Первая региональная служба санавиации подружилась с "Ростехом" и станет единой и федеральной. Полторы сотни вертушек и в десять раз больше площадок ждут подписи Медведева. О проекте говорит экс-министр Сердюков, но в "Хели-Драйв" разговор о деньгах не ведут.

В самое ближайшее время премьер-министр Дмитрий Медведев подпишет постановление о создании единого оператора санитарной авиации. Документ должен был дать ход проекту еще в начале мая, однако свою роль сыграла инаугурация Владимира Путина и необходимый роспуск правительства. В новом кабинете министров не оказалось вице-премьера Дмитрия Рогозина, который курировал вопросы оборонной промышленности. Его место занял пришедший из Минобороны Юрий Борисов. Ему требовалось принять дела и проекты, а в итоге крамолы в появлении гарантирующего поставщика в сфере медицинских авиаперевозок не заметил.

Патронат проекта со стороны оборонно-промышленного, а не медицинского вице-премьера во многом объясняется составом акционеров компании, которая должна стать этим самым единым оператором экстренных эвакуационных медицинских авиаперевозок. Ею будет АО "Национальная служба санитарной авиации" (НССА), которое близко госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова, а также Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

АО "НССА" зарегистрировано в конце августа 2017 года. Согласно данным "Спарк-Интерфакс", на четверть оператор принадлежит непосредственно "Ростеху" через подконтрольное концерну "Радиоэлектронные технологии" казанское АО "Рычаг". А оставшиеся 75% находятся у Фонда развития санитарной авиации, президентом которого является петербургский предприниматель 44-летний Иван Яценко.

Генеральным директором "Национальная служба санитарной авиации" является 31-летний Руслан Голик. Когда 47news обращался к теме кумовства на Суворовском, 67, мы упоминали и эту фамилию. Пять лет назад Голик возглавлял департамент ГЧП и промышленной политики при экономическом комитете Ленобласти. А когда выяснилось, что в подведомственном комитету "Агентстве экономического развития" директором работает его супруга Ирада, то Голик превратился в официального советника экономического вице-губернатора Дмитрия Ялова.

Две недели назад на Петербургском международном экономическом форуме Голик под присмотром Чемезова уже подписывал с главой Адыгеи Муратом Кумпиловым соглашение о сотрудничестве в проекте централизованной санавиации. А также сопровождал  по вертолётному центру "Хели-Драйв" губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. На Урале тоже заинтересованы в развитии санитарной авиации.

По имеющемуся у 47news номеру телефона до Голика дозвониться не вышло. А через посредников Голик передал, что по вопросам работы компании лучше обратиться в "Ростех". Зато обозначенное направление говорит о настоящем весе совладельцев "НССА".

Фото: официальный сайт Госкорпорации "Ростех"

Второй участник концессии — президент фонда и предприниматель Иван Яценко -  хорошо известен в Петербурге. С 2014 года он реализует проект авиамедицинской службы "Хели-драйв". 47news регулярно сообщает о том, как вертушки службы эвакуируют пациентов из отдаленных районов Ленобласти в больницы Петербурга, оказывают помощь при ДТП на КАД и федеральных трассах. "Хели-драйв" наряду с сотрудниками МЧС и неотложными службами эвакуировал жертв после теракта в петербургской подземке на перегоне "Сенная площадь" - "Технологический институт". У Яценко - непростой опыт 90-х годов. Но сегодня он знаковая фигура для пригородного Металлостроя и далеко не последний авиатор всего Северо-Запада. В "орбиту" вертолётных компаний Яценко входят ООО "Хели-Драйв Медспас центр", одним из совладельцев которого является Виссарион Лобжанидзе — родственник экс-главы комитета по здравоохранению Ленобласти Арчила Лобжанидзе; непосредственно ООО "Хели-Драйв" с крупнейшим вертолетным центром в регионе на юге Петербурга, а также ООО "НССА" (не путать ООО с одноименным АО, метящим с "Ростехом" в единые операторы - прим. ред.).

Остроты в федеральную историю авиасвязки госкорпорации и частника добавляет шлейф альтруизма и филантропии, который сопровождает "Хели-Драйв" буквально все годы существования. Перевозки пациентов геликоптерами в областные больницы на начальном этапе "Хели-Драйв" осуществлял целиком http://47news.ru/articles/73202/ за счет средств бизнесмена Яценко. А в медиа предприниматель рассказывал о пережитой страшной автоаварии, а также о принятом после гибели друга решении посвятить себя спасению жизни людей.

Вот и "Ростех" накануне не преминул сообщить о том, что пилотный проект по использованию санавиации в Петербурге и Ленобласти показал существенное снижение летальности в группе пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - с 35% до 3% , а также позволил на 60% сократить смертность от дорожно-транспортного травматизма. Однако эта циферно-буквенная конструкция фигурирует в СМИ с осени прошлого года. Сложилось впечатление, что дежурная формулировка просто кочует из одного материала в другой. 47news обратился в госкорпорацию с вопросом о не общей, а конкретной статистике. В "Ростехе" пообещали её подготовить, но только через письменный запрос.

Интересно, что спустя два меся после создания АО "Национальная служба санитарной авиации" - то есть в октябре 2017 года - о необходимости появления единого оператора заявил индустриальный директор авиационного кластера "Ростеха". Это произошло на комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения. Напомним, что с конца 2015 года директором этого департамента является Анатолий Сердюков, который в 2012 году бесславно покинул пост министра обороны после расследования уголовного дела по "Оборонсервису". Сегодня Сердюков также является членом совета директоров холдинга "Вертолёты России", который структурно входит в "Ростех".

Любящий счет экс-министр обороны оценил проект создания единой службы санавиации в 35,5 миллиарда рублей. Эти средства должны быть направлены на создание парка вертолётов в медицинской комплектации, а также на оборудование более полутора тысяч медучреждений авиационной инфраструктурой. Привлекать средства госкорпорация планирует за счёт инфраструктурной ипотеки. Более 150 вертолетов единый оператор получит в лизинг через "Государственную транспортную лизинговую компанию" (ГТЛК). Речь идет о "Ансатах", собираемых на "Казанском вертолётном заводе" - предприятии "Вертолётов России". А вложения предполагается возвращать за счет счёт оплаты оказанных гражданам услуг Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Однако, скорее всего, 35,5 миллиардами дело не обойдётся. Предыдущие сделки ГТЛК с "Вертолетами России" говорят о том, что цена одного "Ансата" пляшет вокруг цифры 250 миллионов рублей. А получается, что только 150 новых медицинских геликоптеров стоят 37,5 миллиардов рублей.

А когда 47news обратился к руководителю службы санитарной авиации "Хели-Драйв Медспас" Дмитрию Козыреву, то он сообщил, что к "Хели-Драйв" уже не имеет никакого отношения, а является руководителем "Национальной службы санитарной авиации" по Северо-Западному региону. Логично предположить, что если у компании есть директор в одном регионе, то должны быть и в других. И действительно - сегодня вертолеты для оказания экстренной медицинской помощи используют в 34 субъектах РФ. Но единой системы работы нет. Услугу оказывают и ведомства, и частные авиакомпании, используя совершенно разношерстный авиапарк.

Однако Козырев попытался убедить 47news, что среди конгломерата участников рынка санавиации правительство обратило внимание на "НССА" совсем не потому, что компания является дочкой "Ростеха".

- Вы путаете причину и следствие. Проект одобрен во всех министерствах - и не потому, что здесь есть "Ростех". На фонд обратили внимание именно потому, что это не коммерческая организация, которая не ставит своей задачей заработать деньги, они не уйдут, за ними будет контроль. А постановление о создании единого оператора будет принято скоро. Тогда и можно будет говорить о деталях, - заявил 47news Козырев.

Представитель "НССА" решил не вдаваться в подробности того, что будет делать компания с инфраструктурой санавиации, которая сегодня существует в трех десятках регионов. Но с его слов было понятно, что за инфраструктуру с заглавной И он её не считает. А попутно выяснилось, что Федеральная антимонопольная служба вовсе и не против того, что "НССА" станет единым федеральным оператором. Прежде служба рекомендовала провести конкурс для определения такой компании.

Остается только непонятным - почему Минэкономразвития постоянно жалуется на систематические бюрократические проволочки в партнёрстве государства и бизнеса, когда путь от регистрации компании до получения федерального статуса занимает в России десять месяцев.

 

Александр Калинин
47news