В конце прошлого года правительством Ленобласти было принято постановление № 317 «О разработке программы социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2020 года». Согласно этому документу основные поручения по организации работы по подготовке проекта «Программы-2020» возложены на Комитет по экономическому развитию, а контроль над исполнением постановления – лично на председателя этого комитета, вице-губернатора области Григория Дваса. О том, что уже сделано в рамках правительственных поручений, а также о предстоящей работе мы поговорили с начальником отдела региональных и федеральных программ Комитета по экономическому развитию Алексеем Сергейчуком.


- Алексей Владимирович, не могли бы для начала рассказать о том, как появилась сама идея данного постановления правительства Ленобласти?


- Необходимость разработки подобной программы ощущалась давно. Понятно, что чем более долгосрочным будет период, на которое осуществляется планирование, тем устойчивее и стабильнее развитие субъекта планирования, в нашем случае - региона. Конечно, в выборе конкретной даты – 2020 год – есть определенный элемент субъективизма. К сожалению, федеральное законодательство не устанавливает для регионов каких-либо жестких рамок в этой сфере. Потому каждый субъект федерации идет своим путем, как он его чувствует и понимает. Конечно, это провоцирует отсутствие некой единой системы.


Вообще планирование осуществляется на различные периоды. Краткосрочное – на год, например, бюджет. На трехлетние периоды могут делаться перспективные финансовые планы. На три года делается и прогноз по единой методологии по всей стране, практически, во всех субъектах. В Ленинградской области в настоящее время реализуется программа, рассчитанная на отрезок с 2003 по 2006 год. Запланированы программы и на период 2006-2008 годы. Таким образом, не трудно заметить, что периоды, охватываемые планированием, различны. Так что мы лишь хотим дополнить существующее среднесрочное планирование долгосрочным.


- И каковы основные этапы работы над проектом программы?


- Если все этапы будут пройдены так, как запланировано, то к началу следующего года Ленинградская область уже будет иметь утвержденную долгосрочную Программу социально-экономического развития. Сейчас до 30 января наш Комитет экономического развития должен представить первую подготовительную часть: материалы и регламент работы над проектом. До 10 февраля структурные подразделения правительства Ленинградской области и органы исполнительной власти должны сформировать рабочие группы, которые будут выполнять необходимую работу по подготовке структурных же планов. Уже к 20 марта должны быть разработаны и согласованы с Комитетом экономического развития проекты разделов Программы. Соответственно, до 31 марта текущего года должны будут пройти общественные слушания по всем разработанным разделам Программы с участием представителей предпринимателей, научных и общественных организаций. Таким образом, уже 1 мая проекты конкретных разделов должен быть представлены на рассмотрение правительства Ленинградской области.


Это, что называется, как запланировано. Но на самом деле, лично у меня есть серьезные опасения относительно того, что касается работы с общественностью. Потому что опыт по привлечению общественности пока недостаточен. Да и нет, наверное, смысла скрывать, что активность общественности совсем не та, что была, скажем, на заре Перестройки. Интерес наших граждан к вопросам государственного управления, к сожалению, оставляет желать лучшего.


- А как планируется проводить общественные слушания?


- Согласно нашему плану, предписанному постановлением правительства, как раз к 30 января должен быть определен порядок общественных слушаний. Так что существующие наметки пока еще не утверждены. Поэтому я могу озвучить лишь один из вариантов, то, как эту работу вижу я. Слушания необходимо проводить во всех муниципальных образования районного уровня. Дойти до волостного уровня вряд ли возможно, да и, скорее всего, нецелесообразно. Потому что отправить в 204 волости областных чиновников – им просто некогда будет работать, они будут только путешествовать и встречаться с людьми! А хотелось бы, чтобы еще и работа была выполнена. Поэтому, очевидно, встречи мы будем проводить в муниципальных образованиях второго уровня. На мой взгляд, общественные слушания было бы правильным проводить по каждому разделу программы. Например, мы обсуждаем вопросы транспорта. В этом случае население должно иметь возможность проговорить с властью животрепещущие проблемы. Чтобы не было, как это зачастую происходит, попытки вести с населением беседу на высоко научном языке. Такой подход, просто-напросто, населению не всегда понятен, а, скорее всего, и не очень интересен. Глобальный поход, конечно, нужен. Но простому гражданину гораздо важнее, чтобы в конкретном населенном пункте регулярно ходил автобус. Глобализация наших граждан, объективно, интересует в последнюю очередь. Поэтому мы очень надеемся, что общественные слушания смогут пройти конструктивно, что диалог общественности и чиновников состоится, что общий язык будет найден. Пока же существуют опасения, что явка жителей на общественные слушания будет слишком низкой.


- Депутатов Законодательного собрания Ленинградской области вы планируете привлекать к этой работе?


- Естественно! Депутаты являются представителями населения, которые, что называется, определены по штату. Поэтому уже есть с кем вести диалог, в любом случае. Соответственно, мы очень рассчитываем на помощь народных избранников. Недавно я как раз встречался с некоторыми депутатами, и могу сказать: заинтересованность с их стороны есть.


Хотя, безусловно, очень важно, насколько правильно будут поставлены вопросы, выносимые на суд общественности.


- А кто будет подготавливать эти вопросы?


- Отраслевые комитеты. Мы, в свою очередь, должны будем для этого задать им регламент, некие правила, в соответствии с которыми их работа будет максимально ориентированна на общественность. Но ключевую роль играет, конечно, непосредственная заинтересованность самих чиновников отраслевых комитетов в том, чтобы в рамках выработанных правил выполнений соответствующую работу.


- Давайте рассмотрим пессимистичный вариант: основная масса не пришла на встречу с областными чиновниками, проигнорировав общественные слушания. Каковы будут последствия?


- В каком-то виде, пусть и усеченном, слушания все равно состоятся. Есть люди, которые будут обязаны присутствовать по рангу, по долгу службы. Поэтому можно условно говорить, что слушания в такой ситуации не состоятся именно как общественные. Но пройдет разговор между чиновниками разного уровня и разных ветвей власти. Хотя, встречу такого формата удобнее провести в здании областного правительства. Но очень хочется, чтобы этот процесс получил более широкий резонанс. Поэтому в своих проектах мы сейчас закладываем механизм и условия проведения повторных слушаний, если такая необходимость возникнет.


- Алексей Владимирович, тогда не могли бы вы вкратце рассказать нашим читателям, что же должно найти отражение в будущей «Программе-2020»?


- До 1 декабря уже полноценный проект Программы должен быть представлен на рассмотрение правительства Ленинградской области. Если он будет одобрен правительством, то дальше проект поступает на обсуждение в областное Законодательное собрание. А к концу года, по нашим расчетам, соответствующий закон должен вступить в силу. То есть к декабрю мы должны уже получить общественно признанный проект, который компетентен и квалифицированный для решения тех проблем, которые определены на отведенный долгосрочный период. Фактически в Программе должны быть те параметры, которых мы хотим достичь за отведенный срок: социальные, экономические, демографические и прочие. Должны быть прописаны наши меры по достижению поставленных целей, в том числе и, скажем, того уровня жизни населения региона, который мы обозначим в качестве основной цели. Для этого, вероятно, программа будет расписана по годам, так сказать, с обозначением конкретных точек роста. Так образом, можно будет на каждом промежуточном этапе регистрировать факт достижения или же «провала» тех или иных показателей.


- В свете такой программы будут ли к намеченным ориентирам привязываться годовые бюджеты Ленинградской области?


- На сегодняшний день жестких законодательных рамок в этом плане нет, чтобы социально-экономическое планирование как-то обязывало к соблюдению конкретных показателей при бюджетном планировании. Но, насколько мне известно, в настоящее время есть законодательная инициатива депутата Законодательного собрания области господина Страхова о стратегическом планировании в Ленинградской области. Если данный законопроект будет принят, то тогда действительно Программа-2020 станет обязательной для реализации, что называется, руководством к действию. Возможно, это поможет вернуть утраченный интерес населения к таким проектам. Потому что когда мы декларируем какие-то очень красивые и популярные вещи, но сами заявления никого ни к чему не обязывает, люди перестают обращать внимание на подобное «программирование». Поэтому наш комитет старается активно принимать участие в обсуждениях народными избранниками упомянутого законопроекта.


Сегодня, на мой взгляд, очень важно донести на населения Ленинградской области информацию о том, что такая работа начата. А также постараться добиться от каждого гражданина, проживающего в нашем регионе, понимания того, что эта работа касается его конкретных интересов.


Беседу вел Дмитрий Кузьмин