О мусорной реформе поболтали народные избранники на Дне депутата, где запрещено здороваться. Дошло до разговоров о строительстве мусоросжигательных заводов в Ленобласти и ссылкой на гаранта.
- Ну, чего здороваться-то каждый раз? Задавайте вопрос! - подгонял депутатов ЗакСа спикер Сергей Бебенин всякий раз, когда они пытались поприветствовать коллег перед тем, как задать вопрос на Дне депутата 1 октября по сути заседания с укороченной повесткой, где не принимаются решения и принят более вольный регламент.
Когда прозвучало “мусорная реформа” избранники оживились. Маститый борец за экологию от КПРФ Николай Кузьмин стал энергично перекладывать туда-сюда бумаги, лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев принялся потирать руки, а заслуженный врач Арчил Лобжанидзе поднял бровь. Стоит отметить, что последнее время в тему мусора депутаты заглядывают регулярно. Возможно, это связано с тем, что с 1 ноября она стартует по всей Ленобласти, а с 1 октября процесс пошёл в генеральном Всеволожском.
Отвечали руководитель Управления по обращению с отходами правительства Ленобласти Николай Борисов и директор регоператора “Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области" (УК ООЛО) Николай Хасиев.
Первым атаковал Лобжанидзе. Он спросил, планируется строить в Ленобласти хоть один мусоросжигательный завод. Борисов сообщил, что в программе развития мусоропереработки в регионе только сортировка и переработка. “Мусоросжигательных заводов в планах нет”, - сообщил чиновник.
Лебедева интересовало образование тарифа для перевозчиков и почему его родной Всеволожский район на месяц раньше остальных очутился в реформе.
- Во Всеволожском районе заключены договоры с 24 из 27 перевозчиков. Тариф от 200 до 260 рублей за кубометр. В отдалённых районах он будет достигать 780 рублей. Средний по региону - примерно 400 рублей, - ответил Хасиев.
По опережающему вхождению Всеволожска в реформу отбивался Борисов. Впрочем, его ответ свёлся к тезису: “Пожелание губернатора. Проработали и выполнили”. На этом месте Бебенин, как показалось, ехидно посоветовал и спрашивать с губернатора.
Отреагировал депутат от Ломоносовского района Андрей Шаронов: “А когда плата будет взиматься не с квадратного метра, а с человека? Губернатор же говорил”. От поднадоевшего порядком вопроса вежливо отмахнулись: “В следующем году” (это обсуждалось в ЗакСе на прошлом заседании, решили, что к весне вопрос будет решён).
Светлана Потапова от Приозерска поинтересовалась, будет ли снижен норматив по мусору для аптек, и кто будет вывозить шины. По словам Борисова, норматив снизят, а шины и строительный мусор - забота муниципалов, но регоператор этот вид отхода частично вывозит по собственной инициативе. На вопрос Андрея Лебедева, когда будет разъяснен порядок платы в случае проживания гражданина летом на даче, а остальное время - в квартире, прозвучало лаконичное: “К четвёртому октября подготовим разъяснения и разошлём в муниципалитеты”.
Николай Кузьмин наверняка будет браниться на своих помощников. С интонацией прокурора он уязвил - когда, мол, будет готов обновлённый вариант схемы по обращению с отходами в регионе. Мгновенно не удержался Борисов и, сменив свой интеллигентный тон, на вкрадчивый и сверхинтелигентный даже как-то ласково ответил: “В конце июля схема актуализирована и размещена на сайте”.
Выступили и представители районов, где мусорная реформа уже стартовала. От Выборгского депутаты услышали, что главное - это информационная поддержка: “За два месяца мы разместили двести материалов на двенадцати порталах”. Выяснилось, что с перевозчиками там тоже договорились - из девяти отказался работать один. “Ажиотажа среди них не было. Все работают, вопросов не задают”, - сообщил выступавший, добавив, что в Выборге надо открывать представительство регоператора, поскольку много уточнений поступает от юрлиц.
Луга пожаловалась на одного из перевозчиков, который поначалу испытывал сложности с вывозом мусора в нескольких поселениях. Выяснилось, что речь идёт о редком атавизме для многоквартирных домов - выгребных ямах. Механизм мусоровозов не предназначен для извлечения мусора из-под земли, поэтому перевозчику пришлось демонтировать ямы и установить на их месте бачки.
Представитель администрации Приозерска посчитал тему вхождения коллегами в мусорную новеллу исчерпанной и выступать не стал.
Речь о системном зашла под конец заседания под очередную реплику Бебенина: “Не здоровайтесь, хватит”. Не секрет, что ёмкость полигонов Ленобласти оценивается примерно в 6 миллионов тонн. Этого хватит примерно на два года. По словам Борисова, вопрос будет решаться за счёт ввода новых мощностей по сортировке и переработке. Со слов чиновника, речь идет о мощностях в 15 млн тонн.
После лёгкой перебранки со спикером ЗакСа за возможность высказаться, закруглил тему тот же Арчил Лобжанидзе. “Президент говорил, у нас столько отходов, что без мусоросжигания мы за несколько поколений не управимся с миллиардами тонн мусора. Планируется строительство, как минимум, четырёх мусоросжигательных заводов. Таких же, как в Австрии и Швеции. Стоят в городах и никому не мешают”, - полуспросил депутат.
- Вы же знаете позицию руководства Ленобласти. Работаем без мусоросжигания. Все усилия - на переработку, - ответил ему Борисов.
Отметим, что в европейских странах в цикл мусоропереработки обычно включена котельная, работающая на продукции мусоропереработки. Это необходимо для покрытия немалых энергопотребностей этого процесса и перепродажи излишков “зелёной” энергии сторонним потребителям. В ином случае, затраты на электричество могут поглотить экономику предприятия. Но объяснить населению технологические нюансы представляется пока малореализуемой задачей - всех страшит словосочетание “сжигание мусора”, считает один из чиновников.
Кстати, в выступлении перед журналистами в конце прошлого года Владимир Путин действительно упоминал о необходимости строительства мусоросжигательных заводов. В качестве примера гарант привел Токио, “где почти в центре города стоит мусоросжигательный завод и благодаря хорошим технологиям его работа не приводит к проблемам”.
Виктор Смирнов,
47news