На строительстве трассы уровня "Формулы-1" появилась сложность. За проектом стоит политическая экономика, а гастарбайтерам не платят. 47news поговорил с пролетариатом.

Как сообщает сайт чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (RSBK), недавно изменилось место проведения очередного этапа этого турнира. Планировалось, что 25 августа гонщики будут жечь резину на свежепостроенной гоночной трассе "Игора Драйв" в Приозерском районе. Но соревнования перенесены на автодром в Подмосковье. Причиной стала неготовность объекта в Ленобласти. По словам собеседников в окологоночной среде, в лучшем случае, Игора будет готова в сентябре.

Несмотря на более чем значительный вес проекта "Игора Драйв" в реалиях Ленобласти, с недавних пор стало известно, что рабочим, занятым на строительстве, задерживают зарплату.

"Игора Драйв" заявлен как "мультиформатный комплекс, уникальный в мировом масштабе, объединяющий развлечения и технические виды спорта". В основе - пятикилометровая трасса уровня лишь немногим проще, чем для "Формулы-1". Стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов рублей. Автор - маститый немецкий архитектор Герман Тильке. За проектом стоят совладелец банка "Россия" Юрий Ковальчук и его сын Борис, бизнесмен Владимир Колбин, не последний для бизнес-проектов Геннадия Тимченко. Отца Колбина, коллеги с "Дождя" связывают дружбой с Владимиром Путиным.

47news нашёл как минимум одну бригаду из Средней Азии примерно из сорока человек, которая обожглась о несвойственные для подобного объекта реалии. На сегодняшний день почти все они уже покинули стройку, так и не дождавшись оплаты.

48-летний Бахтиор приехал из таджикского города Куляб. Он - бетонщик пятого разряда, на родине у него пятеро детей (как он уточнил — все от одной жены). На "Игоре Драйв" работал с 1 марта и до середины июля, занимался монолитными работами. Как утверждает собеседник, за 150 часов работы в июне ему должны 50 тысяч рублей, за июль - ещё 25. Две недели назад он нашёл новую работу в Петербурге.

- Денег не было, и вагончики говорили освободить, вообще кошмар. А куда идти без денег? Плакали ребята. Я еле-еле нашёл 300 рублей на дорогу и убежал. Хана там. ...От голода мучились, как пост держали. У кого-то хлеб попросишь, у кого-то чай. 17 человек ещё уговорили остаться работать на недоделках. Обещали по максимуму заплатить. На продукты им дали 25 тысяч. Мне новый бригадир обещал позвонить, когда расчёт будет. Я на новом месте пять тысяч получил вперёд и две тысячи семье отправил, это, считай, с мая первый раз, - сбивчиво рассказал мигрант.

- У вас и ваших товарищей было понимание, что именно вы строили?

-
Ну, трибуны для зрителей. Это автоклуб, автогонка, спорт, - больше смыслами передал ощущения собеседник.

Рабочий Назарли был несколько скован.

- За июнь 63 700 мне должны. Больше без разрешения не могу сказать, без обид, - дружелюбно ответил он.

По словам ещё одного специалиста, Гафура, задолженность всей бригаде составляет 1 миллион 948 тысяч за июнь и первую половину июля. Коллектив занимался заливкой бетона. Здесь вспомним, что в конце мая на строительстве трибун произошло обрушение опалубки при заливке бетона.

Деньги, как выяснилось, гастарбайтерам платил некий бригадир Милован из Казани.

- Он нам обещал, что, если останемся доделать работы, деньги будут на миллион процентов. Мы и остались. Везде работали - в Казани, Москве, Питере. Нам друзья позвонили, вот приезжайте, работайте, - рассказал он.

Как минимум до середины прошлой недели часть рабочих продолжала жить в бытовках на территории стройки.

- Пока не выгоняют. Едим на те деньги, что остались. В день на 100 рублей кушаем. Хлеб, в основном. Уехать денег нет, - говорил Гафур, а под конец вспылил. - У того, кто нас обманул, нет чести и достоинства!

Кахрамону 33 года, приехал из узбекской Ферганы, на стройке занимался установкой арматуры. По его словам, за июнь ему должны 60 тысяч рублей, за июль - ещё 35.

- Ни копейки не осталось, - на ломаном русском донёс он простую мысль до 47news.

37-летний Собир и его 39-летний брат Фархат работали на строительстве "Игоры Драйв" с февраля. Младшему за 247 июньских часов должны 49 тысяч рублей и ещё 15 - за июль, старшему, на круг, - 66 тысяч. Оба уже уехали в Петербург. По словам Фархата, раньше зарплату тоже иногда задерживали, но не более чем на три недели.

- Говорили, налички нет, - объяснил собеседник.

- Платили наличными или на карточку?

-
Нет-нет, платили наличными.

- Всем?

-
Да.

По словам гастарбайтера, никто ничего не подписывал, когда получал деньги. На еду давали тысячу в неделю. Питались картошкой и макаронами. Насколько понял 47news, на деньги братья с Игоры уже практически не рассчитывают.

"Трибуна для ралли", - так Фархат охарактеризовал объект, который сам строил.

Орифу 47 лет, приехал из Таджикистана. На "Игоре" работал шлифовальщиком бетона. Устроился три месяца назад. Как он выразился, "патент-матент" на работу есть, а 67 тысяч рублей за работу - нет.

- Раньше нормально платили. Теперь денег нет, чтобы уехать домой. У меня там родители больные. Ждём зарплату, не знаю, что делать. Еды чуть-чуть осталось, немного картошки и лука, - рассказывал он. Насколько известно 47news, к моменту публикации Ориф тоже покинул стройку на "Игоре".

Дурум тоже из Таджикистана и работал на объекте с декабря до 11 июля. Последние деньги он получал 20 мая и тоже нигде не расписывался. Должны ему 53 тысячи. Бригадир, по его словам, трубку не берёт.

"До июня было нормально, потом катастрофа. Братан, у меня ничего нет" - вздохнул собеседник. По мнению Дурума, он строил "гоночное поле".

Заказчиком строительства комплекса является компания "Русь" бизнесмена Владимира Васильева. Ему, по данным СПАРК-Интерфакс, принадлежит 15% в "Игоре Драйв". Он же пару лет назад назывался крупнейшим поставщиком РЖД. Подрядчиком компании, у которой, предположительно, возникли сложности с выплатой денег гастарбайтерам, оказалась фирма из Казани - ООО "Аватек".

Нашёл 47news и бригадира Милована, который поставлял "Аватеку" живую силу. Он рассказал, что проблемы начались после обрушения опалубки в конце мая. С его слов, "Аватек" получил ущерб 4,7 млн рублей. Ему же на погашение задолженности перед работниками нужно 2,1 млн. На претензии партнёры якобы говорят, что деньги ушли на решение вопросов с властями и миграционной службой, а часть - на выплаты пострадавшим с подтекстом "не писать жалобы" и покупку им билетов на родину.

- Договора у меня с "Аватеком" не было. Людей под честное слово отдавал. Теперь работяги мне каждый день звонят и пишут. Почти до угроз уже дошло. У них вообще патенты были на работу в Петербурге, а не в Ленобласти, и зарплата платилась в чёрную, официально устроены не были, конечно, - рассказал 47news бригадир.

Директор "Аватека" Юрий Балабаев, как показалось, звонку не обрадовался и ответил на вопросы 47news тезисно.

- Всё в порядке. У меня проблем нет. Про кого вы говорите, я не знаю. Моим рабочим деньги платятся.

- Они оформлены официально? - уточнил 47news.

На этот вопрос собеседник ответил невнятно и ушёл со связи.

Гендиректор ООО "Служба технического заказчика" (выполняет для "Руси" функции, идентичные названию) Артём Волошко слышал, что проблемы у "Аватека" были, но касались мая-июня.

- Этот вопрос относится к хозяйственной деятельности подрядчика, но насколько я знаю, проблему решили, - ответил он, добавив, что "Аватек" был выбран на основе конкурсных процедур.

- Когда "Игора Драйв" будет достроена? - пользуясь случаем ,спросил 47news.

- Физически, в сентябре, а с учётом приёмки контролирующими органами и пуско-наладочных работ - до конца года точно, - вежливо объяснил руководитель.

Главный бухгалтер компании "Русь" Марина Куприна о проблемах с зарплатой в "Аватеке" не слышала, зато знает про претензии к компании от ФМС: "Но с этим они сами разбираются". Куприна рассказала, что все авансовые платежи в сторону подрядчика уходят исправно и поэтапно, по мере приёмки работ. Сейчас фирма занимается кровлей.
Претензии после обрушения "Русь" не выставляла.

- Во-первых, проверка ещё не закончена. Во-вторых, опалубка это их обязательства. Они просто выполнили работу дважды, в рамках полученных авансов.

- Ещё деньги просили?

- Кучу авансов мы выдавать не можем, - практически ответила на вопрос собеседница.

С гендиректором "Игоры-Драйв" Татьяной Саловой связаться не удалось. Кстати, более десяти лет назад её имя мелькало в совете директоров "Банка Россия".

Как штрих отметим, по информации 47news, на стройке доходило практически до открытого неповиновения рабочих охране объекта. "Прорывали кордон", - звучало в одном из разговоров. В этом контексте примечательно, что 18 июля, предположительно, именно на "Игоре Драйв" президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились с экс-пилотом гонок Формулы-1 Виталием Петровым. В целом, трасса регулярно манит власть. Как сообщали ранее коллеги из "Город+", на предварительный осмотр строительства приезжали временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов и лично приглашенный Путиным президент международной автомобильной федерации FIA Жан Тодт

Виктор Смирнов,
47news