Арестованные бизнесмены показали на прокурора Ленобласти Иванова. Юрий Чайка решал, что с этим делать, и, наконец, пришли туда, где ранее искали яд. История поразительна даже не статусом, а портретами тех, кто ему перечислял миллионы на кредитку. За что – тоже нестандартная версия. 

К 19 часам 31 октября заместитель начальника Следственного комитета Ленобласти Сергей Веретенников, трое его коллег, двое понятых без поддержки оперативных сотрудников прибыли в здание прокуратуры Ленобласти на Лесном проспекте. Они прошли в кабинет уже экс-прокурора Станислава Иванова, ведь именно сегодня днем, 31 октября, был обнародован Указ президента об освобождении его с этой должности. Тонкость же состоит в том, что прокурор Иванов еще остается в  ведомстве, перейдя в распоряжение Генпрокурора.

И обязательно напомним, что 47news ранее  информировало, что он, находясь на лечении, написал рапорт. Если дословно, то там только строчка: "Прошу освободить меня от занимаемой должности". Этот документ был направлен президенту, именно тогда, когда в его кабинет прибыли сотрудники Роспотребнадзора Ленобласти и брали заборы воздуха. За неделю до того дня, как сообщало наше издание, у Станислава Иванова неожиданно обнаружили острый лейкоз крови. Иванов до сих пор находится в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Горбачевой на Петроградской стороне.

Началась же эта история практически сразу после назначения Станислава Иванова в Ленинградскую область весной 2014 года. Как-то он приехал в Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, что под Лодейным Полем, и действительно случайно познакомился с двумя очень известными персонажами петербургско-областного уровня. Одного до сих пор вызывают из камеры следственного изолятора на улице Лебедева как Алексея Варичева, второго - как Семена Кузмина.

Для приведения памяти в порядок перелестнем 47news чуть назад: в июле нынешнего года Дзержинский суд Петербурга арестовал 58-летнего председателя совета директоров ОАО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти" Алексея Варичева и заметного в теневой среде 53-летнего Семена Кузмина с американским гражданством. Главное следственное управление полицейского Главка и оперативное сопровождение ФСБ подозревает их в особо крупном мошенничестве.

Это дело было возбуждено 29 июня, а в материалах указано, что весной 2014 года некое ООО "Бизнес-Центр "Санкт-Петербург" перечислила 45 миллионов рублей в сторону фирм однодневок для обналичивания, но вот наличных не получило. Чуть позже было возбуждено еще одно уголовное дело - по статье "незаконная банковская деятельность". 

А в начале августа контрразведчики совсем огорчили подозреваемых - из ячеек в Райффайзенбанке на Австрийской площади в Петербурге у Варичева и Кузмина изъяли валюты на сумму эквивалентную 600 миллионам рублей.

Фиксируем: к началу этой осени обоим в тюрьме стало совсем уж кисло. И тут настроение им подняли те же оперативники Службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти. Сотрудники поинтересовались, не хотят ли оба рассказать им про прокурора Иванова, но что-нибудь уж совсем интересное. В суете заметим - за информацию такого калибра, как правило, дарят подписку о невыезде или условный срок (первого не произошло, со вторым – посмотрим на суде).

Здесь подвесим главную интригу, хоть кратко, но вспомним об этих достойных бизнесменах.    

Варичев начинал карьеру еще на пике перестройки за стойкой в ресторане "Коэлга" на улице Народной в Ленинграде, куда стекались все сливки рэкета. Он видел многое. Как-то раз в него стреляли, будто в вестерне. Шли годы, и опыт взял свое. Он так сильно интегрировался со своим особняком в Репино в гущу нашего истеблишмента, что если ему дадут срок, то автор на его бы месте написал изумительную краеведческую книгу о тех нарезах и схемах завладения самой дорогой землей Курортного района.   

Что касается Семена Кузмина, то этот типаж более широк и заметен. Пикантности придает все, вплоть до получения гражданства США, где у него дом во Флориде и квартира, и даже "Феррари" с купленным там номером "47RUS". По нашему региону он разгуливал на похожем красном "Феррари", заодно на "Бентли", ну а если в булочную, то на "Ленд Ровере"

Стартовал же он с движений на Кигисеппской таможне. В те времена его дольщиком был таможенный игрок Рамис Дебердеев. После они не поделили бизнес в совместной компании "Терминал и К", да так, что немного погодя Кузмина били ножом в Петроградском районе Петербурга. Еще у него есть неплохое подспорье в виде неоднократно судимого брата. Но это для убеждения непонятливых. Особые же таланты Кузмина проявлялись в мгновенных знакомствах с кем угодно, любого уровня, лишь бы они были полезны делу. В беседах он щеголяет именами и рангами. Как у Гоголя - со всеми на дружеской ноге.  

Если, читатель, ты понял, какие это лица, то вернемся в тот следственный кабинет изолятора на Лебедева, где начались сегодняшние громкие мероприятия в отношении прокурора Иванова.

Там оба подумали, подумали, да попросили чистую бумагу и шариковую ручку. Все как в кино. Так на протокол легли их откровения. Началось с мужского монастыря, конечно, где познакомились с Ивановым. А потом они вспомнили, как оплачивали ему некоторые вещи. По их версии, вещи были разные: поездки семьи за границу на отдых, места в паркинге дома на пару лет, покупку иномарки теще. А еще они добавляли, что ежемесячно сначала платили 500 тысяч рублей, потом ежемесячно - 700 тысяч, потом миллион, потом полтора. И все бы это были только слова, если бы не нюанс.
 
Не очень приятно это печатать, но по данным 47news, большинство платежей шло с кредитных карт того же Варичева и Кузмина.

Вот и не мудрено было контрразведке доработать. Получили транзакции, что-нибудь из косвенных доказательств, согласовали у начальника УФСБ по Петербургу и Ленобласти генерала Родионова, да показали материалы Генпрокуратуре. Это, кстати, совпало  с масштабной проверкой прокуратуры Петербурга, о которой писала "Фонтанка".

Как стало известно 47news, со Станиславом Ивановым беседовал заместитель генпрокурора России Виктор Гринь, который и возглавлял ревизию из Москвы городского ведомства. Как журналисту подсказали в Генпрокуратуре, "Иванов признал финансовые отношения с Варичевым и Кузминым, но уверил, что он отдавал им деньги, взятые как бы в долг. А поступал так только из-за нехватки времени заниматься бытовой текучкой".

Далее, как вы понимаете, решение принимал генеральный прокурор Юрий Чайка. На это, как мы уже сообщили, наложилась госпитализация Иванова. И только сегодня после указа Владимира Путина к Иванову в кабинет пришли следователи.
 
Тут как раз все просто. Пока указа нет – Станислав Иванов является прокурором субъекта, и любые процессуальные действия в его отношении может предпринять лично руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. После указа об освобождении от должности – Иванов просто генерал прокуратуры, а это может быть зоной ответственности руководителя Следственного комитета Ленобласти Алексея Маякова.

Но правовая точка невозврата не в этом. Если упрощенно, то в квалификации взятки – главное услуга, которая была получена за деньги. Поэтому обвинение Иванова зависит от того, чем он отвечал на финансовые транши. Например, кое-кто уже поговаривает о каких-то карьерах, находящихся в системе бизнес-внимания Варичева и Кузмина. Но пока это все очень расплывчато.

В данный момент нам известно и то, что Станислава Иванова настоятельно убеждают написать второй рапорт. Уже об увольнении из надзорного ведомства. 

Но он пока на больничной койке нервничает в статусе свидетеля. На 22:00 подчиненные руководителя Следственного комитета Ленобласти Маякова уже осмотрели сейф Иванова и опечатали его. 

Евгений Вышенков,
47news