В Леноблводоканал добровольно-принудительно позвали семь новых районов. Все промолчали, кроме Всеволожского. Здесь не готовы отдавать своё. Но единый водоканал только здесь и может заработать.
В парламенте Ленобласти 25 декабря во втором чтении будет рассмотрен законопроект "О внесении изменений в областные законы, регулирующие вопросы перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами госвласти Ленобласти и органами местного самоуправления поселений". Речь идёт о передаче в государственное унитарное предприятие "Леноблводоканал" полномочий по водоснабжению и водоотведению. Проект закона предполагает передачу этих функций во Всеволожском, Волосовском, Кингисеппском, Киришском, Ломоносовском, Тосненском, а также в Гатчине и городе Коммунаре Гатчинского района. А 24 декабря, на заседании фракции "Единой России" ЗакСа Ленобласти, было принято решение поддержать законопроект. Поскольку единороссов большинство, можно считать, что закон будет одобрен. Возможно, пройдёт как второе, так и третье чтение. "А смысл два раза собираться" - отметил один из депутатов от партии власти.
Для понимания, сейчас Леноблводоканал работает в Лодейнопольском, Тихвинском, Бокситогорском, Подпорожском, Сланцевском, Выборгском и Волховском районах.
Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, в отдаваемых районах на сегодняшний день высокая степень износа оборудования, частично нет проектной и технической документации, зато есть проблемы с постановкой объектов на кадастровый учёт и кредиторской задолженностью, зачастую отсутствует аварийный запас материалов, а также источники финансирования.
В случае, если законопроект будет принят, из казны Ленобласти потребуется 3,65 млрд рублей. Из них, на выполнение работ по капремонту - 2,7 млрд. На лицензирование подземных водозаборов потребуется 145 млн. Таких, в указанных районах 145 штук — то есть, по миллиону на каждый. На проведение кадастровых работ требуется 118 млн: по данным "Леноблинвентаризации" количество объектов требующих постановки на кадастр составляет 790 площадных и 3,5 тысячи линейных. Погашение долгов за энергоресурсы оценивается в 336 млн, а формирование аварийного запаса и оборудования обойдётся в 333 млн рублей. По последнему пункту субсидии будут распределены следующим образом: на Тосненский район с населением в 130 тысяч человек необходим 51 млн рублей. В Ломоносовском живут 70 тысяч человек, а субсидия составит 27,5 млн. В Киришском 63 тысячи — там потребуется 25 млн, в Кингисеппском - 31 млн (79 тысяч), в Волосовском - 52 млн (20,5 тысяч), в Гатчинском 123 тысячи населения — субсидия 48 млн. И, наконец, в самом населённом Всеволожском живёт примерно 350 тысяч, в этом районе потребуется потратить на аварийный запас почти 100 млн рублей.
Неделю назад состоялась комиссия ЗакСа по ЖКХ. На ней из 52 предложенных поправок было принято всего две — о включении в законопроеет Дубровского поселения (это, кстати, вотчина директора Леноблводоканала Саяда Алиева) и Кингисеппского городского поселения. Это была инициатива этих муниципалитетов. Львиная доля отклонённых поправок исходила из поселений Всеволожского района. В них, мягко говоря, не очень хотят отдавать полномочия и имущество пришлому Леноблводоканалу. Единственными согласными были лишь Рахьинское поселение, где с водоснабжением всё плохо, и город Всеволожск, где у местной ресурсоснабжающей организации долги составляют около трёхсот миллионов рублей.
Насколько удалось понять, основная претензия поселений к законопроекту заключается в недостаточном технико-экономическом обосновании. Так, на заседании административного совета Всеволожского района в ноябре отмечалось, что район, по сравнению с остальными, инфраструктурно намного сложнее. В нём работают 35 организаций, обеспечивающих водоснабжение, и 37 компаний, занимающихся водоотведением. В частности, это связано с тем, что большое количество ведомственных объектов в результате приватизации стали частными. Таких, по примерным оценкам, в районе две трети.
Другой проблемой, по оценке муниципалов, может стать то, что в районе, так уж сложилось исторически, технологические цепочки растянуты географически, а элементы — насосные станции, магистральные и внутриквартальные сети — расположены в границах разных поселений и зачастую связаны с соседним субъектом, Санкт-Петербургом. Таких поселений, кстати, десять из девятнадцати. Среди них, например, Всеволожск, Сертолово, Новодевяткино, Кудрово, Мурино, Бугры и Юкии. Во-вторых, часть объектов в цепочке зачастую не относится к муниципальному имуществу. Опасения муниципалов вызывает то, что при передаче полномочий может нарушиться процесс подключения новых объектов, так как это требует тщательного взаимодействия с "Водоканалом Петербурга". В этом плане, особое беспокойство у поселений рядом с городом поскольку в них идёт постоянная работа с застройщиками.
Отмечается также, что в поселениях Всеволожского района не полностью выполнена работа по инвентаризации и оформлению муниципального имущества водоснабжения и водоотведения. А сложная юридическая история прав на имущество не позволяет в короткие сроки завершить процесс оформления, а значит, и передавать будет нечего, считают опрошенные чиновники на местах. В общем, считают последствия непредсказуемыми.
По словам главы администрации Мурино Валерия Гаркавого, он не то чтобы против отдать полномочия Леноблводоканалу, но не понимает пока, какая будет тарифная политика.
- Я осторожно к подобной централизации отношусь, это как яйца в одну корзину положить — просто опасно. Вот у нас в Мурино, например, в каждом доме своя управляющая компания, одна упадёт, придёт другая, но это не критично. При этом, нам же главное, чтобы для людей цена не выросла, - считает чиновник, добавляя, что зачастую создаваемые монстроподобные организации начинают просто съедать бюджетные деньги. "Я бы разделил на как минимум на две-три, юг-север, к примеру".
Его поддерживает глава администрации Агалатовского поселения Владимир Сидоренко. По его словам, с одной стороны, укрупнение - это хорошо, но есть нюансы.
- Единая диспетчерская и техника это хорошо, но главное, чтобы не получилось как в поговорке "у семи нянек дитя без глаза". Область у нас огромная, везде свои проблемы. Мне кажется, нельзя всю отрасль на такой территории отдавать одной организации. Ещё одна проблема - это частные организации, которые занимаются водоснабжением. Полномочия-то передадим, а как частное имущество передать, я не понимаю, - удивляется Сидоренко.
Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский, напротив, с энтузиазмом воспринимает идею отдать водное хозяйство Ленобласти.
- Главы поселений моё мнение не разделяют, это я знаю. Каждый хочет быть хозяином на своём кусочке и те же техусловия выдавать застройщикам. Это и Мурино, и Новодевяткино касается. Но у нас во Всеволожске "Всеволожские тепловые сети" на боку лежат из-за того, что мы платим за канализование ливнёвки. Так что я буду только рад отдать это. И потом, возможно, после принятия закона в районе начнут появляться концессии в поселениях, это приветствуется, - считает Низовский.
Здесь отметим, что у муниципалов есть возможность отказаться от услуг Леноблводоканала. Достаточно привлечь концессионера, который вложится в модернизацию инфраструктуры и оборудования, а за это будет извлекать доход от эксплуатации и предоставления услуг.
- Всем было сообщено, что не хотите в Леноблводоканал - ищите в течение года концессионера. Тем более, что сейчас правительством рассмотрен законопроект о том, что до 2020 года МУПов и ГУПов должно не остаться. Останутся только те ГУПы, которые получат статус естественной монополии. Таким ГУПом может стать Леноблводоканал, - отметили собеседники в правительстве Ленобласти, заверив в ответ на опасения недостаточного взаимодействия с городским Водоканалом. - Это преувеличение, они являются просто поставщиком, никакой сложности в работе с ним не предвидится.
Председатель постоянной комиссии по ЖКХ и ТЭК ЗакСа Ленобласти Михаил Коломыцев считает, что те поселения, которые хотят быть самостоятельными, те концессионера найдут. А с точки зрения объединения остальных, направление это стратегическое.
- Иллюзий нет, процесс передачи имущества будет долгим, и сроки будут наверняка сдвигаться. Другое дело, что уйдут те, кто хочет просто посидеть на операционных потоках и, ничего не инвестируя, просто уйти, попользовавшись муниципальным имуществом.
- Но у Леноблводоканала сейчас тоже траты, в основном, на операционные расходы, разве не так? - поинтересовался 47news.
- Сейчас да, технику закупают, но надо же с чего-то начинать, ничего нет. Зато затем ГУП сможет инвестировать. Тем более, в этом случае, за действия отвечает Ленобласть, а не временщики, - уверен депутат.
С директором Леноблводоканала Саядом Алиевым в момент подготовки публикации связаться не удалось.
Безусловно, борьба идёт за Всеволожский район. Косвенным показателем стало то, что другие включённые территории приняли законопроект молча. Также, уже на этапе создания Леноблводоканала, было понятно, что прибыль предприятие сможет получить только в этой локации, остальные можно лишь привести в порядок и содержать за счёт субсидий из казны региона. Одновременно и в поселениях знают, что если лишиться возможности влиять на выдачу тех же техусловий - влияния и денег точно не прибавится.
Виктор Смирнов,
47news