В Ленобласти началась масштабная война за дорожные контракты. Комитет госзаказа уже расставил мины в документации и заточил инструкции, а строители дали залп из жалоб. 47news внимательно осмотрел арсеналы и понял, что эта лотерея до ремонта дорог не доведет.
Второго июня комитет госзаказа правительства Ленобласти должен объявить - кто допущен до выполнения текущего ремонта дорог в регионе, а кто должен отойти в сторону. Шесть электронных аукционов были объявлены 10 мая, прием заявок окончен 29-го. Победители должны быть названы 5 июня.
Биться есть за что.
Разыгрывается выборочный ремонт дорог "общего пользования регионального значения" в Ломоносовском районе максимальной стоимостью 285,6 миллиона рублей. В первый этап входит ремонт дорог "Ропша – Оржицы" и "Ропша — Марьино". Во второй - "Форт Красная Горка — Коваши - Сосновый Бор" и "Петербург — Ручьи". На дороги в Гатчинском районе потратят 187,6 миллиона: "Стрельна — Кипень - Гатчина", "Подъезд к поселку Тайцы" и "Елизаветино - Скворицы". Работы во Всеволожском районе обойдутся в 86,6 миллиона. За эти деньги нужно отремонтировать дороги "Новая Пустошь-Невская Дубровка" и 900 метров пути "Петербург—Колтуши". В Приозерском районе стоимость работ составляет 167,3 миллиона. В них включены дороги "Орехово — Сосново — Кривко - Петяярви", "Торфяное — Отрадное - Заостровье" и "Петербург — Запорожское - Приозерск". В Выборгском районе победитель получит 162,5 миллиона за ремонт "Ушково - Гравийное", "Подъезд к Зеленогорску" и на "Рощинском шоссе". Совокупно речь идет о 803 миллионах рублей.
Заказчиком выступает государственное казенное учреждение "Ленавтодор". Объявляет и проводит аукционы комитет госзаказа правительства Ленобласти. Победитель должен выполнить работы в течение лета. Оплачивает дорожный банкет казна региона.
Но как стало известно 47news, 30 мая жалобы на три лота подала в УФАС по Петербургу и Ленобласти петербургская компания-тяжеловес "Возрождение". В 47-м регионе ранее не работала. Претендента не устроила конкурсная документация на ремонт в Гатчинском районе и двух лотов в Ломоносовском. Как не сложно предположить, именно на эти аукционы и заявилось "Возрождение".
Отметим, что пока по жалобе не будет принято решение, контракт заключен быть не может. Но на процедуры отбора допущенных к участию и определение победителей наличие жалобы никак не влияет.
По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2015 году АО "ПО "Возрождение" показало оборот 2,4 миллиарда рублей. Помимо контрактов в Петербурге, у компании есть опыт работы на строительстве дорог, мостов, тоннелей и эстакад в Таджикистане. Сумма контрактов там приближалась к миллиарду долларов. Имеет постоянное представительство в Афганистане. Ранее владелец компании Игорь Букато заявлял, что в качестве перспективных рынков рассматриваются Армения, Румыния, Чили и Алжир.
По данным 47news, "Возрождение" жалуется на необъективный характер описания объекта закупки. По словам собеседников в УФАС, первая и самая существенная претензия заключается в том, что к одному и тому же товару с одинаковым ГОСТом предъявляются различные требования. Например, в одной части заявки нужно указать показатель прочности, выраженный в точном числе, а в другой — нужно указать диапазон. Еще одна уловка, связанная с показателями - это включение или не включение числа в люфт требований. К примеру, в одном месте он от 1 до 3, включая 3, а в другом не включая. Таким образом, инструкция по подготовке документов на участие в аукционе превращается в прогулку по минному полю без шансов. Если, конечно, не знать, где мины заложены.
"Есть, например, "битум дорожный жидкий", продублированный зачем-то более двадцати раз, но с вариациями. Требования к нему отличаются друг от друга, несмотря на то, что он используется в пределах одной климатической зоны. При этом такой материал соответствует ГОСТу 1982 года и в настоящее время практически не производится. Большинство дорожников используют для этих целей полимерные битумные эмульсии", - отметил один из коммерсантов, занятый в строительной сфере, который планировал участвовать в аукционе, но передумал.
По словам генерального директора "Возрождения" Сергея Новикова, подготовка заявки для участия в аукционах вызвала огромные затруднения. "Требования к содержанию первой части заявки изложены в документации в виде, сложном для понимания даже для профессионалов в дорожной сфере. Вместо расчета мобилизации, производственных и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, наши специалисты были вынуждены работать над разгадыванием таких "ребусов", - рассказал Новиков, добавив, что в сравнении с другими регионами, где работает компания, "Ленавтодором" сделано все, чтобы усложнить абсолютно понятный процесс. "Три-четыре страницы заявки превращаются в документ из более чем ста страниц, увеличивая вероятность ошибки кого-либо из участников", - уверен Новиков.
Председатель комитета госзаказа Андрей Клементьев на вопросы 47news отреагировал нервно: “Мы считаем, что все законно. "Ленавтодор" ищет добросовестных исполнителей. Тем более что техническое задание — это полностью компетенция заказчика, к ним и претензии".
- То есть если вам под видом требований принесут собрание сочинений Федора Достоевского, вы не обратите на это внимания? - пошутил 47news.
- Несите что хотите, — попрощался Клементьев.
Руководитель "Ленавтодора" Денис Седов разговаривать о нюансах составления документации с 47news отказался. Его мнение нам передали так: "Жаловаться на условия дорожных аукционов могут все желающие. Для "Ленавтодора" главное, чтобы ремонт был сделан качественно. Этого мнения, я уверен, придерживаются и жители Ленобласти. А кто будет проводить ремонт трасс, уже второй вопрос. Опыт показал, к сожалению, что не все победители аукционов могут достойно выполнить условия контракта".
Ответственный в том числе и за дороги строительный вице-губернатор Михаил Москвин философски заметил, что в Ленобласти со всеми крупными лотами происходят подобные ситуации. "Документация сложная, в том числе и для того, чтобы серьезные компании заходили", - продублировал он мысль Седова.
- Так есть "заточка" под своих или нет? - ненавязчиво поинтересовался 47news.
- Не вижу никакой "заточки" и никаких своих. В области работают крупные компании, те же что и в Петербурге. Например, "Пилон", "АБЗ-Дорстрой", ВАД. Это как в присказке: хочешь выигрывать в лотерею — купи билет.
- Не боитесь, что с этими оспариваниями, жалобами и решениями ФАС до ремонта дорог лотерея может не дойти? - предположил 47news.
- Эти игры в кошки-мышки всегда были, без этого у нас никак, — усмехнулся Москвин.