Суд постановил снести единственный междугородный автовокзал в Ленобласти. Теперь "Северный", что на выходе из "Девяткино", будет похож на лавку с мороженым. Власти рады, а всеволожский бог Низовский лично поработает молотом.

Буквально через неделю Ленобласть может лишиться здания самого крупного автовокзала на территории региона - "Северного", что в Мурино, на выходе из станции "Девяткино". Администрация Всеволожского района получила исполнительный лист из Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В нём сказано, что участок по адресу Привкозальная,1 должен оказаться настолько же пустым, насколько был четыре года назад. То есть все постройки снесут.

Строго говоря, исполнительный лист ценен не сам по себе, а основывается он на решении суда, датированном 20 августа 2018 года. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поставил точку в споре, начавшемся прошлым летом. Условно его можно обозначить как "Низовский vs Присяжнюк", хотя именно эти фамилии в документах не встречаются.

Согласно материалам дела, администрация Всеволожского района в прошлом году подала иск к ООО "Региональная транспортная компания", которому ещё в 2015 году другая фирма, ОАО "Межрегиональная транспортная компания", передала права на аренду участка. В общем-то речь идёт о двух разных конторах только с юридической точки зрения, ведь обе принадлежат одному и тому же лицу — Дмитрию Соколову, просто МРТК ушло в банкротство.

По условиям соглашения с руководством района, организация брала землю во временное пользование - в срок до июня 2017 года. В бумагах было прописано, что на площадке нельзя возводить капитальные строения, возможно только размещение временной автостанции пассажирских автобусов и маршрутных такси.

Как известно, МРТК немного перестаралось, и на выходе из подземного перехода красуется основательное оранжево-коричневое двухэтажное здание. Внутри можно купить билеты, посмотреть расписание и посидеть в ожидании своего рейса. Но юридически этого помещения не существует, ведь подобные строения при своем появлении должны проходить процедуру экспертизы, а разрешение на ввод должен был дать Госстройнадзор.

Фото: Валентин Илюшин

По этому поводу администрация Всеволожского района тоже обращалась в суд. Так, чиновники пытались признать два здания площадью 270 и 600 квадратных метров самовольными постройками и обязать арендатора - компанию РТК - добровольно их снести за свой счёт. Здесь идея споткнулась о юридическое толкование, поскольку Фемида не захотела признать спорные объекты недвижимостью. Следовательно, и демонтировать то, чего нет, тоже нельзя. То, что эти же квадратные метры, как сказано в том же решении суда, используются не только под вокзал, но и под пекарню, кафе и офис, на вывод никак не повлияло.

Зато суд согласился с более простым утверждением. Раз пользователь участка обещал ничего не строить, он и не должен был этого делать. Более того: раз ему этого никто не разрешал, то его проблема — как вернуть всё в исходное положение. Звучит примерно так же, как если бы квартирант, снимавший жильё, установил посреди комнаты джакузи, а хозяин заставил бы его убрать. А если официально, то: "иск о сносе временных построек удовлетворить".

Компания МРТК, в свою очередь, давила на социальную значимость незаконнорожденных зданий. "Ответчик указывает, что <...> снос повлечёт прекращение функционирования деятельности по организации регулярных перевозок", - такие остатки позиции можно выискать в итоговом решении. Тут суд неумолим и предельно логичен: раз спорные объекты официально не признаны недвижимостью, то и значимости в них никакой быть не может.

Сам по себе смысл всего описанного не нов, поскольку суть конфликта декларировалась ещё год назад. Однако тогда это был только смысл, а сейчас — доказанный факт, сформулированный судебной инстанцией. Событие, кстати, нешуточное - ведь сейчас "Северный" хоть и незаконный, но единственный полноценный вокзал в Ленобласти, с него отправляется около 200 автобусов междугородного и внутреннего сообщения в день, которые обслуживают около 3 тысяч человек в сутки.

Фото: Валентин Илюшин

Так что теперь глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский не просто имеет право, а обязан добиваться исполнения решения суда. Тем более сам ответчик, компания МРТК, не собирается претворять решение в жизнь.

- Сносом должны заниматься судебные приставы, раз компания, построившая вокзал, этого всё равно не сделает. В службе заложен бюджет на демонтаж, они нанимают специальную бригаду. Недавно снесли же автостоянку у нас во Всеволожске, вот по такой схеме и пойдут. Правда, мы тоже можем помочь и, чтоб не тянуть, из своего бюджета выделить деньги. Там недорого, тысяч сорок — и не будет этого ларька.

- Какого ларька, если речь о вокзале?

- Это для вас он вокзал, а для меня ларёк. Сами писали, как разваливается от ветра незаконно построенный торговый центр в Новодевяткино. Кто-то деньги на аренде гребёт, а самострой в итоге разрушится и угробит кого-нибудь. Приоритет должен быть на стороне закона.

- Не легче было за прошедший год узаконить это строение?

- Это уже невозможно, да и этим должно было заниматься управление по транспорту. Сколько планов у них было год назад - и забором оградить, и всякие шавермы убрать, и безопасность обеспечить. Сегодня по факту вокзал функционирует как помещение для сдачи в аренду под всякие кафе. Билеты всё равно продаются внутри автобуса. Кроме того, оградили участок за шлагбаум и впускают за него только часть перевозчиков. Люди садятся в маршрутки прямо с проезжей части.

- И всё же какое-никакое - здание есть. Вы же не нигилист, чтобы старое разрушить, не построив новое?

- Посмотрим. Может, более гибким путём пойдём, часть строений снесём сразу, остальные — после того, как создадим альтернативу.

- На Дне Ленобласти вы были в образе бога Тора, с молотом в руках. В случае, если дойдёт до демонтажа - обязуетесь сделать селфи и лично постучать молоточком?

- Договорились.

Проигравшей стороной в этой истории является прежде всего управление по транспорту, а в первую очередь расстроится заместитель начальника Михаил Присяжнюк. Он как раз ратовал за то, чтобы оставить здание как есть, и прилагал все моральные усилия, чтобы не довести дело до сноса.

- Как вам решение суда?

- Мне жаль, что мы не смогли сохранить здание автовокзала. Но бороться с решением суда никак нельзя. Раз постановили снести - значит снесут.

- После того, как снесут, что будет на этом месте?

- Сейчас объявлена конкурсная процедура на отбор компании, которая займётся обслуживанием вокзала. Победитель должен будет организовать здесь туалеты и билетные кассы. Всё это будет в виде временных конструкций.

- По типу тех, из которых продают мороженное в американских фильмах?

- Не знаю даже, с чем сравнить, но вроде того. Даже не знаю, как полторы тысячи человек будут переминаться на морозе в ожидании автобусов. Всё это осложнит жизнь пассажирам, конечно.

- Почему вы не смогли за год узаконить постройку?

- Не имеем на то никаких прав, мы же даже не были заявлены участниками процесса.

- Нет ли планов построить новый, законный вокзал?

- Желание есть, тем более земля передана нам в бессрочное пользование. Но это дорого, вряд ли в обозримом будущем выделят столько денег.

- В случае, если дойдёт до сноса, придёте посмотреть на этот процесс и сделаете ли селфи?

- Конечно, если профильный вице-губернатор (Михаил Москвин — ред.) скажет, то пойду помогать. А фотографироваться не буду. Больно грустное лицо будет на снимке.

 

Юлия Гильмшина,
47news