На развалины Третьего Рейха в "Glück auf" приедут пятнадцать гражданских из Союза и начнут искать подлодки с двигателем Вальтера. Через пять лет в Ленинграде спустят такую же. 47news показывает их молодыми, особенно конструктора Чернышёва.

23 августа в Петербурге при минимуме громких речей отметили столетие со дня рождения отца большинства отечественных многоцелевых атомных подводных лодок Георгия Чернышёва.

Из жизни он ушёл за три дня до Дня ВМФ, когда у кораблестроителей было немного радостных поводов. В свою первую ленинградскую квартиру-однушку на 1-й линии Васильевского острова молодой инженер-механик зашёл с немецким патефоном, велосипедом и широкоформатным фотоаппаратом Welta. Он год - с лета 1947-го по лето 1948-го - провёл в составе специальной группы Алексея Антипина в небольшом саксонском городке Бланкенбург. Восточную Германию группа покинет с документами на лающем немецком, по которым будет построена советская субмарина "С-99" проекта 617 — единственная наша подлодка, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена парогазотурбинной установкой (ПГТУ) для подводного хода. Члены группы Антипина станут ключевыми фигурами в ленинградских конструкторских бюро, которые получат названия "Малахит" и "Рубин".

К поиску хранилищ с научными идеями Третьего Рейха СССР и союзники приступили сразу же, как Берест, Егоров и Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом. Уже летом 1945 года в занятой советскими войсками Тюрингии трофейную ракетную технику начинает изучать спешно освобождённый из казанской шарашки будущий академик Сергей Королёв. Он так впечатлился немецкими двигателями для ФАУ-2, что создал ракету Р-7 — основу всех космических программ.

У группы кораблестроителей, куда вошёл Чернышёв, стояла другая задача. Фашистская Германия хоть и потерпела поражение, но её подводный флот в составе Кригсмарине — передовой. На немецких верфях остановились пять подлодок проекта ПГТУ системы инженера Гельмута Вальтера. Эти образцы, документация и немецкие специалисты и были целью пятнадцати советских инженеров.

47news впервые публикует немецкие фотографии группы Антипова, а также пропуск старшего инженера Чернышёва в штаб Советской Военной Администрации в Германии. Карточки и корочку конструктор всю жизнь хранил в своём кабинете в "Малахите", а после смерти они перекочевали на дачу. На фото здоровые советские учёные позируют в берлинском трамвае, прыгают в воду с пирса в парке Венденшлоссе, смотрят на горы и улочки Бланкенбурга, любуются с высоты на Лейпциг, гонят на иномарках по немецким автобанам.

Советским не то чтобы не повезло, но так получилось. Большая часть немецких верфей  и судостроительных заводов оказалась на западе, где наследие Рейха дербанили американцы, французы и англичане. Зато конструкторское бюро "Глюкауф" было расположено в восточной части. Немецкие конструкторы подлодок отдали должное знаменитому напутствию саксонских горняков "Glück auf", то есть "Счастливо вернуться наверх".

Подлодки с парогазотурбинными установками системы Вальтера не всегда счастливо возвращались наверх, но за ними виделось будущее. Немецкие субмарины этой серии отличались невероятной для тех времён скоростью подводного хода — 20 узлов, то есть под 40 километров в час. Советские субмарины работали под дизелями. Их накрыть проще, так как она всплывает чаще. Когда садится аккумулятор, то тебе один путь — наверх. Дизель — это шум и дым, то есть заметность. А главное предназначение подводного корабля как раз быть незаметным, в идеале до полной скрытности. Лодка Вальтера была мало что быстрая, но и манёвренная, под водой могла находиться, длительное время не перезаряжая аккумуляторы, так как работала на перекиси водорода. Это, конечно, дорого. Немецкий подводный флот мог сожрать всю перекись водорода Европы.

Инженер-механик Георгий Чернышёв, которому на момент немецкой экспедиции не исполнилось и 30 лет, собирал всё, что касается механической установки, то есть он должен был понять, как вырабатывается энергия и как она передаётся через вал на винт, каким образом немецкий ум Вальтера дошёл до того, чтобы отказаться от дизеля в пользу высокоскоростной турбины. Пути к раскрытию секрета самые разные — работай с архивами "Glück auf", ищи оставшиеся образцы, выясняй материалы и схему их поставок, раскручивай немцев на разговор, вербуй на переезд в Союз.

Убеждать, кстати, Чернышёв умел. Уже потом в конце 50-х годов первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на совещании по вооружению в отраслевом ЦНИИ Крылова будет требовать проектирования стратегических подлодок с баллистическими ракетами. Чернышёву удалось отстоять свой класс многоцелевых подлодок. Он объяснил первому лицу страны Советов, что море это не только стрельба ракетами с подводных кораблей, но и охота за субмаринами противника, в том числе и под паковыми льдами Арктики.

И хоть пять образцов подлодок Вальтера и находились на Западе Германии, но один из них всё-таки оказался в Ленинграде. Дальше всё было делом техники.

В феврале 1952 года Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО), сегодня известное как Адмиралтейские верфи, как тогда положено, в ночи под сеткой спустило нашу подлодку "С-99". В порт приписки Ломоносов она ушла с дизель-электрической схемой, дополненной парогазотурбинной установкой по образцу немца Вальтера. Она останется единственной лодкой с таким устройством. Уже в сентябре Сталин подпишет постановление о проектировании и строительстве подводного корабля с атомным двигателем, ведь в июне американцы заложили свой первый атомный "Наутилус". Они тоже увезли с собой из Германии подлодку на парогазовом цикле инженера Вальтера.

Но в итоге генеральный конструктор Георгий Чернышёв был в числе тех, кто позволил на равных бодаться советскому и российскому атомному флоту с американцами. Его проекты атомных подлодок — 671-й и "звериный" 971-й - самые многочисленные. Это при том, что субмарины не собирают на конвейере. При жизни Чернышёва ни одна из его подлодок не утонула, более того, на них не было ни одного инцидента с человеческими жертвами. Корабль модернизировался под продажу Индии, а один недалёкий нажал кнопку аварийного пожаротушения, дав в отсек с людьми хлор.

Что до безумности, то за полтора года до его смерти, в феврале 1996 года произошёл такой случай. У западных берегов Шотландии проходили учения НАТО по борьбе с подлодками вероятного противника. В какой-то момент рядом с миноносцем "Глазго" всплыла "Щука" чернышёвского проекта 671РТМ. С субмарины пояснили англичанам, что у них человек с аппендицитом и его нужно вертолётом доставить в больницу. Натовцы доставили россиянина к врачам, а учения по обнаружению чужих подлодок были признаны неудовлетворительными.

Атомные подлодки по проектам конструктора Чернышёва продолжают принимать и после смерти автора. В декабре 2001 года Владимир Путин передал военным морякам "Гепард". Субмарина была названа первой подлодкой XXI века России. Но просто всевозможно заслуженный конструктор с натёртыми до блеска планками регалий Чернышёв в середине 90-х годов лично ездил к Борису Ельцину и просил не пускать недостроенных "Гепарда" и "Нерпу" на слом. Попутно выбивал финансирование для безденежного "Малахита".

В составе группы Антипова, которую родина послала искать немецкого корабельного счастья в Бланкенбург, был и молодой инженер Сергей Ковалёв. Он, в отличие от николаевца Чернышёва, коренной ленинградец. Ребята познакомились в последние годы войны в киргизском Пржевальске. Туда на озеро Иссык-Куль эвакуировали старших студентов "корабелок" Николаева и Ленинграда. По возвращении из Германии Ковалев возглавит специальное конструкторское бюро — 118, которое потом станет "Рубином". Он проектант атомных стратегических подлодок, которые являются носителями баллистических ракет. Сергей Ковалёв родился на неделю раньше своего коллеги и товарища Чернышёва. На его столетие к памятной доске у ЦКБ "Рубин" букеты складывали и речи произнесли врио Беглов и экс-губернатор Петербурга Полтавченко.

О своей командировке в пост-гитлеровскую Германию Георгий Чернышёв даже вскользь не упоминал в автобиографиях, а их он написал немало.

Сергей Ковалёв в книге "О том, что есть и было" уместил этот год в пару абзацев. У 47news получилось больше. За это благодарим Александра — его сына.

 

Александр Калинин,
47news