Ленинградская область включилась в инновационную добычу уникальной нефти. Построенный в Выборге ледокол поможет "Газпром нефти" возить чистейший сорт Novy Port из Заполярья. Говорят, блокбастера не будет — ведь выборгский в плен не попадет. 

Ленинградскую область не просто уличить в инновациях. Сама специфика территории, на которой сосредоточено не так уж много крупных промышленных предприятий, не располагает к техническим достижениям. Как показывает практика, такие новшества в скорее аграрном регионе наоборот нередко встречают сопротивление.

Но бывают позитивные исключения. Так, 25 ноября два промышленных гиганта: "Газпром нефть" и входящий в Объединенную судостроительную корпорацию "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ), засветили Ленобласть в федеральных СМИ в ключе инновационных достижений. Причем, главным стало слово "самый".

Судите сами, в этот день на верфи ВСЗ был торжественно спущен на воду ледокол "Александр Санников". После завершения оснащения судна и передачи его заказчику — ПАО "Газпром нефть", корабль станет самым мощным неатомным ледоколом в России. 

Фото: Выборгский судостроительный завод

Первый из двух ледоколов в серии был заложен на ВСЗ год назад. Судно мощностью 21,5 мегаватт отправится обеспечивать круглогодичную работу отгрузочного терминала "Ворота Арктики" на западе Обской губы в Ямало-Ненецком автономном округе. Там находится крупнейшее на Ямале месторождение жидких углеводородов, а сам терминал, заработавший круглогодично в мае этого года, считается единственным в мире, расположенным в пресных водах за Полярным кругом.

При этом, нефть добываемая в Новопортовском месторождении, тоже уникальна. Она выделена в отдельный сорт Novy Port и по низкому содержанию серы превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский сорт Brent. Кстати, впервые в истории отечественной нефтедобычи вывоз ямальской нефти осуществляется морским путем, поскольку ближайший магистральный нефтепровод находится от "Ворот Арктики" аж в семистах километрах.

Вот к такому комплекту открытий и присоединилась Ленобласть посредством ВСЗ. Ведь пресная вода замерзает, а лед толщиной до двух метров предстоит колоть "Александру Санникову" и его брату-близнецу "Андрею Вилькицкому", корпус которого еще сваривают в цехах завода. Оба судна должны быть переданы заказчику до 2018 года.

Многоцелевые суда обеспечения проекта Arc130A имеют длину 121,7 метра, ширину главной палубы 26 метров, осадку 8 метров. Высота борта кораблей — 11,5 метров, порожнее водоизмещение — 8,7 тысячи тонн. Две пропульсивные дизель-электрические установки мощностью 7,5 МВт располагаются в корме судна, а третья, мощностью 6,5 МВТ — в его носу. Такая особенность позволяет судну в случае необходимости практически застывать на одном месте. Специалисты отмечают, что это важно в тяжелых климатических условиях Обской губы. Корабли спроектированы с учетом принципа нулевого сброса — все твердые и жидкие отходы от их деятельности будут храниться на борту и утилизироваться на берегу. 

Как рассказали 47news собеседники в "Газпром нефти", первый из двух ледоколов назван в честь одного из покойных руководителей компании. "Александр Санников руководил модернизацией наших перерабатывающих заводов и его вклад в это направление огромен. К нашей глубочайшей скорби, он скоропостижно скончался за три месяца до закладки ледокола. Мы приняли решение назвать судно в его честь", - пояснили в "Газпром нефти".

До передачи ледокола заказчику судну предстоит пройти швартовые и ходовые испытания, а зимой и весной 2018 года — ледовые испытания в Арктике. 

На Выборгском судостроительном заводе отметили, что сейчас цеха предприятия загружены на несколько лет вперед. "В ближайшее время мы приступим к строительству портового ледокола для ФГУП "Атомфлот". Кроме того, мы подписали контракты на четыре средних рыболовных траулера с поставкой в 2018-2019 году. Есть и другие проекты, по которым сейчас ведем переговоры", - рассказали в пресс-службе завода.

Ну, а глава Выборгского района Ленобласти Александр Лысов просто гордится заводом. "Было непростое время для завода, а теперь заказчики встают в очередь. И мы крайне рады, ведь это не просто градообразующее предприятие, а самое важное производство в Выборгском районе и одно из важнейших во всей области", - заметил он. 

На заводе тоже довольны. Беседуя с сотрудниками предприятия, журналист 47news вспомнил недавно прошедший в прокате отечественный фильм "Ледокол". В нем экипаж попавшего в ледовый плен судна ведет героическую борьбу с суровой природой Антарктиды. Но на ВСЗ аналогию отринули. "Наш бы сам выбрался",- заверили на заводе.

Артем Шалякин,
47news