Программа по замене лифтов в Ленобласти споткнулась о столичного подрядчика со статусными бенефициарами. В фокусе - портовый миллиардер Южилин и экс-супруга депутата Госдумы Резника.
На днях стало известно: проблемой с заменой лифтов в Ленобласти занялись силовики. Самой заметной ситуация стала в Сосновом Бору. Региональный Следственный комитет 22 апреля возбудил уголовное дело по статье "мошенничество в особо крупном размере с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности". Инициировал расследование надзор. По данным 47news, материалы в областную прокуратуру пришли из Генпрокуратуры.
47news выяснил, что вопросы у следствия могут появиться к депутату Госдумы двух созывов из списка Forbes, соучредителю петербургской Федерации тенниса Виталию Южилину и Диане Гиндин — бывшей жене действующего депутата Госдумы, единоросса Владислава Резника. В бизнес-сообществе её знают как бывшего президента российской дочки банка Credit Suisse First Boston.
По данным СПАРК-Интерфакс, Южилин и Гиндин через ООО "Спутник" владеют 50% компаниии "НПО "Спутник-А". Фирма является субподрядчиком "Щербинского лифтостроительного завода" на замене и ремонте лифтов в Ленобласти. Она же, предположительно, акционер завода. Другая половина компании, через цепочку юрлиц, упирается в недействующий паевой инвестиционный фонд, которым управляла петербургская управляющая компания "Свиньин и партнёры" бизнесмена Владимира Свиньина.
Возвращаясь к уголовному делу, то, по данным СК, из 200 лифтов, которые должны были заменить и отремонтировать в Сосновом Бору, не сданы 154.
В городе атомщиков подрядчиками по установке лифтов были выбраны четыре компании. Столичное "НПО "Спутник-А" взялось за 154 лифта в шести десятках многоквартирных домов. Московское же "ЭМСП "Курс" работало над 31 лифтом в 16 домах, "Санкт-Петербургский лифтовый завод" подрядился на 15 подъёмников в десяти домах.
Как 47news подсказали в Следкоме, "НПО "Спутник-А" не стало выполнять работы самостоятельно, а наняло некую фирму "Лидер-Лифт".
"При отсутствии необходимого количества квалифицированных работников и материально-ресурсной базы, осознавая невозможность исполнения договорных обязательств в необходимом объёме, качестве и сроке, руководство ООО "Лидер Лифт", с целью хищения ... ввело в заблуждение представителей "НПО" Спутник-А" и 30.07.2018 заключило договор на ремонт (замену) 130 лифтов... за вознаграждение в сумме 79,2 млн рублей ...11.09.2018 заключило дополнительный договор за вознаграждение 37 млн рублей за ремонт (замену) 56 лифтов" (цитата из постановления о возбуждении уголовного дела).
По данным СПАРК-Интерфакс, "Лидер-Лифт" относится к категории микропредприятий со среднесписочной численностью персонала 2 человека. В 2017 году при выручке 2,3 млн компания показала прибыль 17 тысяч рублей.
Контракт на поставку и установку 400 лифтов для 171 дома в Ленобласти заключен в июне прошлого года между Фондом капремонта Ленобласти и московским "Щербинским лифтостроительным заводом". Наибольшее количество предназначалось для Соснового Бора, Выборгского и Кировского районов. Цена договора составила 905 млн рублей с исполнением до декабря 2018-го включительно. Срок был сорван, губернатору Александру Дрозденко пришлось публично извиняться перед жителями, что не потушило социальные волнения. Это неудивительно, многие пенсионеры оказались буквально запертыми в квартирах. Лифты тем временем стояли на улицах.
Директор и совладелец "Лидер-Лифт" Султан Мустафаев на звонки 47news не ответил. Вышел на связь другой совладелец компании, Николай Доровой. По его словам, контракт был сорван по вине директора.
- Связи с ним уже два месяца нет. Действовал он не согласованно. О том, как распределялись деньги, мы не знаем. "Спутник-А" выплатил примерно 52 млн рублей. Это где-то 72% от общей суммы контракта. По поводу действий директора мы обратились в прокуратуру. Снять его не можем, у него 50% в компании, - рассказал Доровой.
- В чём смысл "Спутнику-А" нанимать вас как субподрядчика на весь объём работ? - спросил 47news.
- Это нормально. Штат на постоянной основе никто не держит. "Лидер-Лифт" ведь тоже нанимал подрядчиков, - откровенно, но, как показалось, не до конца раскрыл смысл собеседник.
Отметим, что сумма 52 млн фигурирует в материалах уголовного дела. Авансирование по контракту не предусмотрено. Фонд капремонта платит деньги только после приёмки лифтов, поэтому речь идёт о деньгах подрядчика “Щербинского лифтостроительного". Впрочем, жителям от этого не легче.
Исходя из слов экс-председателя комитета по ЖКХ, а ныне советника губернатора Сергея Кузьмина, дело не только в непонятном субподрядчике.
- Завод нам тогда заявил, что "НПО "Спутник-А" - это акционер завода и всё будет в порядке. Всё, как мы понимаем сегодня, далеко не в порядке. Единственное, что хоть лифты произвели и доставили, - отметил чиновник.
Директор Щербинского лифтостроительного Сергей Сурков на звонок ответил, но сослался на занятость. Между тем, причина срыва контрактов может быть в желании объять всю Россию.
Помимо Ленобласти, в 2018-2019 годах завод заключил контракты на производство и установку лифтов с Фондами капремонта Краснодарского и Приморского краев, Амурской, Калининградской, Свердловской, Пензенской, Курской, Калужской, Тверской, Архангельской, Тульской и Ростовской областей, а также с Москвой и Новороссийском. Всего на сумму более 2 млрд рублей. Плюс, самый большой, миллиардный контракт с Ленобластью.
Идея заказать производство и установку лифтов одним контрактом в правительстве Ленобласти появилась в начале 2018 года. Логика такая - взять и сразу выполнить программу капремонта в части лифтов до 2020 года. А предложение завода не только произвести, но и установить лифты, влекло и экономией.
Автором идеи называют арестованного в январе экс-губернатора по ЖКХ Олега Коваля. Есть вероятность, что он был связующим звеном во взаимоотношениях с Москвой. Тогда логично, что с его уходом коммуникация окончательно сникла.
Нынешний вице-губернатор по ЖКХ Михаил Москвин считает, что дело в неправильной организации рабочего процесса внутри контракта.
- Они все лифты демонтировали сначала, а потом стали по одному устанавливать. Людей им не хватило, естественно. Надо было поэтапно. Но мы их заставим доделать работу, - уверен Москвин.
- Зачем "НПО "Спутник-А" нанял на весь фронт работ субподрядчика? - уже Москвина спросил 47news.
- Следствие разберётся.
По данным 47news на 13 мая, подрядчик "НПО "Спутник-А" из 154 лифтов предъявил Ростехнадзору 40. Идёт процесс устранения замечаний. Есть надежда, что 18 из них к концу мая заработают. Ещё на 33 объекта рабочие не вышли. Ещё 90 подъёмников в процессе монтажа. Работает 80 человек из шести субсубподрядных организаций. Два остальных подрядчика окончили работы в декабре прошлого года. Оборудование введено в эксплуатацию.
Характерно, что отставания по срокам у "НПО "Спутник-А" не только в Сосновом Бору. Из 39 лифтов в Кировском районе Ленобласти ни один пока полноценно не эксплуатируется. По большей части из-за устранения нарушений и оформления документов. В Лужском районе не введены в эксплуатацию 14 лифтов из 14. В Тосненском — семь из семи. Если чертой, то ни один лифт этого подрядчика не введён в эксплуатацию. Связаться с гендиретором "НПО "Спутник-А" Андреем Каменевым не удалось.
Что касается бенефициаров "НПО "Спутник-А", то Виталий Южилин - фигура для Петербурга массивная. Его интересы простираются от стивидорного бизнеса в Большом порту Петербурга и намыва на Васильевском острове до "Северной Нерудной компании" в Нарьян-Маре. Южилин основал и крупнейших холдинг по перевалке грузов - "Национальную контейнерную компанию". Сегодня занимает пост председателя Совета директоров Ассоциации морских портов. Forbes оценивал его состояние в 600 млн долларов. Связаться с Южилиным не удалось. С прессой он, как говорят, не общается.
Вопросы Диане Гиндин 47news передал через бывшего супруга Владислава Резника и её знакомого, представившегося егерем в её охотхозяйстве. Резник сообщил, что Южилина знает, но давно не видел. "Я в разводе. По вопросу с владением долями в названной вами организации подсказать ничего не могу", - ответил депутат.
В Фонде капремонта рассказали, что горизонт исполнения работ определён на 15 июня. "Но есть сильные сомнения", - коротко добавил собеседник. Как выяснилось, плюс в этой истории один: пени по контракту с "Щербинским лифтостроительным заводом" со стороны Ленобласти уже приближаются к 500 миллионам рублей. Таким образом, есть вероятность, что контракт ценой 905 млн и вовсе выйдет для Ленобласти в ноль.
Виктор Смирнов,
47news