Впервые девелопер открыто обвинил руководство Ленобласти в обмане, а всё из-за закопанных в дорогах Кудрово миллионов. Знающие люди здесь напокупали столько земли, что ковшом лишний раз не ткнёшь. "Поздно рыть проспекты, когда в доверии отказали", - ответили на Суворовском, 67.
Строительный бизнес Ленинградской области начал восстание против власти. Старт дан на Европейском проспекте в городе Кудрово Всеволожского района, где как раз накануне, 26 августа, прошагала праздничная колонна во главе с губернатором Александром Дрозденко. В другой части улицы, что дальше от "Меги" и ближе к парку Оккервиль, накануне выходных разыгрывалась драма с участием специализированной техники. Одни рыли, другие кричали, третьи снимали.
Первым редакция нашла директора ЗАО "Инвестторг" Игоря Новгородского, его фирма строит в Кудрово ЖК "Европейский парк" и ЖК "Геометрия", а до того достроился ЖК "Европейский". С его слов, в пятницу, 24 августа, он окончательно понял, что не сможет вернуть 140 миллионов рублей, вложенных в появление дорог.
В декабре 2016 года фирма ООО "Инвестторг-недвижимость 6-4", которой руководит и владеет его дочь Анастасия Новгородская, заключила соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с властями. От правительства Ленобласти подпись поставил вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, от администрации Заневского поселения - Алексей Гердий, от компании – Анастасия Новгородская.
Суть документа заключалась в том, что фирма строит в Кудрово дороги, а чиновники помогают в решении хозяйственных вопросов. Сразу заметим, это не благотворительность застройщиков, а их обязательство перед государством, без исполнения которого Госстройнадзор не примет дома. (Инструкция, как обойти этот момент – здесь). Речь идёт о продолжении Европейского проспекта (от середины проспекта до проспекта Строителей) и проспекта Строителей (от улиц Пражской до Ленинградской). Работы должны быть проведены на протяжении полутора километров.
По словам Новгородского, в проект он вложил 140 миллионов рублей, но в пятницу получил уведомление от вице-губернатора по строительству Михаила Москвина о расторжении соглашения в одностороннем порядке. В нём он пишет, что ни по одному из пунктов работы не начаты. В качестве нового координатора обозначена "Дирекция комплексного развития территории" (ДКРТ). Мы уже рассказывали, что это ведомство создано год назад внутри строительного сектора областного правительства, председателем является Михаил Москвин, генеральным директором назначен Даниил Федичев. В задачи структуры входит урегулирование споров между застройщиками и налаживание их взаимодействия в моментах, когда нужно построить один объект.
Скинуться на транспортную сеть должны были ещё компании "Арсенал", "Полис", "ЦДС", но, со слов Новгородского, ему никто финансово не помогал. В ответном письме, но на имя Федичева, бизнесмен заявляет, что директор ДКРТ "действует в интересах компании "Арсенал", которая любыми способами уклоняется от софинансирования строительства". Основным препятствием для исполнения обязательств он называет то, что ДКРТ не смогло изъять земельные участки под государственные нужды и передать "Инвестторгу" для проектирования улично-дорожной сети.
Как известно, все земли в Кудрово выкуплены людьми, вовремя сориентировавшимися в начале удобных 2000-х. Теперь же, когда бывшая деревня активно вбирает в себя многоэтажки, частные фирмы должны договариваться с государством и передавать территории, нужные под общественные объекты, будь то школа, садик или дорога. По правилам, на землях необходимо либо оформлять частный сервитут, либо изымать их под муниципальные нужды.
По факту же получилось, что из десяти участков, задействованных в дорожных работах, общественный сервитут наложен только на шести.
- Наложение общественного сервитута, как сделано в нашем случае, ничего не меняет для нас как для компании, ведущей здесь работы. По факту, мы вкладываемся и строим на чужой земле, а её хозяин может выставлять нам свои условия. Этим процессом должна была заниматься дирекция, - уверен Новгородский.
Судя по данным 47news, полученным из разных источников, в соглашении прописаны десять конкретных земельных участков. Четыре из них до сих пор не переданы государству на правах публичного сервитута. Владельцем одного из них является ООО "Кудряшки". По данным информационной системы "СПАРК", ООО "Кудряшки" принадлежит экс-депутату ЗакСа Ленобласти и директору КАДа Владимиру Рыбальченко, занимается покупкой и продажей земельных участков. Ещё три - во владении фирмы ООО "Старт эстейт", которую ещё недавно возглавлял его бизнес-партнёр Александр Сорокин.
Два надела были отданы под сервитут Заневскому поселению компанией ООО "Строй-плюс". Принадлежит она напополам бывшему депутату ЗакСа Ленобласти Денису Жукову и депутату Госдумы Сергею Петрову.
Ещё два по такой же схеме переданы Заневке фирмой по аренде и управлению имуществом "Технотрейд". Принадлежит она президенту Ленинградской торгово-промышленной палаты и совладельцу ИК "Евроинвест" Юрию Васильеву. Один участок стал сервитутом, хотя раньше принадлежал ООО "Проектная организация "Архитектура новых технологий". Компанией владеет Светлана Бурилова, одна из совладельцев фирмы "Арсенал". С десятым трудностей не возникло, сейчас он в бессрочном пользовании у правительства Ленобласти, а раньше был у Всеволожской больницы.
Игорь Новгородский считает проблемными два куска, те, что ранее принадлежали "Архитектуре новых технологий" (считай – "Арсеналу") и "Технотрейд" (считай – "Евроинвесту"). "Владельцы этих компаний столько получили за счёт строительства домов, что давно могли пожертвовать эти кусочки земли", - добавил Новгородский.
Из-за нерешённости этой проблемы, настаивает Новгородский, ему постоянно мешали делать дело. Более того, сообщает он в письме, компания "Арсенал" перекрыла забором периметр дороги, из-за чего он так и не смог наладить работу техники. Также он уверен, что Федичев, не имея на то прав, просто передал проектную документацию "Арсеналу", а вместе с тем и права на строительный процесс.
- Федичев пытается использовать наш труд, мы вложились в сети, проектирование, изыскание, инженерную подготовку. Мы начали работы по краям и должны были завершить в центре. Теперь я опасаюсь, что никто ничего не доделает, из-за чего появятся проблемы с вводом в эксплуатацию домов. И за деньги опасаюсь. Кто нам вернёт вложенные 140 миллионов? Нас просто кинули! – сказал он в беседе с корреспондентом 47news.
Справедливости ради тут же отметим, что Новгородский не слишком корректно использует слово "доделать". Фотокорреспондент 47news, побывавший в минувшую субботу на проспектах Европейский и Строителей, зафиксировал перекопанные трассы, наличие техники и отсутствие покрытия.
- Полтора года мы занимались инженерными сетями и многим другим, а строить дорогу нам не давали. Всё, что у вас на фотографиях, будет доделано к 1 сентября, - пообещал он.
Генеральный директор "Арсенала" Арсений Лаптев полагает, что проблема, в целом, является надуманной. "Наша компания заключила договор с Дирекцией, мы заплатили свою долю за строительство Европейского проспекта, сколько конкретно, сейчас не скажу, не помню. В минувшую пятницу я обнаружил, что на моём земельном участке демонтировали забор и непонятно кто начал строить дорогу. Честно говоря, был удивлён. Но теперь с этим будет разбираться Госстройнадзор, потому что работы ведутся без проектирования и остальных документов. В общем-то, все вопросы в Дирекцию, она выбирает подрядчика", - прокомментировал Лаптев.
Заметим, как это бывает в подобных случаях, на помощь бизнесу тут же поспешили неравнодушные, но не замеченные в этом ранее граждане. В редакцию 47news с разных концов обрушились звонки людей, очень переживающих за судьбу местного автобана. Судя по видеозаписям, выложенным в социальных сетях, в пятницу даже произошла небольшая стычка, отдающая по стилю разборками из прошлого. "КамАЗ" поехал назад, и по нему начали стучать, что позволило сообщить журналистам и о начавшейся драке, и о том, что "Инвестторг" давит людей. Степень отчаяния выдаёт фраза Анастасии Новгородской, брошенная директору "Арсенала" Арсению Лаптеву: "В 47news, и всё!"
Сам Даниил Федичев объяснил происходящее тем, что компания "Инвестторг" давно не выполняет своих обязательств и потому ещё в мае ему, Федичеву, было поручено организовать девелоперов для строительства дороги, предварительно заключив новый договор инвестирования. К названным четырём компаниям присоединились "Патриот", "Мавис" и "Сэтл групп". "Там семь застройщиков, точной суммы назвать не могу, но подрядчиком выбрана компания "А-Проект". Я всё лето общался с участниками процесса, по кусочкам договаривался и в итоге заключены договоры аренды с некоторыми собственниками земли. Этого достаточно, чтобы закончить строительство Европейского проспекта", - уверен он.
По его словам, это как раз "Инвестторг" нарушает закон, залезая на чужую территорию своими ковшами. "Полтора года ничего не делалось и теперь, когда мы выбрали подрядчика, началось. Наш подрядчик не сможет начать работы, потому что "Инвестторг" ему мешает", - добавил Федичев.
- Получается, "Инвестторг" строит дорогу, и ваш подрядчик строит дорогу. Может, пустить всё на самотёк?
- А как же закон, на помойку его что ли?
- Как насчёт денег, кто вернёт полторы сотни миллионов Новгородскому?
- Ему ещё надо доказать, что он потратил именно столько, я документов не видел. Поймите, мы стараемся для людей.
- И все знают фамилии этих людей.
- Нет, для всех.
Вице-губернатор Михаил Москвин взял ответственность за расторжение соглашения на себя.
- Застройщик должен был сдать дорожную сеть к 1 сентября, к этому сроку сделать это невозможно. Так что мы расторгли соглашение. Для того, чтобы построить дороги, надо было решать вопросы с собственниками участков, договариваться с ними. Раз "Инвестторг" этого не сделал, ничего и не получилось, но это была его задача, а не наша. Так что теперь дирекция будет достраивать силами подрядчиков, которых привлечёт. Дорогу-то надо доделать.
- Какие перспективы?
- Перспективы такие. Никто не введёт дома вдоль этих улиц без ливнёвки, двух детских садиков и одной школы. Это важно, а этого ещё нет. Ближе всего срок сдачи у "Арсенала", "Полиса" и ЦДС, а у "Инвестторга" позже них. Так что у Игоря Новгородского позиция мудрая – пока до него дойдёт очередь, авось, это всё появится.
- В компании уверены, что вложили 140 миллионов рублей и теперь их не получат, попросту, вы их, извините за выражение, кинули.
- Говорить можно всё, что угодно. По факту обещание не сдержано и дороги нет. Так что, кто ещё кого кинул.
Юлия Гильмшина,
47news
Фото: Валентин Илюшин