Падение реальных доходов повлияло на тактику россиян при "киберпонедельниках". Они стали тщательнее мониторить цены, вдумчивее покупать. 47news выяснил, отчего тогда растут доходы игроков.   

"Киберпонедельник" проводится в России в шестой раз. В этом году вторая по популярности после "черной пятницы" распродажа шла с 28 по 30 января, хотя некоторые ретейлеры продолжают торговать со скидками всю текущую неделю.

В этот раз в распродаже участвует чуть меньше компаний, чем в прошлом году. Организаторы акции объяснили это тем, что ретейлеры просто не смогли подготовить интересные предложения с более глубокой скидкой и решили не разочаровывать покупателей. Также в этот раз отказалась участвовать компания AliExpress – одна из самых популярных у россиян онлайн-площадок с китайскими товарами. Свою позицию в компании объяснили тем, что в данный момент сосредоточились на текущих кампаниях.

Тем не менее, по предварительным данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в этом году акция прошла удачно. Оборот ее участников вырос более чем в два раза - до 5,7 млрд рублей по сравнению с 2,5 млрд рублей в годом ранее, уточнили в ассоциации. При этом в 2017 году цифры были выше, чем в 2018-м— суммарно россияне совершили тогда покупок на сумму более 5 млрд рублей.

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев объяснил 47news двукратное увеличение объемов продаж тем, что сегодня отмечено значительное количество весьма существенных ценовых скидок.

- Немаловажным факторов являются и цены, которые в данном сегменте продаж заметно ниже, чем в классическом ритейле, - добавил он.

Организаторы акции также заметили изменения и в поведении покупателей.

- Уже точно можно констатировать, что покупатель привык к подобным акциям и подходит к ним более спокойно. Ажиотажа на старте нет, поскольку эффект новизны прошел, ему на смену пришло понимание того, как все устроено и как правильно покупать с выгодой. Люди спокойно приходят на площадку в то время, когда им удобно. Они не торопятся и проводят на сайте больше времени, просматривая больше страниц, чем раньше, - рассказала Мария Комендантова, управляющий партнер LED agency, организатор "киберпонедельника".

По данным организаторов, в первые дни акции более активны были Москва и Петербург - аудитория из этих городов составляла более 43%. Однако к концу акции регионы "отвоевали позиции". Очевидно, что жители двух столиц предпочли воспользоваться скидками в первые дни распродажи.

Что касается предпочтений покупателей, то во время "киберпонедельника" россияне традиционно чаще всего приобретают электронику. При этом если 2-3 года назад в основном покупали смартфоны и планшеты, то сейчас наибольшей популярностью пользовалась кухонная техника, а также небольшие гаджеты и аксессуары к ним - например, наушники.

Кроме того, "киберпонедельник" показал, что Петербург остается самой читающей столицей - на втором месте по популярности среди покупок в регионе стоят книги. В топе же самых покупаемых книг оказались современные бестселлеры, рассказали 47news в интернет-магазине OZON. Кроме этого, жители Северной столицы покупали в интернете товары для детей и для домашнего хозяйства, а также парфюмерию и косметику.

"Киберпонедельник-2019" также показал разницу в потребительском поведении мужчин и женщин. Например, 87% новых клиентов, которые впервые совершили покупки на OZON с 28 по 30 января - мужчины. В то же время среди постоянных покупателей, которые совершают от 1 и более покупок в месяц, преобладают представительницы прекрасного пола - их более 60%.

- Из этого можно сделать вывод, что мужчины тщательнее мониторят цены на интересующие их товары на разных площадках и делают выбор в пользу той, где интереснее условия, даже если раньше они там и не покупали. Женщины же больше склонны возвращаться на уже проверенную ими площадку, - отмечают в интернет-магазине.

Заметны изменения в поведении клиентов и с точки зрения платежей. Доля пользователей, предоплачивающих заказы, достигла 80%, что определенно говорит о растущем доверии российских покупателей к интернет-продавцам.

Стоит отметить - на результатах акции не сказался тот факт, что реальные доходы населения продолжают падать уже пятый год подряд. По данным Росстата, в 2014 году доходы россиян снизились на 0,7%,  в 2015 году – на 3,2%, в 2016 году – на 5,8%, в 2017-м - на 1,2%, а в 2018-м - на 0,2%.

 

Максим Мунгалов,
47news