Вне закона оказался завод по производству станков за 3,5 млрд рублей в Ленобласти. Через год после торжественного запуска осознали, что его и нельзя было строить рядом с КАД. Будь ты хоть трижды в списке миллиардеров, когда речь идёт о землях Всеволожского района, никто не поможет.
Правительство Ленинградской области заблокировало ввод в эксплуатацию научно-производственного комплекса "БПК-Север", расположенного в Буграх Всеволожского района. Ранее заявлялось, что в его появление было вложено 3,5 млрд рублей инвестиций, из них 1,5 млрд — в строительство четырёхэтажного здания.
Торжественное открытие состоялось в сентябре 2017 года, ленточку перерезал вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов. Его тогда порадовало, что на площадях предприятия разместились современный инновационный центр, цех по производству металлообрабатывающих станков под торговой маркой F.O.R.T., административный блок, новое конструкторское бюро Санкт-Петербургского Политехнического университета. Площадь комплекса составляет 22 тысячи квадратных метров, склад предназначен для 200 станков. На церемонии заявлялось о повышении технологической независимости России.
С тех пор завод работает в режиме пуско-наладочных работ, то есть, по сути, о полноценной деятельности речи не идёт. Председатель комитета государственного строительного надзора Денис Горбунов подтвердил 47news невозможность выдачи его ведомством разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. "Начали готовить документацию и выяснили, что предприятие находится в границах придорожной полосы "Кольцевой автодороги". На размещение нужно согласие собственника, а его нет, так что сейчас о вводе в эксплуатацию не может быть и речи. Выдан отказ", - рассказал он.
По данным 47news, учитывая очевидную катастрофичность сложившейся ситуации, в курс поставлен губернатор Александр Дрозденко, к решению привлечены два его заместителя.
Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин со своей стороны попытался договориться с и.о. начальника УКУ "Упрдор Северо-Запад" Виталием Голиковым о документальном появлении махины. Хоть во всех пресс-релизах и заявлялось, что завод расположен на проспекте Культуры, в реальности участок находится на 28 километре КАД, во внутреннем кольце.
Обосновывая своё рвение, чиновник сначала упирал на то, что для этого не нужно менять даже категорию земли. И по генеральному плану, и по выписке из ЕГРН участок относится к землям промышленности, нет разночтений и с назначением функциональной зоны. Видимо, заранее чувствуя возможность отпора, под конец письма надавил на больное, то есть на "стратегическое значение научно-производственного комплекса". И попросил выдать согласие на размещение предприятия.
Две недели назад, 4 октября, Виталий Голиков прислал ответ, в котором задевались ещё более высокие материи, чем интересы государства. Отказывая в согласовании, объяснил, что делает это во имя безопасности граждан, ведь "в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков". На них, как пояснил Голиков, запрещается строительство капитальных сооружений в связи с необходимостью обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий содержания и перспективного развития трасс.
- В соответствии с вышеизложенным, строительство планируемого научно-производственного комплекса "БПК-Север" в придорожной полосе не предусмотрено законодательством. Упрдор не может выдать запрашиваемого согласия в связи с наличием нормативного запрета на размещение, - заключил он.
Правда, в письме нет ни слова о том, что предприятие планируется не в будущем времени, а уже существует и признано на уровне руководства региона. Зато из этих слов несложно сделать вывод о том, что на этом месте в принципе и не мог появиться завод. Здесь можно провести очевидную параллель с гипермаркетом "Лента" во Всеволожске. Сначала инвестор возвёл здание за 500 млн рублей, а когда дело дошло до воздушных шариков в честь открытия, выяснилось, что земельный участок должен располагаться на полтора километра дальше.
В случае с "БПК-Север" история его появления уходит в октябрь 2014 года, когда выдача разрешений на его строительство входила в полномочия муниципалов. По словам Дениса Горбунова, подписано оно Владимиром Драчёвым, бывшим в то время главой администрации Всеволожского района, а ныне — депутатом Государственной думы от "Единой России". Мы неоднократно рассказывали, что в ту пору здесь вообще нарушались законы физики, одни земли перемещались в пространстве, а другие уходили нужным людям.
Проблемный комплекс принадлежит АО "Балтийская промышленная компания". Судя по данным информационной системы "СПАРК", им руководит и владеет 37-летняя уроженка Азербайджана Диана Каледина. Компания занимается оптовой реализацией станков, в 2016 году чистая прибыль составила 590 млн рублей. В списке бизнес-партнёров фирмы указан "Росатом", а газета "Деловой Петербург" поместила Каледину на 234 место в списке миллиардеров Санкт-Петербурга.
Сайт "БПК"
Изначально земельный участок, где примостилось станковое производство, принадлежал Фонду поддержки и развития сельскохозяйственного производства "Бугры", директором которого является бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Виктор Локтионов. В 2006-м году он передал надел другой своей фирме - ООО "Аграрий", она ликвидирована. Недавно мы рассказывали, что сегодня девелопер и владелец строительной фирмы "ИПС" не может продать государству свой другой надел в тех же Буграх под поликлинику из-за пересечения с соседом.
Вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов в беседе с корреспондентом 47news признал наличие трудностей с вводом в эксплуатацию производства вроде как им уже открытого. "Без таких проблем у нас вообще ничего не делается. Но завод живой, я готов помогать и знаю, что есть пути решения. Но вообще ведь не я выдавал разрешение на строительство, мне главное, чтоб подобных производств было побольше", - прокомментировал он.
Михаил Москвин, в свою очередь, в качестве выхода из положения придумал изменить генеральный план. "Дел там не надолго. Если земля вдоль дороги включается в границы населённых пунктов, она уже не считается полосой отвода и разрешение у Упрдора спрашивать не надо", - поделился он.
Тем не менее, Денис Горбунов пока уверен, что "БПК" в состоянии сама справиться с появившимися на их пути трудностями, тем более, что насильно их в это дело не втягивали. "Очень странно, когда строишь предприятие, не заметить Кольцевой автодороги, конечно", - размышляет по этому поводу он. На его взгляд, "БПК" следует договориться с Упрдором так, чтобы учреждение сняло с учёта полосу отвода, таким образом, никакие капитальные объекты к ней не будут привязаны.
Кстати, на Суворовском,67 сообщили, что в переговорах по поводу "БПК" участвует тот самый Виктор Локтионов, однако не смогли объяснить, в качестве кого он там выступает. Сам он тоже не смог ничего сказать, перенаправив выяснять подробности в правительство Ленобласти.
В самом "БПК", как показалось журналисту 47news, до конца и не поняли, насколько далеко от них отодвинули планы по оформлению документов. "Да, нам выдали замечания. Но это всё дело не одного дня, так что ничего такого", - ответила заместитель технического директора по теплоснабжению Нина Андреева. Потом перезвонили из пресс-службы и пообещали узнать подробнее.
Заметим, что, без официального ввода в эксплуатацию, завод — это металлический артобъект.
Юлия Гильмшина,
47news