Из-за решётки Александр Сабадаш взял контроль над целлюлозным комбинатом ценой 15 млрд. На очереди водочный актив. Претензии миллиардера аккумулировало ведомство Александра Бастрыкина.

На 5 июля назначены торги по реализации имущества банкротной "Выборгской лесопромышленной корпорации" (ВЛК). Тем временем, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти 24 мая принял решение о возврате корпоративного контроля над этой компанией офшору Vyborg Limited. Через американскую AFB Trading one она принадлежит осуждённому миллиардеру Александру Сабадашу.
 

"ВЛК" - это завод по производству картона и топливных пеллет, расположенный на берегу Финского залива в Выборгском районе Ленобласти. Мощности - одни из крупнейших в Европе: 144 тысячи тонны картона и 1 млн тонн древесных гранул в год. С 2013 по 2017 годы выручка доходила до 5 млрд рублей. Предприятие примерной стоимостью 15 млрд функционирует и сейчас, но год назад стало банкротом. В 2015, уже будучи в колонии, Сабадаш потерял контроль над предприятием в результате действий менеджмента.

Суд решил, что права собственности на 100% долей "ВЛК" должны перейти к Vyborg Limited, зарегистрированной в юрисдикции острова Джерси в Великобритании. На сегодняшний день 90% "ВЛК" - у бывшего технического сотрудника комбината Николая Рыжкова. Ещё по 5% - у кипрских офшоров "Аспиант холдингз лтд" и "Амелион энтерпрайзис лтд".

Если разматывать историю в обратную сторону, то контроль над предприятием Сабадаш терял в несколько этапов, но со стремительной динамикой - следите за руками от исходного состояния:

  • Vyborg Limited с 2011 года владеет 100% "ВЛК".
  • 11 ноября 2015-го 1% "ВЛК" переоформляется на гендиректора Рыжкова.
  • 19 ноября 99% переходит к самому "ВЛК". Материнская компания остаётся совсем не у дел.
  • 27 ноября все сто процентов акций уже у Рыжкова.
  • 18 января 2016-го он отдаёт по пять процентов кипрским офшорам, и диспозиция цементируется.

Рядом с этой круговертью, как говорят, находился замгендиректора по правовым вопросам "ВЛК" Дмитрий Чекулаев. Он по доверенности подавал документы в выборгскую налоговую об изменениях состава владельцев. Кстати, договоров купли-продажи доли Рыжкову никто так и не нашёл. Как и следов денег, которые должны были уйти в сторону Vyborg Limited за проданный актив.

По словам участников рынка, заход с передачи одного процента характерен для рейдерских захватов - так проверяется реакция налоговой.

Исходя из материалов дела, решения о переходе долей принимались на основании протоколов собрания, в которых участвовал Рыжков и президент Vyborg Limited Софья Грекова. До задержания Сабадаша она работала у него секретаршей. Назначена на должность, предположительно, финансистом Сабадаша Гарри Иткиным, уехавшим после этого в США. 47news рассказывал, как он атаковал американские активы бывшего босса, но был замечен калифорнийским судьёй Марком Боренштейном.

Рыжкова же оформляли директором и владельцем долей некие юристы. По его словам, на предприятии он работал инженером, а в этой истории был использован. После чего уволился и с тех пор регулярно ездит на допросы. О своих громадных капиталах информацией якобы не располагает

На момент подготовки этой публикации Николай Рыжков на звонки не ответил, а телефон Софьи Грековой был выключен. Конкурсный управляющий Николай Власенко на связь не вышел.

В процессе удебных разбирательств выяснился любопытный нюанс: в октябре 2015 года, то есть незадолго до начала переоформления долей, Vyborg Limited была исключена из реестра компаний острова Джерси. Причиной стало то, что компания перестала платить необходимые взносы. Возможно, они не вносились намеренно, в расчёте на исключение для того, чтобы прервать цепочку между "ВЛК" и американской компанией-владельцем Vyborg Limited. Это, впрочем, практического значения не имело, поскольку право собственности на комбинат никуда не делось.  

Так или иначе, но согласно "Закону о компаниях" Джерси, после исключения из реестра фирма лишилась права на хозяйственную деятельность, её директора и акционеры не имели права распоряжаться активами, а действие всех доверенностей было прекращено. По тому же закону, сгинувшая фирма может воспрянуть. Что и произошло в марте 2016 года по инициативе американской компании Сабадаша. Таким образом, переоформление долей произошло тогда, когда юрлицо было "мёртвым".

В итоге судебного процесса в суде защита Сабадаша заявила, что Vyborg Limited не вступала в переговоры ни с Рыжковым, ни кипрскими офшорами, сделок не проводила, документов для их проведения и доверенностей не выдавала.

Решение суда вступит в силу 23 июня. По логике, стороне Сабадаша теперь придётся доказывать, что банкротство было искусственным и произошло в тот момент, когда контроль над компанией был у сторонних людей. Этого времени, безусловно, хватит на реализацию имущества. Другое дело, что из-за публичных тяжб актив стал токсичным для крупных производителей картона, которых, к слову, немного.

Торги имуществом "ВЛК" организует некая московская компания "Центральный антикризисный институт". Её директор Алексей Адамович вполне системно заявил 47news, что процедура банкротства движется своим чередом.

"Она пока не закончена, поэтому говорить не о чем, тем более о каких-то решениях судов", - отметил собеседник.   

Отметим, что 6 мая подведены итоги торгов по другому активу Сабадаша, уплывшему из его рук. Это банкротная "Всеволожская промышленная корпорация". Цена стартовала с 2,8 млрд рублей, но предприятие было приобретено за 701 млн некой компанией "Пактум Холдин" с офшорным владельцем, зарегистрированной 11 апреля. Площадка расположена в районе "Кирпичный завод" во Всеволожске. Когда-то там разливалась водка "Ливиз". Сегодня площади более 136 тысяч квадратных метров сдаются в аренду. По примерным оценкам, до банкротства актив генерировал выручку 1 миллион долларов ежемесячно. По этому активу решения суда нет. После выхода на свободу миллиардеру Сабадашу придётся за ним побегать.

Также стало известно, что все уголовные дела, возбуждённые по переходу долей Сабадаша в компаниях, сегодня аккумулирует Следственный комитет Ленобласти.

Виктор Смирнов,
47news

Справка

Сабадаш арестован в мае 2014 года по обвинению в незаконном возмещении НДС. В марте 2015-го отправлен в колонию на шесть лет. В октябре 2017 года Смольнинский суд признал Сабадаша виновным по делу банка "Таврический" и приговорил к семи годам лишения свободы . С учетом первого срока и принципа "день за полтора" ему осталось 14 месяцев.