В Выборгском районе Ленинградской области продолжают работать спасатели. Из воды извлекаются обломки вертолета, потерпевшего аварию в субботу, 23 июня. Они будут исследованы экспертами в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту авиакатастрофы. Пока рассматривается несколько версий случившегося – «человеческий фактор» и неисправность вертолета. Ситуацию комментирует летчик Вадим Базыкин.


По последней информации, предоставленной СЗРЦ МЧС России, вертолет AS-355, принадлежащий ЗАО «Балтийские авиалинии», упал в воду в районе бухты Желтая в Выборгском районе Ленинградской области в 18:39 в субботу 23 июня. На борту находились два члена экипажа и три пассажира. В результате происшествия пилот Андрей Кутузов погиб, а два человека были госпитализированы с травмами.


Самым любопытным оказывается официально заявленный маршрут полета - аэропорт «Пулково» - Петродворец – Петропавловская крепость – н.п. Омега – н.п. Бугры – аэропорт «Пулково» – обзорная экскурсия, которую предлагают как одну из основных услуг в «Балтийских авиалиниях». Совершенно непонятно, как же вертолет оказался почти в 100 километрах от города в злополучной бухте. По одной из версий, рейс был вовсе не «плановым», а частным, и маршрут «заказывали» пассажиры.


Пострадавшие были госпитализированы: травмы получили второй пилот и женщина. По данным экспертов, погибший пилот скончался в результате черепно-мозговой травмы. Пострадавшую даму сразу же направили в больницу Приморска с подозрением на повреждение позвоночника, однако уже около девяти вечера в субботу ее на частной «Скорой» переправили в Петербург в одну из негосударственных клиник. Лететь вертолетом МЧС она отказалась наотрез. Другие пассажиры – мужчины 30-ти и 37-ми лет - от медицинской помощи отказались. Как стало известно «Фонтанке», на момент приезда медиков они находились в состоянии алкогольного опьянения.


Работы по поиску затонувшего геликоптера и пропавшего пилота продолжались почти сутки. На поиски были брошены значительные силы. По информации СЗРЦ, всего на месте работало 28 человек, 21 из которых – специалисты МЧС, и 8 единиц техники, в том числе катер на воздушной подушке «Мангуст». Вертолет обнаружили около 21 часа вечером в воскресенье, тогда же нашли и тело погибшего пилота Андрея Кутузова.


По факту авиакатастрофы прокуратурой Ленинградской области возбуждено уголовное дело статье 263, часть 2 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушных судов, повлекшее гибель человека). Дело принято к расследованию Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой. Причины произошедшего еще предстоит выяснить.


Корреспонденту «47News» удалось связаться с известным пилотом Вадимом Базыкиным. Сам он в настоящее время находится в командировке, однако об аварии знает: «С самого начала, как только я узнал о ее подробностях, мне показалось, что это отказ двигателя. Хотя это очень надежная машина, вертолет последнего поколения». По его словам, есть две причины, которые могли повлечь за собой катастрофу: отказ техники и ошибка в пилотировании. Погибшего пилота «вертушки» Базыкин знал лично – много с ним летал, в том числе и в достаточно сложные командировки на Север, но некоторое время назад Кутузов сменил место работы – ближе к дому и семье.


Что же касается техники, Вадим Базыкин предположил: возможно, произошло самовыключение двигателя. По крайней мере, «об этом можно судить по характеру обломков»: вертолет на достаточно большой горизонтальной скорости рухнул в воду. Он шел на небольшой высоте, по какой-то причине у него из-за крена задрался нос и произошло то, что у летчиков называется «затенение двигателя», когда само положение машины мешает засасыванию воздуха в двигатель. Затем нос резко опускается, а в двигателе происходит помпаж (нарушение газодинамической устойчивости работы двигателя, сопровождающееся характерными хлопками, резким падением тяги и мощной вибрацией, что может привести к разрушению «сердца» машины). В современных летательных аппаратах, а данная модель - AS-355 - относится к последнему поколению, предусмотрена автоматическая система предотвращения помпажа, в частности, автоматика может выключить двигатель. Экипаж даже в такой ситуации может не только спасти людей, но и избежать серьезных повреждений самой машины, особенно при посадке на воду, однако для этого нужна высота в 300-400 метров. Упавший вертолет такой высоты набрать не успел.


Эта гипотетическая ситуация, которую описал Вадим Базыкин, очень похожа на то, что запечатлела любительская видеокамера на месте трагедии. Возможно, что предположения Базыкина относительно произошедшего в ходе расследования подтвердятся.


Что же касается «человеческого фактора», то Базыкин заверил корреспондента «Фонтанки» в том, что пилот не мог пустить за руль пассажира. Да и сами пассажиры (один из них - крупный бизнесмен - оказался знакомым Вадима Базыкина) в разговоре с летчиком рассказали, что в момент аварии сидели в центре салона. Пострадавшая девушка – Анжела – справа, ее спутник – в центре, а еще один мужчина, соответственно, у левого борта.


Получить комментарии в ЗАО «Балтийские авиалинии» нам не удалось. По словам сотрудника компании, все руководство до сих пор находится в районе Приморска. А по поводу каких-либо выплат семье погибшего пилота, то в настоящий момент пока еще идет работа со страховой компанией.


Ксения Потеева