мы наблюдаем за поликлиниками, которые недавно перешли на новую схему. Должен сказать, что один раз попробовав, персонал там не перестает совершенствоваться.

 

беседовал Андрей Карлов,
47news