ФАС атаковала правительство Ленобласти и спровоцировала бизнес-конфликт между крупнейшими поставщиками электроэнергии. С частного игрока сняли миллиард, заметив малейшие нарушения, а государственному добавили 4,5 млрд, задав те же вопросы. В фокусе работа вице-губернатора Ялова.

Ленинградский областной суд 22 февраля приступит к рассмотрению иска "Ленинградской областной электросетевой компании" (ЛОЭСК), поданного 28 января к комитету по тарифам и ценовой политики правительства Ленобласти. Энергетики требуют отменить решение комитета об исключении из необходимой валовой выручки (НВВ) компании 1 миллиарда рублей. Предпосылкой для этого стало предписание Федеральной антимонопольной службы России, выданное 26 декабря минувшего года. Документ появился после июньской проверки тарифных решений, установленных для территориальных сетевых организаций (ТСО).

В Ленобласти три десятка ТСО, но только две — Ленэнерго и ЛОЭСК — сопоставимы по размерам. Так, НВВ Ленэнерго в 2018 году составила 14,7 млрд рублей, ЛОЭСК — чуть более 6 млрд. Первая входит в Россети, на 88% принадлежащие государству. Вторая принадлежит частным лицам и на 25% — правительству Ленобласти. НВВ является экономически обоснованным объемом финансовых средств, необходимых сетевой организации для осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности. Сумма закладывается в тариф для каждой организации. Его компания обосновывает перед комитетом по тарифам своего субъекта РФ.  

Предписание от ФАС комитет получил по обеим компаниям. Антимонопольщики нашли множество нарушений, проверяя тарифные решения регулятора за последние три года. В центральном аппарате ФАС поделились с 47news итоговыми решениями.

Ленэнерго

В случае Ленэнерго, ФАС вынесла предписание 18 января, где указала на то, что органом регулирования не ппринимались меры для выявления экономически необоснованных расходов в текущем периоде - суммы исключались только по прошествии года. Это, по мнению проверяющих, приводило к систематическому нецелевому использованию инвестиционных средств, заложенных в тарифе и оплаченных потребителями. Комитету предписано выполнить анализ отчёта о выполнении инвестиционной программы Ленэнерго и произвести расчёт корректировки в связи с изменением инвестиционной программы. В экспертном заключении комитета ФАС не увидела также анализа фактического уровня потерь электроэнергии и экспертного заключения об уровне операционных расходов компании.  

Что касается деталей, то ФАС потребовала от комитета исключить затраты компании на горюче-смазочные материалы для автомобилей, которые не используются непосредственного для доставки бригад до места работ. Речь идёт о машинах исполнительного аппарата, то есть менеджмента. Комитету также поручено проанализировать суммы, затраченные Ленэнерго на аренду имущества и лизинг. Выборочно просмотрев договоры аренды, ФАС зафиксировала, что они не имеют отметок о государственной регистрации, а, значит, являются по факту незаключенными. В итоге, 157 млн рублей по этой статье подлежат исключению из состава НВВ. Экспертное заключение комитета по статье "налоги" тоже вызвало неудовольствие проверяющих. В них, по мнению ФАС, нет анализа экономической обоснованности фактических затрат. Недопустимым признано и то, что учёт налогов на имущество был произведён с учётом не введённых в эксплуатацию объектов. Таким образом, под сомнение было поставлено включение в НВВ более полутора миллиардов рублей за три года.

Усомнился ФАС и в графе "отчисления на социальные нужды" объёмом 1,5 миллиарда рублей (Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования). Причиной стало отсутствие в отчёте комитета по тарифам фактического процента отчислений компании по этой статье. Ещё 213 млн рублей вызвали вопросы по линии выпадающих доходов от разницы подключения жителей и реальной стоимости строительства сетей. ФАС посчитала, что в заключении комитета нет конкретики.

ЛОЭСК

Предписание комитету по ЛОЭСК по объёму в два раза больше. Среди подконтрольных расходов проверяющие поставили под сомнение те же расходы на ГСМ, а также траты на услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств. Их оказывает компания "Энергоконтроль". Антимонопольщики уверены, что эти работы компания может исполнять самостоятельно. Отметим, что такая же по функциям компания "Петроэнергоконтроль", работающая на Ленэнерго, у ФАС раздражения не вызвала. Более того, в предписании говорится о том, что расходы на неё нужно включить в НВВ Ленэнерго. Излишним было признано внесение в НВВ трат ЛОЭСКа на автоматизированную систему дистанционного сбора данных с приборов учёта. Всего же по статье оказания услуг сторонней организацией "по формированию балансов и работе с потерями" только за 2015 с ЛОЭСК сняли 266 млн рублей.  

Замечания у ФАС по ЛОЭСК на этом не заканчиваются. В экспертных заключениях комитета по тарифам неудовольствие вызвали расходы на оплату труда и прочие расходы. В последние включены "ремонт основных фондов" и "работы и услуги непроизводственного характера". В первом случае, проверяющих не устроила база расчёта, исходя из экспертной оценки средней стоимости по региону. ФАС читает, что руководствоваться в этом случае нужно долгосрочной программой ремонта. В работы непроизводственного характера входят услуги связи, расходы на юруслуги, на сертификацию, командировки, страхование, содержание оргтехники и хознужды. Обоснование по части этих позиций было признано неудовлетворительным. Для примера, установка на машины ЛОЭСКа системы ГЛОНАСС названа нецелесообразной.

Были признаны недостаточными расчёты по аренде и лизингу, процентам по кредитам, погашению заёмных средств, амортизации и капитальным вложениям, уровня потерь. Так же, как и в случае с Ленэнерго, регулятора обвинили в том, что он не принимал меры для выявления экономически необоснованных расходов, что привело к нецелевому использованию инвестиционных средств. В целом, невооружённым взглядом видно, что претензий к регулированию деятельности ЛОЭСК значительно больше, а санкции в итоговой части предписания категоричнее.   

Комитет

Комитет по тарифам ФАС признала нарушившим положения основ ценообразования, утверждённых правительством. Регулятор получил предписание частично исключить из НВВ компаний экономически необоснованные расходы, а частично провести анализ и закрепиться документацией по выявленным слабым местам.  

Точка конфликта началась после исполнения предписаний. По данным экономического блока правительства Ленобласти, 29 декабря состоялось заседание правления комитета по тарифам. На нём было принято решение исключить из НВВ ЛОЭСК за период с 2015 по 2018 годы 2,9 млрд рублей (в январе сумма скорректирована до 2,4 млрд). Процесс стартовал в нынешнем  году — из НВВ компании исключён ровно миллиард. Остальная сумма будет срезаться в 2020 и 2021 году. В итоге, ЛОЭСК в заявке на 2019 год просил 7 млрд на НВВ, но, по факту, получил снижение с нынешних 6 до 5 миллиардов рублей.

Что касается Ленэнерго, то по данным собеседников в Россетях, дочка госпредприятия вышла из истории почти без потерь, лишившись 120 млн (по другим данным обошлось и вовсе без санкций). Более того, НВВ была повышена на 2019 год с 14,7 до 19,1 млрд, то есть на 30%. С повышением повезло не только Ленэнерго. Так, для муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" НВВ была поднята на 21% , для ООО "Энергетика и инженерное обеспечение" — на 45%, для ООО "Северо-Западная Электросетевая компания" — на 50%. Впрочем, в последних случаях речь идёт о мизерных по сравнению с Ленэнерго и ЛОЭСК цифрах — от 10 до 300 млн рублей.  

В компании ЛОЭСК подчеркнули, что проверка ФАС касалась не регулируемых организаций, а регулятора.

- В предписании ФАС есть три вида формулировок относительно статей расходов  – "исключить", "исключить и включить в экономически обоснованном размере", "дополнительно экономически обосновать". В случае с нами регулятор не стал ждать 1 февраля, сложил суммы из предписания по всем видам формулировок, поделив на 3 года, и исключил с 1 января миллиард рублей, - сообщила замгендиректора по экономике ЛОЭСК Жанна Айгильдина, добавив, что компания, в отличие от смежной сетевой организации, выполняет инвестиционную программу на 100%.

В компании также отметили, что, по всей видимости, нарушения при установлении тарифов допущены только ЛОЭСК, поскольку по состоянию на 1 февраля единые котловые тарифы на услуги по передаче не изменились. "Даже если согласиться с тем, что срезать нужно, то почему не со всех. В этом случае, снижение тарифов для потребителей составило бы 15-20%. Хороший жест и поддержка бизнеса со стороны региона. Но этого не произошло", - отметили в компании, добавив, что прохладное отношение комитета по тарифам ощутили ещё осенью, когда стали известны предварительные итоги проверки ФАС. "Попытки обосновать правоту посредством передачи всей необходимой документации успехом не увенчались", - отметили энергетики.  

Как сообщили 47news в центральном аппарате ФАС России, комитет тарифам правительства Ленобласти должен был до 1 февраля исполнить предписания, а до 8 февраля предоставить отчёты по их исполнению.  

- После поступления отчетов управление регионального тарифного регулирования ФАС проведет анализ исполнения на предмет соответствия действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов, - сообщили 47news в пресс-службе ведомства, добавив, что предписания должны быть выполнены в полном объёме.

По словам председателя комитета по тарифам Артура Кийски, причиной, которая привела к снятию денег с НВВ ЛОЭСКа, стала методологическая ошибка внесения в 2015 году в подконтрольные расходы процентов по кредитам.

- Самостоятельно мы этот сбой устранить не могли из-за того, что на это не было полномочий. Предписание ФАС решило этот вопрос. В январе мы ещё раз всё перепроверили и снизили общую сумму с 3 до 2,4 миллиарда. Отмечу, что по предписанию по ЛОЭСК до трёх миллиардов подпадало под исключение из НВВ. У Ленэнерго таких ошибок не было, - считает Кийски.

Отметим, что увеличение НВВ для Ленэнерго связано ещё и с тем, что Ленобласть начала отдавать накопившиеся обязательства по сглаживанию тарифа.

У субъекта накоплено 18 млрд рублей долгов перед Ленэнерго по сглаживанию тарифа за период с 2011 по 2017 годы. Они стали результатом внедрения метода RAB-регулирования, при котором вложения в инфраструктуру закладываются в тариф - суммы после внедрения получились внушительными, и тариф по политическим причинам стали искусственно сдерживать. Ленэнерго недополучало выручку, а субъект из года в год обещал возместить разницу. В прошлом году Ленэнерго через суд потребовало возмещения средств и выиграло. Ленобласть запланировала выплаты на 2019 год на 2,3 млрд, а на 2020 — 2,2 млрд.

Как поделились с 47news в экономическом блоке правительства региона, платить всё равно бы пришлось. "Максимум год бы продержались в судах и всё равно бы проиграли. Но платить бы пришлось сразу 18 миллиардов", - отметил собеседник.
 
Версии рядом с Яловым

По словам чиновников, ещё одной причиной того, что с ЛОЭСКа в срочном порядке сняли миллиард и, по сути, перераспределили его в сторону Ленэнерго, могла стать тяжба с заводом КИНЕФ и его владельцем "Сургутнефтегазом". На кону была потеря Ленэнерго 3 млрд рублей, что нанесло бы ощутимый урон экономике региона. Рассматривались худшие сценарии. Несмотря на то, что 24 декабря "Сургутнефтегаз" проиграл, идея могла остаться.

Ещё одной версией того, почему правительство Ленобласти более лояльно к Ленэнерго, могло стать то, что, как говорят, на экономического вице-губернатора Дмитрия Ялова оказывает давление руководство Россетей. А комитет по тарифам, как известно, входит в его компетенции. Знакомые чиновника не раз упоминали, что он планировал перебраться в команду к министру Минэкономразвития Максиму Орешкину, но этого не произошло. Есть мнение, что было у него и желание попасть в команду управляющего Петербургом Александра Беглова. Не очевидно, но возможно, что в сторону Ялова от госкорпорации Россети поступают сигналы о необходимости особого отношения к Ленэнерго. Он, якобы, вынужден их принимать правильным образом, рискуя, в ином случае, оказаться без должности. Благо, аппаратного веса в столице у руководителя Россетей Павла Ливинского достаточно. Впрочем, нужно не забывать о том, что Ялов - одноклассник сына совладельца банка "Россия" Юрия Ковальчука.

По словам самого Ялова, "Россети" на него влияния не имеют, а к Ленэнерго отношение у него нейтральное. 

- Я понимаю недовольство ЛОЭСК. Нам, поверьте, самим не очень комфортно от того, что срезается такая сумма. Хотя, ради справедливости, стоит заметить, что у ЛОЭСК достаточно долго был высокий тариф. Но нарушения нашёл ФАС, мы лишь выполнили предписание.
 - Что скажете на претензию энергетиков о том, что комитет не воспользовался вариативностью предписания ФАС, а в сжатые сроки снял миллиард?
 - Во-первых, сумму мы снизили с 3 до 2,4 миллиарда. Во-вторых, каждый год она будет рассматриваться отдельно. Принесут документы, будем менять. Это гибкий процесс, - отметил чиновник.

В пресс-службе Ленэнерго официально сообщили, что компания воздерживается от комментариев.

Глобально, история представляется многим участникам рынка как естественное инерционное наползание государства на частные компании. Ситуацию сравнивают с банковской сферой, где всё отчетливее становится понятно, что банк у нас один.

Виктор Смирнов,
47news