В деле бизнесмена Израйлита поссорились две статьи УК - легализация денег произошла до хищения. Спецдекларация же, после отклика Кремля, ушла за скобки.
Смольнинский районный суд Петербурга 8 октября приступил к рассмотрению по существу дела бизнесмена Валерия Израйлита. После трёх лет расследования следствие регионального Управления ФСБ обвинило его в мошенничестве весом 202 млн рублей на поставке материалов для строительства нефтебазы в Усть-Луге в 2010 году. Помимо этого коммерсанту вменяют статьи о легализации неправедно нажитого и вывод денег за рубеж.
В ходе заседания защита Израйлита заявила, что формулировки обвинения по статьям "мошенничество" и "легализация" хронологически противоречат друг другу. По версии следствия, 27 мая 2010 года между подрядчиком строительства ОАО “УЛПИК” и компанией “Мегатрейд” был заключён договор на поставку материально-технических ресурсов. Речь, в частности, о лотках и задвижках. Их “Мегатрейду” поставляло некое ООО “Технология”. Как считают в следствии - по завышенным ценам. Деньги, через цепочку юрлиц, выводились, обналичивались и попадали на счёт Израйлита, уверена Госбезопасность.
В то же время следствие указывает, что деньги на счёт вносились до заключения договора на поставку - 25 мая - и в день заключения - 27 мая. При этом они должны были успеть пройти через восемь юрлиц.
Противоречие между обвинением в мошенничестве и в отмывании средств нашлось и в части внесения наличных на счета Израйлита. По первому составу ФСБ установила, что знакомая бизнесмена вносила суммы девять раз, с мая по октябрь 2010-го. По второму то же ФСБ считает, что не вносила ни разу с мая 2010-го до февраля 2011-го.
Суммы пляшут. По линии мошенничества Израйлиту вменяют лукавый заработок на завышении стоимости в размере 202 млн рублей и конвертацию из них в наличные 72 млн. Но по делу о легализации в обвинительном заключении упоминаются лишь 26,5 млн. Судьба оставшихся 52 млн осталась нераскрытой.
- Фабула легализации разрушает фабулу мошенничества, - считает адвокат Израйлита Сергей Азаров, добавляя, что из-за противоречивости обвинительного заключения дело должно быть передано на доследование, а Израйлит отпущен под подписку.
В процессе также прозвучало, что обвинение не будет апеллировать к данным, полученным следствием ФСБ из декларации, которую Израйлит подал при амнистии капитала.
- Мы считаем, что спецдекларация является излишним доказательством, - сообщил суду представитель надзора.
Это произошло после того, как история получила медиаогласку и дошла до Кремля. В конце сентября Дмитрий Песков утвердительно ответил на вопрос, можно ли после этого доверять словам президента Владимира Путина о том, что участники программы амнистии не столкнутся с уголовным преследованием. "Безусловно, можно доверять словам президента”, - сообщил Песков РБК.
Впрочем, пока неясно, каким образом прокуратура и суд будут игнорировать части утверждённого той же прокуратурой обвинительного заключения, где речь об информации из декларации. В пресс-службе прокуратуры Петербурга на звонки 47news не ответили.
Следующее заседание по делу Израйлита состоится 15 октября, сообщила присутствующим судья Анжелика Морозова. Похоже, внимание прессы ее раздражает.
Виктор Смирнов,
47news
Справка:
В феврале нынешнего года Смольнинский районный суд принял решение о возврате дела Израйлита прокурору. В постановлении он сослался на нарушения при составлении обвинительного заключения. Дело о хищениях средств, выделенных для развития порта "Усть-Луга", возбуждено в отношении неустановленных лиц 26 июня 2013 года. По нему Израйлит был задержан в конце декабря 2016-го и с тех пор содержится в изоляторе УФСБ на Шпалерной улице. Прокуратура Петербурга утвердила обвинительное заключение 5 сентября. По словам собеседников в надзоре, более всех от этого испытало удовлетворение следствие ФСБ. Предварительные слушания начались в Смольнинском суде 18 сентября. И первым делом он продлил арест Израйлиту до 6 декабря. Как сообщалось ранее, есть вероятность, что в процесс призовут президента “Транснефти” Николая Токарева. Незадолго до передачи дела в суд, впервые после ареста Израйлит дал интервью. Он, кстати, до сих пор остаётся действующим председателем совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга". Летом сообщалось, что некий слесарь ФСБ Соколов взломал сейф портовика Израйлита, после чего из него пропали документы и расписки на 100 млн.
Следствие вменяет Израйлиту 11 эпизодов мошенничества на 202 млн рублей при поставке материалов для строительства нефтебазы в Усть-Луге. Пострадавшей стороной в деле выступает корпорация "Транснефть". Во время следствия, по данным 47news, предпринимались попытки вызвать на допрос свидетелем по делу Израйлита, в том числе, и председателя правления "Транснефти" Токарева, но успехом они не увенчались. Есть вероятность, что его вызовут уже в суд.
Еще одна вмененная Израйлиту статья связана с валютными транзакциями на 191 млн рублей. Отметим, что статья Уголовного кодекса 193.1 - "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов" введена в июне 2013 года - всего за три месяца до инкриминируемых коммерсанту действий. Также в окончательной редакции обвинения Израйлиту вменяется часть четвёртая статьи 174.1 УК - "Легализация денежных средств в особо крупном размере".