Губернатор Дрозденко уведомил коллегу Полтавченко, что приостанавливает участие 47 региона в кабальном соглашении об авиационной деятельности. Резкое движение связано с планами на возведение своего полноценного аэропорта. 47news услышал про планы на авиарейс "Поселок Сиверский - Москва".

Перед уходом в отпуск, 3 ноября, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписал два письма, которые в перспективе позволяют региону откусить от пирога пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Первое адресовано губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. В нем Дрозденко уведомляет о том, что подписанное семь лет назад соглашение "О партнерстве между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере авиационной деятельности" не соответствует интересам Ленобласти. В письме также сообщается, что оценку соглашению должен дать УФАС Ленобласти. С этой просьбой Дрозденко обратился к главе этого ведомства Александру Плетешкову.

Здесь необходим небольшой экскурс в историю двух регионов: 14 октября 2009 года губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подписали соглашение, в котором признали приоритетность развития аэропорта Пулково "...как основного пассажирского узлового аэропорта гражданской авиации на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области". В документе указывается: "...стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание нового аэропорта гражданской авиации, обслуживающего коммерческие воздушные перевозки (пассажирские, грузовые), осуществляемые за вознаграждение и по найму в международном сообщении, а также в прямом авиационном сообщении с аэропортами города Москвы...". Третьей стороной в соглашении стал консорциум "Воздушные ворота Северной столицы", осуществляющий оперативное управление Пулково.

В письме к главе УФАС, губернатор Ленобласти полагает, что "...соблюдение этого условия может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в указанных сегментах рынка транспортных услуг, что не соответствует законодательству РФ в сфере защиты конкуренции". В мотивировочной части глава региона ссылается на "Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года", утвержденной областным законом в августе нынешнего года. В нем указывается, что "...поддержка проектов развития воздушного транспорта является одной из приоритетных задач развития региона".

47news

Резюме двух посланий: "...Ленинградская область приостанавливает свое участие в Соглашении до получения решения УФАС".

Подоплека резких для внутрегосударственного мира движений проста. Ленобласть предпринимает усилия для реализации проекта строительства в поселке Сиверский Гатчинского района Ленобласти полноценного аэропорта на базе имеющегося там аэродрома.

На сегодняшний день оперативным управлением аэродрома занимается региональное отделение ДОСААФ, которое, в свою очередь, подчиняется Минобороны. В соответствии с планами, ДОСААФ передаст аэродром в управление областному правительству. Так, 13 октября нынешнего года между сторонами было заключено соглашение о сотрудничестве.

Для справки: "Сиверский" - военный аэродром, построенный в 1937 году. При строительстве имел грунтовое покрытие и предназначался для эксплуатации истребителей и истребителей-бомбардировщиков. В 1970 году были сооружены арочные укрытия для самолётов, а в 1977 году на аэродроме построили взлётно-посадочную полосу с искусственным покрытием. В июле 1993 года летный состав начал освоение дозаправки топливом в воздухе, а в 2006 на аэродроме находилась эскадрилья Су-27, обеспечивавшая безопасность Петербургского саммита "Большой восьмерки".

По данным 47news, в планах перетянуть из Пулково часть сектора частной авиации, грузовых перевозок и перевозок специальных грузов. Но генеральной идеей чиновников стало базирование в областном аэропорту лоукостеров.

Отметим, что идея не нова, во многих европейских странах аэропорт базирования бюджетных перевозчиков расположен на удалении от основного авиаузла. Из плюсов локации в правительстве Ленобласти отмечают близость ж/д станции "Сиверская" и автомобильной трассы "Псков". По приблизительным оценкам начальные инвестиции в создание пассажирского аэропорта начинаются от полумиллиарда рублей.

В Ленобласти есть семь аэродромов и три вертолетные площадки, относящиеся к ведению Минобороны России, часть из которых можно использовать в качестве аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации: "Громово", "Касимово", "Прибылово", "Сиворицы", "Лодейное Поле" и "Сиверский". Аэропорты, которые в СССР использовались для упорядоченной перевозки пассажиров - "Ржевка" и "Выборг" в 2000-х прекратили свое существование в этом качестве. Кстати, из Ржевки самолеты летали в Белгород, Брест, Великие Луки, Кировск, Минск, Москву, Мурманск, Нижний Новгород, Псков и даже Ставрополь и Херсон.

Отметим, что планы по созданию собственного аэропорта Александр Дрозденко вынашивает не первый год. Так, в январе 2014 года он заявлял журналистам о несогласии со своими предшественниками. "Два предыдущих губернатора подписывали соглашение о том, что правительство Ленинградской области берет на себя обязательства не размещать новые аэропорты на территории региона. Но на мой взгляд, надо еще раз внимательно посмотреть эти документы, потому что мы прекрасно понимаем - наши авиамаршруты могут быть востребованными. ...мы ведем переговоры о создании альтернативной авиации на территории Ленобласти, именно на базе бывших военных аэродромов, и одной из оптимальных точек является территория недействующего сейчас аэродрома в Сиверском", - делился мнением Дрозденко. И говорил о преимуществах областной площадки: "Если говорить о перелете в Москву, то речь может идти о пятнадцатиминутной экономии времени, а при договоренности с железной дорогой об открытии скоростных электричек в этом направлении (в Сиверский — ред.) перспектив еще больше".

Известно, что инвестиционный проект строительства аэропорта был подготовлен и заключен с инвестором в том же январе 2014. Тогда сообщалось, что инвестором выступит холдинг "Евросиб". По словам собеседников в правительстве Ленобласти, "Евросиб" никуда не вышел из этой истории.

"Говорят, тогда на них надавил инвестор оператора Пулково "Воздушные ворота Северной столицы" в лице крупного банка. На сегодняшний день, если проект начнут реализовывать, то объявят конкурс, но это скорее для проформы, чтобы "Евросиб" был в тонусе", - поделился мнением собеседник в правительстве Ленобласти.

В консорциуме "Воздушные ворота Северной столицы" на звонок и сообщение 47news не отреагировали. В "Евросибе" оперативный комментарий предоставить не смогли. Первых мы хотели спросить, рассматривает ли Пулково проект Ленобласти как угрозу, а вторых — сохраняют ли они интерес к строительству областного аэропорта.

Виктор Смирнов,
47news