На фоне конфликта Газпрома с правительством Ленобласти задержан вице-губернатор по ЖКХ Олег Коваль. 47news узнал всю конкретику обвинения на 28 млн. Все же, главное, что о ней вспомнили через два с половиной года.   

Олегу Ковалю в субботу, 26 января, исполнилось 50 лет, а в семь утра 29 января в его квартиру на улице Хошимина позвонили. Олег Сергеевич точно спал, так как с 23 января в отпуске. Он открыл дверь или его супруга Ирина, вряд ли имеет значение, главное, что в проеме оказались фигуры в штатском. Все же это точно не стало для него неожиданностью. 

Об интересе ФСБ к своей персоне Коваль говорил своим знакомым ещё в конце лета, после одного из всплесков конфликта с Газпромом. Тогда монополия исключила часть газопроводов из своего плана строительства. В последнее время он и вовсе рассказывал подчинённым, что не раз слышал от бывших коллег по работе в структурах Газпрома, мол, его считают инициатором конфликта с монополией. Но говорил об этом в свойственной ему весёлой манере. Он был уверен, что все утрясется. Вернее, он утрясет.  

Оперативники четвёртого отдела Службы экономической безопасности, курирующие органы госвласти, предъявили постановление, дали семье одеться и начали неприятное. Чуть позже обыск начался и в его служебном кабинете на Смольного, 3. К полудню Коваля доставили на Литейный, 4. Там он побеседовал с одним из самых опытных следователей Игорем Хариным, известным по многим тонким делам, в том числе и расследованию "Северной пушнины" после невозвращения кредита Россельхозбанку. Потом допрос в качестве подозреваемого и уже процессуальное задержание на двое суток. Журналисты 47news не знают, как Олег Коваль отреагировал на предложение дать признательные показания.

С точки зрения журналистики, Коваль - находка. Кто ещё мог взять микрофон и начать интервью с экс-коллегой Яхнюком или раскачивать самолёт, полный чиновников, направляющихся на футбол. Да что там самолёт, полтора года назад Коваль оказался единственным чиновником в стране, спевшим рэп под видео. Иногда казалось, что иронизировать, пусть для этого и надо целоваться с картонным депутатом, — это вообще любимое занятие чиновника. Это мы к тому, что вряд ли Олег Коваль падал в обморок в Большом доме. 

А ровно неделю назад он был в авангарде на совещании в правительстве Ленобласти, где обсуждалось, как региону дальше взаимодействовать с газовой монополией. Говорили зампреды правления Газпрома Валерий Голубев и Виталий Маркелов, члены правления Александр Прозоров, Олег Аксютин и Вячеслав Михаленко, а также руководители дочерних обществ со свитой — всего человек тридцать. Со стороны правительства был губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и чиновники из блока ТЭК. Встреча, по словам участников, прошла, мягко говоря, нервно, вплоть до повышения голоса.

Кстати, и отношения с коллегами у Коваля складывались не всегда. Так, десятки статей 47news посвящены непрекращающемуся спору с вице-губернатором по финансам Романом Марковым. Коваль требовал от него денег на развитие отрасли, но понимания не встречал. Доходило до публичных перепалок, выговоров и переложений обязанностей. Вице-губернтор по ЖКХ называл Маркова бухгалтером.  

Основные искры на совещании с Газпромом тогда летели по вопросу обеспечения газом жителей Карельского перешейка от станции "Северная" и отвода к Приозерску. Впрочем, отношения становились всё токсичнее последние года полтора. Причиной стало хроническое неисполнение монополией обязательств по газификации региона. В итоге, газппромовцы пообещали, что до конца 2019 года работы будут выполнены. Кстати, в ближайшие дни Газпром представит план-график газификации на нынешний год. Есть вероятность, что в нём будет много неожиданного не в пользу Ленобласти, как это уже бывало. Другое дело, что Олегу Ковалю будет не до того.       

По информации 47news, в материалах уголовного дела, возбужденного по мошенничеству в особо крупном размере, речь идёт о событиях четырёхлетней давности. Дочерняя структура Газпрома — ОАО "Газпром газораспределение" — 16 декабря 2013 года заключила два договора на строительство эксплуатационных баз газового хозяйства в селе Верховажье и селе Тарнога Вологодской области. Каждый контракт на 31 млн рублей. Подрядчиком стало ООО "Межрегионстрой". Со стороны "Газпром газораспределения" договор подписывал Олег Коваль — с 2009 до 2014 он занимал должность замгендиректора по капитальному строительству и инвестициям "Газпром газораспределения". Со стороны подрядчика автограф поставил гендиректор подрядчика Александр Шульга. И это давний  знакомый и соратник Коваля. Так, в 2016 году Шульга возглавлял Фонд капремонта Ленобласти. Совладельцем "Межрегионстроя" до мая 2012 была супруга Олега Коваля, Ирина. Затем бенифициаром стала Наталья Шульга. Понятно, что родственница Александра Шульги.

"Межрегионстрой", в свою очередь, нанял на субподряд ООО "ВПК-Связь" и ООО "ПСГ Блок Монолит". По договору, подрядчик должен был завершить строительство объектов в 2014-м. Но допсоглашением действие контрактов было продлено на год. По факту, компании было перечислено 53,4 млн рублей. По предварительным данным, непосредственно строительством занималась "ВПК-Связь", но организация прекратила работы, ссылаясь на то, что оплата работ со стороны заказчика не производилась. По предварительной информации, после этого обе фирмы прекратили хозяйственную деятельность и были переписаны на номиналов. "Межрегионстрой" с сентября 2016 года находится в статусе ликвидации.     

В "ВПК-Связь" нет ничего примечательного, кроме того, что в 2013 году компания делала ремонт в здании УФСБ по Вологодской области. Хотя обороты у неё в прошлом были, как говорится, вполне - до 300 млн рублей. Но 2015 год "ВПК-Связь" закончила с убытком 91 млн, а к лету 2018 была ликвидирована. Что касается "ПСГ Блок Монолит" с видом деятельности "торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе", то в 2008 году компания показала оборот в размере 57 млн рублей и 2 млн прибыли, в 2011 - уже 520 млн и 2,5 млн прибыли. Совладельцем организации с 2008 по 2009 годы был Олег Коваль. С 2010 по 2012 годы долей владела его супруга. В марте 2014 года предприятие прекратило существование.

А в апреле 2016 года другая дочерняя компания Газпрома - "Газпром Межрегионгаз" - обратилась к начальнику ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергею Умнову с просьбой провести проверку точно вышеописанной нами схемы. Сообщив, что ущерб составил 28 млн рублей.

Малопонятно, кто изучал это заявление, но оно "умерло" в недрах полицейской машины.     
      
Таких, как Коваль, называют душой компании. Он может себе позволить непринуждённо пуститься в пляс во время фуршета, рассмешить строгие лица во время официального мероприятия и даже спеть. Порой, правда, ходит на грани. К примеру, на Дне рождения Ленобласти в Выборге исполнил "Город, которого нет". После этого позвал на сцену "своих выборгских друзей", но "друзья" не вышли. Из последнего яркого — минувшим летом молотом приводил в чувства водную скважину в посёлке Рощино. Тогда надо было срочно закончить восстановительные работы, и иного способа ускорить процесс , чем самостоятельно махать инструментом, у вице-губернатора не нашлось.

Однако незадолго до Нового года нашлась энергия в службе безопасности "Газпром Межрегионгаза". Если не секрет, что там работают действующие резервы ФСБ, то понятно, откуда взялся ресурс на то, чтобы возбудить дело именно в Следственной службе УФСБ. Отметим, что в этой конструкции возможно есть и толика личного. 47news известно, как минимум, об одном высокопоставленном сотруднике этой структуры Газпрома, нелестно отзывавшегося о Ковале по ряду причин нерабочего характера.

Но генеральный вектор в другом: для того, чтобы возбудить уголовное дело по вице-губернатору по забытой, сложной и не совсем масштабной истории, нужно и политическое решение. А если Газпром — не политика, то 47news не понимает, что такое политика.   

Многим близким знакомым вообще кажется, что единственными людьми, кого по-настоящему любил Олег Коваль — семья. Жена Ирина не стеснялась спорить с ним на банкетах. Не раз он рассказывал, как помогал принимать роды при рождении дочери Александры, и уж точно не скрывал отеческих чувств к сыну Никите. В то время как старший Коваль уже был вице-губернатором, а младший — ещё муниципальным лужским депутатом, отец отдавал сыну свою служебную машину. Объяснял это тем, что, в случае чего, всегда будет знать, где находится ребёнок, ведь в транспортном средстве есть GPS.

В 24 года Никита уже стал депутатом ЗакСа Ленобласти, а его проводником в мир большой политики — будущий вице-губернатор по сельскому хозяйству Олег Малащенко. От журналистов нашего издания Коваль-старший не раз буквально требовал "отстать от его ребёнка". Расписывая его будущее, в кругах товарищей объяснял, что скоро Никита станет как минимум вице-спикером парламента. До этого, как говорил он, ему надо жениться, и немножко пообтесаться. Недавно юноша возглавил удивительный рейтинг самых влиятельных политиков Ленобласти.

Сегодня в телефоне Коваля-младшего играет весьма грустная мелодия, а он не отвечает. Из нашей редакции ему была послана sms: "Вы знаете, что надо собрать отцу?". Ноль реакции. Это Олег Коваль минувшей осенью записался на курсы вокала, Никита же предсказуемо растерян. 
 
Мы же в курсе, что вице-губернатора 30 января повезут в суд на меру пресечения. То есть, арест.

Коваль вряд ли является фанатом коммунальной отрасли, хотя пробыл в должности вице-губернатора более трёх лет. Хотя бы потому, что он никогда не скрывал своих амбиций то взлететь по карьерной государственной лестнице, то превратиться в топ-менеджера госкорпорации. Полгода назад он говорил журналисту 47news, что "в правительстве только ради губернатора, а не будет его — уйду в тот же миг".

Виктор Смирнов, Юлия Гильмшина,
47
news