Миллиардер Сабадаш только собирается на свободу, а уже возбуждено три уголовных дела по хищению его активов. Следствие идёт от начальника тюрьмы до Лос-Анджелеса. 47news нашёл инициатора – американского судью. 

Торги по продаже имущества банкротной "Всеволожской промышленной корпорации" ("ВПК") состоятся 31 мая. Цена стартует с 2,8 млрд рублей. Предприятие расположено в районе "Кирпичный завод" в том же Всеволожске. Когда-то там разливалась водка "Ливиз". Немецкие линии экстра-уровня за 6 млн евро по-прежнему на месте. Сегодня площади сдаются в аренду.

Речь о двух корпусах в 39 и 87 тысяч квадратных метров и административном здании на участке в 38 гектаров. Земля промышленного назначения оценивается экспертами в 380 млн рублей. В случае перевода под жилищное строительство стоимость может возрасти до 2 млрд. По примерным оценкам, до банкротства актив генерировал выручку 1 миллион долларов ежемесячно. Из тех арендаторов, что на слуху — завод "Форд".

Для бизнес-сообщества не секрет, что "ВПК" принадлежит осуждённому бизнесмену Александру Сабадашу. И мало кто знает, что после его ареста в 2014 году предприятие плавно перешло в другие руки.

Началось всё в 2016 году в солнечном штате Калифорния США. К 62-летнему судье высшего суда штата по округу Лос-Анджелес Марку Боренштейну поступили материалы на реализацию имущества компании AFB Trading one, принадлежащей Сабадашу. Решение было вынесено по иску бывшего финансиста бизнесмена Гарри Иткина. Его Честь должен был согласовать действия судебных маршалов, то есть приставов.

История рядовая, скорее, формальность американского законодательства. Но судья обратил внимание на несоответствие предъявленных требований в размере 5 тысяч долларов и имущества, подлежащего реализации - на сотни миллионов долларов — акции компаний. Процесс судья Боренштейн приостановил, известив письмом представителей Сабадаша. Для них, по всей видимости, это стало неожиданностью.

Через два года судебных тяжб в претензиях Иткину было отказано, акции компаний в США были возвращены.

Среди них были и доли в компании "Дизель Лимитед", зарегистрированной на острове Джерси. Этот офшор владел "ВПК". В процессе разбирательств выяснилось, что в апреле 2017 года "Дизель Лимитед" продал 100% предприятия петербургской фирме ООО "СПАРК", принадлежавшей тогда кипрскому офшору "Редклауд трейдерз лимитед". В сентябре акции были перепроданы физическому лицу — некоему 51-летнему Игорю Глинскому. На сегодняшний день он единственный владелец "ВПК". При этом в обеих сделках ничего не известно о переведённых за покупку средствах.

По словам представителей Сабадаша, согласия на сделку по продаже "ВПК" их клиент не давал. От расширенного комментария 47news адвокаты отказались.      

Отметим, это не первый актив Сабадаша, который был изъят у коммерсанта за время его неволи. Мы уже сообщали, как он лишился завода "Выборгская лесопромышленная корпорация" по выпуску картона и топливных пеллет стоимостью около 15 млрд рублей. В той истории также фигурировал Гарри Иткин, действовавший в интересах не названного Сабадашем лица, "любящего мячики" из США.

47news выяснил, как была совершена сделка по продаже "ВЛК". Договор купли-продажи подписан на основании доверенности от Сабадаша, якобы полученной московским адвокатом Сергеем Давыдовым в 2017 году. Юрист отправил её в США, финансисту Сабадаша Гарри Иткину. Сама доверенность примечательна колоссальной широтой полномочий. "Доверенность должна широко толковаться как Неограниченная общая доверенность", - сообщается в документе:

- ...право продать, купить, обменять, инвестировать, реинвестировать, сдать в аренду, заложить, переуступить, сдать или распоряжаться каким-либо движимым или недвижимым имуществом, принадлежащим мне напрямую ...и фактически;

- ...настоящая Доверенность вступает в силу немедленно и не будет влиять на мою нетрудоспособность или отсутствие психической дееспособности. Настоящий документ - долговременная доверенность. Доверенность будет продолжать действовать до моей смерти.

Даже доступ "к любому сейфу в банке для хранения ценностей" доверил Сабадаш. 

Предположительно, на основании этой доверенности, Иткин предоставил полномочия на совершение сделки с "ВПК" действовавшему тогда директору компании Александру Белецкому.

Есть деталь. Доверенность от Сабадаша для Иткина была получена в следственном изоляторе  на улице Лебедева в феврале 2017 года. Бизнесмена тогда доставляли в Петербург из колонии Курской области. На документе стоит удостоверяющая подпись врио начальника тюрьмы, полковника внутренней службы Николая Пономарёва.   

Нескладность в том, что Пономарёв стал врио только через два месяца после того, как "поставил" свою подпись.

Как выяснил 47news, книга учёта за 2017 год в СИЗО не содержит упоминаний о выданной Сабадашем доверенности.

47news позвонил Гарри Иткину в США.  Известно, что он давно эмигрировал из России, живёт в Беверли-Хиллз. Знаком с Сабадашем с начала нулевых и с тех пор занимался его финансами. Сегодня он, судя по всему, не бедствует. Его видно на топовых вечеринках и в бутиках. 

на фото: Гарри Иткин

Гарри Иткин  отказался комментировать факт получения доверенности от юриста Сергея Давыдова.

- Я не хочу комментировать даже факт её существования. Тем более, что она не играла никакой роли в этой истории. Я давал доверенность с широкими полномочиями директору "ВПК" Белецкому на основании того, что являлся единоличным и полномочным директором компании "АФБ", которой принадлежала "Дизель Лимитед", владевшая "ВПК". Это было сделано для защиты предприятия, на котором царила  бесхозяйственность, неэффективное управление и творились странные вещи, которые привели к банкротству.

 - Вас, по сути, подозревают в выводе активов Сабадаша. Это имеет под собой основания? - спросил 47news.     

 - Нет, конечно. Это как валить с больной головы на здоровую. Сабадаш выводил деньги с предприятий и своими экстравагантными тратами довёл их до банкротства. После его посадки такая стратегия привела к обрушению активов. Наши с Сабадашем активы были утеряны в связи с его сомнительными займами.

 - Всё же, вы можете сказать, для чего получали доверенность от адвоката Сергея Давыдова? - переспросил 47news.

- Повторюсь, не хочу это обсуждать, - ответил Иткин.

Конкурсный управляющий "ВПК" Тигран Мелкумян не откликнулся. В части его компетенций любопытны финансовые показатели. В 2015 году, при обороте 1 млрд рублей, прибыль предприятия составляла 13 миллионов. В 2017, при выручке 630 млн, фирма упала до убытка в 3,3 млрд. Исходя из цифр, участники рынка подозревают преднамеренное банкротство ради выкупа имущества на торгах. И с адвокатом Сергеем Давыдовым связаться не удалось. Примечательно, что по телефону, указанному на доверенности, ответил человек, по его словам, не имеющий представления о том, кто такой юрист Давыдов. 

На май 2019 года в наличии как минимум три уголовных дела о хищении акций в компаниях Александра Сабадаша. Полицейское следствие Красногвардейского района активизировало расследование дела, возбуждённого в минувшем декабре по покушению на мошенничество. Заявление о хищении акций поступило ещё в 2017 году от отстранённого топ-менеджмента компании. Следственный комитет Ленобласти усмотрел статью 199 - "уклонение от уплаты налогов". Главное следственное управление полицейского главка работает по составу "мошенничество в особо крупном размере".     

В связи с этим слова Сабадаша о том, что у него всё украли, а он этого так не оставит, приобретают конкретику. Ему осталось сидеть чуть больше года. Если, конечно, не освободят досрочно.  

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Сабадаш арестован в мае 2014 года по обвинению в незаконном возмещении НДС. В марте 2015-го отправлен в колонию на шесть лет. В октябре 2017 года Смольнинский суд признал Сабадаша виновным по делу банка "Таврический" и приговорил к 7 годам. С учетом первого срока и принципа "день за полтора" ему осталось 14 месяцев. 

Что касается невольно запустившего маховик расследований судьи Марка Боренштейна, то он был назначен на должность в марте 2009-го. До этого практиковал право в государственных и федеральных судах в течение 30 лет. Окончил с отличием Университет Буфало в Нью-Йорке, затем и юридический центр Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Имеет степень магистра права, доктора юриспруденции и адъюнкт-профессора университета южной Калифорнии. Преподавал гражданские процессы.