За одни сутки аварии с участием рейсовых автобусов унесли жизни 15 человек, чуть больше получили травмы. И если за «железо» заплатит страховая компания, то кто компенсирует муки пострадавших людей и их родственников, которые признаются потерпевшими в случае гибели участников какого-либо ЧП — авиакатастрофы, ДТП и т.д. Если будет найден виновник аварии, и дело дойдет до суда — материальные иски могут быть предъявлены к нему. Чего еще ждать людям — узнавал корреспондент «47News».


Восемь человек до сих пор остаются в больницах Петербурга и Гатчины после субботней аварии на Киевском шоссе с участием рейсового автобуса. По факту второй аварии - в Сланцевском районе, где погибли пять человек, проводится проверка. В компаниях- перевозчиках утверждают, что водители, которые в обоих случаях сидели за рулем, имеют многолетний стаж и все делали правильно. Так это или нет - покажет расследование.


28 июня около полуночи в Гатчинском районе на 58-м километре трассы Москва - Петербург - Псков грузовой автомобиль, груженый металлом, вылетел на встречную полосу движения и лоб в лоб столкнулся с рейсовым автобусом КАВЗ, следовавшим по маршруту Санкт-Петербург - Порхов. Автобус опрокинулся. Помимо автобуса и фуры, в ней участвовали еще как минимум две легковушки. По уточненным данным, автобус КАВЗ ехал из Петербурга в сторону Луги. В ту же сторону следовали легковушки «Субару», за рулем которой, как выясняется, находилась женщина-федеральный судья, и «Ауди 80». Точные обстоятельства ДТП пока неизвестны. Однако женщина-водитель «Субару» предполагает, что о левый бок ее машины чирканула «Ауди». В некоторых СМИ сегодня появилась информация, что все было наоборот — это «Субару» обогнала «Ауди», но потом вернулась на место ДТП. Так или иначе, но «Ауди» улетела в кювет, перепрыгнув встречную полосу. По словам аварийного комиссара, восстановлению машина не подлежит. В «Ауди» ехали три человека: молодые супруги и сестра девушки. 30-летний водитель Дмитрий Назаров был доставлен в больницу Гатчины с множественными переломами ног. Опять же некоторые СМИ торопятся обвинить в случившемся именно его и сообщают, что он и его пассажиры были нетрезвы и что именно из-за маневра этой иномарки все началось. Мы пока поостережемся делать выводы.


Жертвами аварии стали 10 человек. На данный момент, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в центральной районной больнице Гатчины, в стационаре остались только трое из 16-ти пострадавших в результате аварии. Один из пациентов до сих пор находится в тяжелом состоянии, состояние второго оценивается как средней тяжести, и третьего — как легкое. Всех остальных по просьбе родственников выписали из ЦРБ с рекомендациями продолжить лечение. По имеющейся информации, пятеро уже поступили в стационары по месту жительства, где родным будет легче за ними ухаживать. В гатчинской больнице остался только житель области и те, кому транспортировка сейчас противопоказана.


Сейчас решается вопрос с похоронами погибших в аварии. В частности, руководство Ленинградской и Псковской областей уже пообещали активно помогать семьям погибших, а также реабилитации пострадавших. Уже решен вопрос с погребением двух водителей автобуса «КАВЗ» - 45-летних Александра Масимова и Ивана Большакова. Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в компании-перевозчике «Автоколонна № 1714», фирма уже выделила деньги на покупку гробов и все транспортные расходы. Не забудут в компании и о семьях погибших.


- На этом маршруте - «Порхов — Санкт-Петербург» всегда в автобусе по два водителя, которые меняются в Луге, - рассказал «47News» директор автоколонны Николай Кузнецов. - Поэтому в автобусе, рассчитанном на 35 мест, первые два никогда не продаются, там отдыхает сменный водитель. На этот рейс был продан 21 билет. Сам автобус куплен в январе этого года, он совсем новый.


Для всего предприятия произошедшее стало трагедией, ведь подобных аварий на этом маршруте не было уже очень давно, больше 30 лет.


- Во всем виноваты дороги, - говорит Кузнецов. - На месте даже не было тормозного пути автобуса, что говорит о том, что наш водитель не видел надвигающейся опасности, и соответственно не мог ее избежать. Не в кювет же было загонять автобус, где он бы наверняка перевернулся.


О том, что единственное, что предлагается водителю в ситуации, когда на него летит другой автомобиль- это свернуть в кювет, говорит и Георгий Лубандин - руководитель другого псковского предприятия ГППО «Псковпассажиравтотранс», автобус которого попал в аварию в Сланцевском районе.


- Водитель Георгий Никифоров, который работает у нас с 1971 года (ему год остался до пенсии), я считаю принял мужественное решение — не съезжать в кювет, где автобус мог бы перевернуться, и тогда жертв было бы не избежать, — утверждает Лубандин. - В этот момент в салоне находились 40 человек, и никто не был ранен. Правда, теперь сам водитель еще долго будет отходить от шока.


Напомним, авария произошла около 19.50 в районе деревни Медвежек (185 километр автодороги Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп, между Сланцами и Кингисеппом). Рейсовый автобус маршрутом № 944 Санкт-Петербург-Псков через Гдов совершил лобовое столкновение с ВАЗ-2107. Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Ленинградской области, «Опель» сначала столкнулся по касательной с автобусом, принадлежащим псковскому «Пассажиравтотрансу». После этого автобус столкнулся с «Жигулями». Погибли 5 человек. Трое мужчин и женщина находились в «Жигулях» и еще одна женщина погибла на пассажирском сиденье «Опеля».


По факту субботнего ДТП Главное следственное управление ГУВД Петербурга и Ленинградской области возбудило уголовное дело по части третьей статьи 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По факту аварии в Сланцевском районе проводится проверка.


Родственникам погибших и пострадавшим придется ждать до конца расследования, чтобы получить страховые выплаты. Как объяснила «47News» директор центра личного страхования ОАО «Русский мир» Ольга Спиридонова, каждый пассажир при покупке билета получает обязательную страховку. Согласно нынешнего законодательства при причинении максимального вреда здоровью, когда наступает смерть застрахованного, его родственники могут претендовать на сумму в 120 МРОТ — порядка 12 тысяч рублей. Пострадавшие, в зависимости от степени причиненного вреда, согласно таблице выплат, получат суммы до этого предела. А вот после того, как следствием будет установлен виновник ДТП, все пострадавшие и признанные таковыми могут требовать страховых выплат от компании, в которой водитель или компания оформляла полис «ОСАГО» - это до 160 тысяч рублей.


Что такое 12 тысяч рублей? С одной стороны — хоть что-то ( с учетом обещанной помощи от властей). С другой стороны этих 12 тысяч не хватит ни на похороны, ни на лечение. Безвинно пострадавшим людям придется потратить в разы больше, а потом, скорее всего, годами ждать компенсации со стороны виновника аварии — потерпевших много, а он, как говорится, один. Если таковым еще не признают роковое стечение обстоятельств. В петербургском суде уже не первый год находится дело о ДТП на Пушкинской улице, в котором пострадали 10 человек и погибла девушка. На лечение пострадавшие затратили тысячи, но обратно еще не получили ни копейки. Да и получат ли хоть что-то — сомневаются. Каждый из них предъявил к виновнику иск на 300 тысяч рублей. Даже если суд уменьшит размер их требований — расплата затянется на годы.


А как же страховая компания? «У страховой компании есть лимит средств на одно ДТП, - поясняет адвокат дела об аварии на Пушкинской Ирина Болисова, - если пострадавший один — деньги выплачиваются ему. Если их несколько, то сумма делится на всех. Вот и считайте, сколько получится...».


Еще сложнее ситуация с пассажирами маршрутных такси — а ведь аварий с маршрутками происходит немало. Еще год назад на коммерческих рейсах в Петербурге планировалось ввести систему страхования жизни пассажиров. Время идет, а воз и ныне там.


Татьяна Востроилова


Ранее по теме: Трагическая арифметика страшных ДТП