При ликвидации опытного лесничества в Тосненском районе заметили пропажу 350 Га. Местная администрация пыталась незаметно включить лес на 3,5 миллиарда рублей в свои границы. Суд поставил точку, но чиновники видят запятую.

Детективное похищение печати старейшего в России учебно-опытного лесничества в посёлке Лисино-Корпус Тосненского района Ленинградской области может получить громкое продолжение.

Как писал 47news, сотрудники учреждения "Ленобллес" вскрыли сейф с документами лесничества с помощью специальной дрели. Столь грубый подход объясняли принятым решением о ликвидации предприятия. В лесничестве же уверены, что Тосненский районный суд  отменил уничтожение организации, и действия старших лесных товарищей незаконны.

Собеседник 47news в комитете по природным ресурсам поведал об исторических деталях описываемой ситуации, которые раскрывают финансовые причины происходящего.

В момент, когда в лесничестве услышали  первые заявления о грядущей ликвидации, к ней начали готовиться. Разбирали документы, среди которых, в первую очередь, достали свидетельство о регистрации и кадастровый паспорт. Данные в бумагах расходились в графе "общая площадь": в кадастровом паспорте было примерно на 350 Га меньше.

Цифры раньше никто не сверял, хотя документы и были получены в период с 2009 года. Исходя из логики государственных служащих, изучать их не было никакой необходимости, поскольку "кадастровый паспорт всё равно не несёт на себе никаких имущественных прав". Тем более что в общей площади 28,4 тысячи Га несколько сотен Га — скорее, мелочь, чем проблема.

Углубившись в процесс изучения материалов, которые теперь можно называть вещдоками, юристы лесничества быстро выяснили, что уже несколько лет ряд земельных участков отделены от территории заказника. И даже поставлены на кадастровый учёт.

"Ещё недавно правила были такие, что постановка на кадастровый учёт участка осуществлялась по заявлению. Любой гражданин мог произвести кадастровую съёмку любого участка и поставить на кадастровый учёт. Хоть Дворцовую площадь — государство только спасибо скажет, ведь времени этот процесс занимает много, а прав этот документ не даёт никаких", - объяснил источник, знакомый с ситуацией.

Далее юристы вникли в чуть ли не случайно найденное судебное  разбирательство, основы которого уходят к 2012 году. Тогда администрация Лисинского сельского поселения, рядом с которым и располагается лесничество, попросила включить в свои границы двадцать населённых пунктов. Так, в границы посёлка Лисино-Корпус предлагалось включить 17 участков общей площадью 322,6 Га. Еще 3 участка должны были войти в границы деревни Гришкино площадью 22,4 Га. Также администрация просила обязать правительство Ленинградской области включить данные земельные участки в границы указанных населенных пунктов.

Помимо прочего, требовалось  изменить вид разрешенного использования на "вид для целей комплексного жилищного строительства". Если проще — разрешить на этой территории строить дома, а не только изучать реликтовые растения.

Как следует из материалов дела, в отношении спорных участков комитетом по природным ресурсам Ленинградской области ещё в июле 2012 года "утверждены акты выбора участков земель лесного фонда". Администрация обратилась в Леноблкомимущество с заявлениями на включение участков в границы населенных пунктов. Чиновники объясняли это тем, что участками "длительное время пользуются для проживания граждане".

В беседе с журналистом 47news глава администрации Лисино Алексей Уткин подтвердил желание муниципального образования перевести землю в свои границы: "На этих участках стоят дома, живут люди, которые не могут приватизировать своё жильё. Испокон веков так получилось, что они там живут, в заказнике".

Площадь Лисино-Корпус — 99,7 тысячи Га, там официально проживают 2187 человек.

Однако собственник участков, Рослесхоз, отказал в согласовании материалов, мотивировав это тем, что желание администрации включить в свои границы 350 Га леса ещё ничего не значит.

Далее последовали три года разбирательств. Только в июне 2015 года Тринадцатый апелляционный арбитражный  суд поставил в них точку. Он постановил, что правительство Ленобласти не обязано включать спорные земельные участки в границы населённых пунктов и менять вид разрешённого использования. То есть оставил всё, как было.

Источники 47news в комитете по природным ресурсам Ленобласти считают, что это послужило толчком для начала ликвидации лесничества. "Сейчас лесничество ликвидировано и лес будет переходить в Тосненский филиал. За это время несколько сотен гектар могут так и не вернуться в состав бывшего лесничества. Следить за этим некому, юридического лица больше нет. А затем администрация объявит, что обнаружила неразграниченные территории. Перевести их в границы поселения станет легче лёгкого: нужно лишь одобрение местной кадастровой палаты и совета депутатов", - полагает сотрудник ведомства.

Исходя из этой логики, изъятие штампа из сейфа обретает более значимый смысл, чем скучное бюрократическое противостояние. Печать позволила зарегистрировать ликвидацию Лесничества в налоговой службе и запустить процесс, о котором говорит наш собеседник.

Кстати, он утверждает, что схема применяется во всей Ленинградской области. Тем более что кадастровая стоимость всех двадцати участков — 20 миллионов рублей, а рыночная превышает 3,5 миллиарда.

Абсолютно не связанные друг с другом вещи, - заметил по этому поводу глава лисинской администрации Алексей Уткин.

Как бы ни развивались события дальше, пока ясно, что в ближайшее время даже при большом желании строительство в Лисино-Корпус не начнётся. В Ленобласти введён бессрочный мораторий на включение лесного фонда в границы населённых пунктов под жилую застройку, а с понедельника, 5 октября, запрещено переводить любые земли под жилую застройку.

Правда, слово "бессрочный" больше похоже на "временный".

Юлия Гильмшина,
47news