Сенсация. Единогласно депутаты ЗакСа Ленобласти проголосовали против губернатора Дрозденко. Заодно они выплеснули правду - правительство заставляет их принимать законы из-за внутренних интриг. И казалось бы, причем тут нелюбовь между вице-губернатором Москвиным и архитектором Домрачевым.
Впервые в истории Ленинградской области на повестку дня был вынесен вопрос, как губернатору Александру Дрозденко сохранить сразу два лица - и свое, и депутатов ЗакСа.
Мы уже рассказывали, что в последний рабочий день ушедшего года глава региона отказался подписывать законопроект о передаче градостроительных полномочий по выдаче градпланов с регионального на районный уровень с 1 января 2018 года. О чём был документ, народные избранники даже и не знали, но приняли его за четыре дня до отмены. Также мы писали, что парламентарии настолько самостоятельны в принятии решений, что не могут определиться, что им делать с отвергнутым законопроектом. Со стороны ЗакС Ленобласти вообще похож на дорогую мебель.
Так что процесс принятия от ворот поворота от главы региона в среду, 31 января, прекращал быть простой формальностью. Вроде как губернатору надо было, чтоб депутаты исполнили его волю и согласились с ним. С другой стороны, они и так никогда не сопротивляются, а показывать, как они буквально скачут по щелчку, выглядело бы ненужным унижением.
Придя специально на заседание ЗакСа, которые он обычно не посещает, Александр Дрозденко выступил с речью. Объяснение причин произошедшего уходило куда-то далеко-далеко, то есть в Москву. По его словам, при подготовке документа профильные комитеты рассчитывали на изменение федерального законодательства и на то, что градпланы превратятся в информационные документы. Но нужных правок не произошло.
- У двух комитетов - по архитектуре и правовому обеспечению - появились возражения, что у местных властей возникнет возможность вносить изменения в проект развития территории без учета интересов смежных территорий и развития района в целом, - прочитал по листку перед собой он.
Также, продолжил Александр Дрозденко, зародились опасения, что при передаче части полномочий не сохранится то, что было достигнуто на сегодняшний день - единая вертикальная градостроительная политика, которая позволяла избежать многих ошибок, допущенных с 2006 по 2014 годы.
- Надо проанализировать все риски и далее либо отложить закон, либо передать полномочия на районный уровень. Либо не принимать закон, пока не будут внесены изменения. Я предлагаю создать согласительную комиссию. Кстати, мое решение было поддержано рядом общественных организаций, которые написали мне письма с благодарностью, - в этом уже чувствовалась база опытного аппаратчика.
На этом бы все и завершилось, если бы не депутат Владимир Петров. Взяв слово, он в очередной раз сказал то, что все думают, но боятся спросить вслух. Он тоже произнес длинный монолог, смысл которого сводился к просьбе объяснить, из-за чего случился весь этот сыр-бор.
- Впервые в жизни вы воспользовались правом вето. Но при этом давайте вспомним, как голосовали за этот закон. Представители Госстройнадзора нас заставляли принять этот закон, - тут Петров на три секунды замялся, но продолжил:
- Я не боюсь произнести это слово - "заставляли". Нет ни смысла, ни логики в процессах, которые происходили потом.
Петров поинтересовался, нет ли какой аппаратной интриги вокруг этого документа. "Например, между вашим заместителем по строительству Москвиным и архитектором Домрачевым. Интриги по перетягиванию полномочий на себя. Архитектору проще, когда полномочия у него. Москвин - выходец из Всеволожского района, а все проблемные градпланы тоже там. Психологически ему, наверняка, удобнее оказывать влияние на местных глав, чем на собственного архитектора", - говорил он.
Надо сказать, что депутат тут не раскрыл ни капли нового. О трениях между Москвиным и Домрачевым стало известно широкой публике как минимум летом. Тогда аппарат вице-губернатора громко объявил о планах по уходу архитектора, которые не воплощены в жизнь до сих пор. Да и мы неоднократно утверждали, что из четырех подведомственных комитетов полностью подконтролен Москвину только Госстройнадзор с председателем Вячеславом Шибаевым, который и был автором обсуждаемого закона.
- У нас точно нет внутри правительства никаких интриг, борьбы и противоречий. Не перетягивает на себя одеяло Домрачев. Тем более, не перетягивает на себя одеяло Москвин, - размеренно ответил губернатор. А вот над этим "тем более" сам Москвин наверняка будет много размышлять.
Впрочем, секунду подумав, он все же признал, что Госстройнадзор перегнул палку. "Чиновники ожидали изменения федерального законодательства и сокращения своей работы. Была задача сбросить с себя нагрузку. Вот, наверное, интрига. Других нет", - на этом можно было и остановиться.
Но Дрозденко тоже не замечен в том, что боится чего-то сказать вслух. "Торопил вас не я, а сотрудники Госстройнадзора. И время было такое (предновогоднее - ред.), когда мне было не до этого документа. Мне общественные организации начали задавать вопросы. А я губернатор народный, избран народом, так что обязан обращать внимание на те обращения, где есть больше трех подписей. Для вас риски вообще минимальны. Вето я наложил не на ваш закон, а на наш", - на этом месте хорошо бы смотрелся вопрос больших площадей "Кто здесь власть?", но на него ни у кого не хватило отчаяния.
Зал во время этой дискуссии несколько притих, что означало заинтересованность в развитии сюжета. Только главный эсер Александр Перминов воспользовался проложенной звуковой дорожкой, чтобы выразить обиду по поводу того, что Госстройнадзор постоянно подгоняет парламент.
- Может, вы примете кадровые изменения, чтобы Госстройнадзор не торопил нас больше? А то кто-то посчитал, что ему надо быстрее закон принять. И мы теперь извиняемся и объясняем, почему так произошло. И вы перед нами стоите и тоже извиняетесь. А сотрудники, из-за которых так вышло, остаются без внимания кадровой службы, - предложил он.
Вячеслав Шибаев в этот момент только округлял глаза. А будь он наглее, обязательно бы спросил, отчего сложилась такая ситуация, когда депутаты ЗакСа, получая больше таких вот председателей, не пишут вообще никаких законопроектов. Следовательно, никто их и не обсуждает.
- Мы как-нибудь внутри себя сами разберемся, - отрезал Александр Дрозденко.
- Хочу сказать, как восхищен тем, что губернатор встал на защиту своих подчиненных, - не вовремя влез с лестью Владимир Петров.
Дальше было хуже, ведь наступил этап голосования. Весьма деликатно и как бы извиняясь, спикер ЗакСа Сергей Бебенин объяснил, что на повестку дня сейчас вынесут три вопроса, а первым будет - согласиться или нет с решением губернатора об отклонении законопроекта. Вторым - создание согласительной комиссии, а третьим - преодоление права вето.
Получалось, что в какой-то из разов депутатам все же пришлось бы сказать "нет" губернатору. По бумагам, он задал вопрос именно так, а идея с согласительной комиссией была сформулирована устно.
Разнесся шепот: "Че делать-то?"
Согласились с наложенным вето "0" человек, против проголосовал 41 депутат, воздержались 4. "Единогласно против решения губернатора по отклонению закона", - произнес Бебенин. Хоть эти слова и ничего не значили, само то, что их кто-то выговорил, привело слаженный мирок в смятение. За создание согласительной комиссии нажали 40 "за", 2 "против", 1 воздержался.
- Давайте третий вариант не будем выносить на голосование? - несколько жалобно предложил спикер, и с ним никто не поспорил.
По сути, это противоречит уставу, ведь пункт об одобрении отклоненного закона мог набрать и больше рук. Но это теоретически. Практически, для депутатов ЗакСа дважды проголосовать против губернатора за сутки - это почти как получить двойную допустимую дозу облучения. Вроде дышать продолжаешь, но что это за жизнь.
Юлия Гильмшина,
47news