ЗакС Ленобласти протестует против идеи открыть бюджетную кубышку дольщикам. Это непонятные люди из других регионов, а собственные врачи без квартир. 47news узнал, о чем размышляет финансовый вице-губернатор Марков.
Депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области выразили свое отношение к решению проблем обманутых дольщиков за счет бюджета. Во вторник, 15 октября, на заседании профильной комиссии рассматривался вопрос по внесению изменений в главную смету региона на 2019 год. На прошлой неделе мы рассказывали, что правки нужны в том числе и потому, что правительство Ленобласти делает имущественный взнос в Фонд помощи дольщикам в размере 800 млн рублей. Предполагается, что после этого будет подписано соглашение, и из бюджета страны на условиях софинансирования выделят примерно столько же.
Вице-губернатору по финансам Роману Маркову пришлось рассказывать о своих планах под строительные звуки. Помещение парламента на площади Растрелли ремонтируется, что выражается в жутком жужжании из окна и ругани рабочих из коридора.
Депутат от фракции ЛДПР Дамир Шадаев выступил с вопросами первым, да так громко, что внешний шум стал казаться глуше. Обратив внимание на присутствующего журналиста 47news, он рассказал, как недавно прочитал статью на нашем портале, и, как ему показалось, увидел там информацию о тратах на дольщиков.
- Вообще-то я только что сам это сказал. В тратах комитета по строительству предусмотрен взнос в фонд помощи дольщикам, - заметил Роман Марков, что, кстати, было правдой.
Дамира Шадаева устроил ответ, но не подход.
- Не очень понимаю - мы хотим купить жилье или тратить деньги на достройку? На конце у нас что - долевое строительство, социальный найм, или что? Кто все эти люди, которым мы решили помочь? Живут ли они в Ленобласти? 800 миллионов - это серьезные деньги. По федеральным каналам говорится - давайте дадим деньги, с политической точки зрения, чтобы кто-то успокоился, - возмутился он.
Единоросс и председатель бюджетной комиссии Татьяна Бездетко выступила с поддержкой товарища, звонко пробурчав примерно следующее: "Мы дарим эти деньги, получается? И что мы будем иметь взамен, решение проблем очередников или что?"
Будто не заметив ее замечания, Шадаев продолжил.
- Кто все эти люди, которым мы выделяем такие деньги? Многодетные граждане или заслуженные? Или просто они хотели выгоду приобрести, купив жилье непонятно у кого? И теперь нас толкают на благотворительность. Куда прокуратура будет смотреть, если будет смотреть? Ответьте, чтобы нас не поставили в дурацкое положение.
В свойственной ему меланхоличной манере главный финансист попытался тактично рассказать, что деньги выделяются в общем-то для получения права на софинансирование из федеральной казны. Между делом, будто не понимая, к чему это может привести, уточнил, что в расчете на три года речь пойдет и вовсе о 2,3 млрд рублей.
- Исходя из проекта соглашения, расходоваться деньги будут после того, как появятся конкретные программы мероприятий Фонда помощи обманутым дольщикам. Так что выделение не означает, что мы завтра отдадим все деньги, - поведал Марков.
Дальше состоялся такой разговор:
- Мы же не можем финансировать цели какого-то там фонда, они для нас непонятные. Фонд - это красиво звучит, но чем он занимается - нам непонятно, - засомневался Шадаев.
- Есть постановление правительства насчет его создания. У нас задача такая: если хотим получить деньги из федерального бюджета - механизм такой, - ответил Марков.
- Безвозмездное финансирование - это конечный механизм? - спросил депутат снова.
- По каждому объекту - отдельный механизм, - оставался при своем казначей.
Тут журналисту хотелось бы вслух заметить, что Марков почти случайно оказался не на своем поле. Из всех собеседников 47news, с кем приходится общаться на эту тему, он самый последний морально согласился со схемой бюджетного финансирования долгостроев. Потому, приводя аргументы "за", скорее всего, обращался не к собственному сознанию, а к тем тезисам, которыми совсем недавно убеждали его коллеги. Помочь ему в зале было некому, ведь из членов правительства присутствовал только сельскохозяйственный Олег Малащенко.
- Деньги выделяют депутаты своим законом, и каждый из нас вместе и по отдельности за него отвечает, -перешел к высокопарному Дамир Шадаев, и как раз на этом пункте его мирно лишили слова.
Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев, впрочем, продолжил линию. В целом он согласился "по смыслу и идеологии с товарищем". Обозначил себя как наиболее погруженного в тему, поскольку возглавляет строительную комиссию. Удачно выразил претензию к правительству за то, что никто не уведомил его о создании регионального Фонда помощи дольщикам, "кто там председатель и какие объекты будут финансироваться". К слову сказать, последний пункт сейчас является загадкой для многих, в том числе, профильных чиновников.
- Нормативный акт о выделении федерального финансирования не принят ведь? Получается, мы идем впереди паровоза! - добавил красок и он.
Явно уставший от нападок Марков, будто нехотя, объяснил, что федеральные средства дадут только после подписания соглашения, а его, в свою очередь, утвердят только после принятия бюджета. Согласно тому, что слышал автор на других мероприятиях, порядок действительно такой. Притом изначально регионы могли всего лишь сделать выписку с печатью своего комитета финансов, но в Москве в какой-то момент поняли, что справка вовсе не равнозначна наличию денег. Потому сегодня Ленобласть должна сначала выделить свои деньги, а только потом ей объяснят, зачем. К слову, на последней встрече с дольщиками "Десяткино 2.0" губернатор Александр Дрозденко под запись высказался об этой схеме примерно так: "Выражаясь языком девяностых, надеюсь, нас не кинут".
На все это Лебедев на заседании отреагировал словами:
- Не считаете ли вы, что федеральное правительство, которое долгие годы не принимало изменения в законодательство о дольщиках, сначала создало один фонд, затем другой, а теперь переваливает проблему на субъекты?
Марков не считал, ведь, по его выражению, все наоборот - это раньше правительство региона само разбиралось с трудностями, а теперь столица подключилась "словами и деньгами".
- Деньгами оно еще не включилось. Мне вообще не понятно, кто создал Фонд, - продолжил мысль Лебедев.
Кстати, настаивал на одном и том же он не от хорошей жизни. Строительный блок правительства Ленобласти действительно живет по принципу "не болтай лишнего" и считает, что рассказывать по доброй воле о принимаемых решениях обществу не обязан.
По признанию Лебедева, он много общается с дольщиками и не уверен, что всем им стоит помогать.
- Есть, конечно, те, кто последнее отдал. Но есть и такие, что покупали жилье в качестве инвестиций. Помогать надо льготным категориям, - сделал вывод он.
- Ситуация такая, какая есть. У нас прагматичная задача: на всю страну выделили 16 миллиардов, а для решения проблемы обманутых дольщиков по стране надо 200. Мы можем получить 800 миллионов, а можем не получить, и тогда останемся со своими 800 миллионами и будем решать проблему самостоятельно, - парировал на это Роман Марков.
- Я понимаю, что надо забронировать деньги. Но мы что, дарим их обманутым дольщикам? Мы же отдаем их на финансирование строительным компаниям. Есть и другие механизмы помощи. Я против того, чтобы открывать бюджетную кубышку, - ответил на это Лебедев.
Неожиданно на этом месте Роман Марков сделал признание: "Вы не поверите, я тоже против".
На этом можно было бы и остановиться, но чиновник продолжил.
- Мы должны принять решение. Если нам 800 миллионов не нужны, мы можем от них отказаться. Если они нам нужны, то путь их получения есть. Предусматривая деньги в бюджете, мы завтра не отдаем их дольщикам. Это означает, что мы получим деньги, разработаем план и примем потом решение, куда именно их тратить. Решение принимается на уровне нашего правительства и наблюдательного совета Фонда. В случае, если будет финансирование достройки домов, все квадратные метры поступят в наш фонд, и дальше мы будем принимаем решение, что с ними делать. Либо мы продаем, либо отдаем детям-сиротам, либо еще кому-то.
Это уже совсем шло вразрез с планами, обозначенными ранее, и в общем-то тянуло на неприятную сенсацию. Зато полностью удовлетворило Дамира Шадаева.
- Последняя фраза означает, что просто так эти деньги мы не отдаем, и у вас есть разумный план. А то создается впечатление, что мы отдадим все людям, которые не имеют отношения к Ленобласти и хотели нажиться на квадратных метрах, -заключил он.
Перейдя к обсуждению следующих тем, депутаты никак не могли отпустить проблему дольщиков. Татьяна Бездетко поинтересовалась, почему из бюджета исключаются 27 млн рублей, предназначенных для покупки квартир врачам. Ей ответили, что медики отказались от жилья. Эта информация ее возмутила, ведь "у нас множество докторов без жилья, и даже в Гатчине можно было бы купить как минимум девять квартир".
- А на 800 миллионов можно было бы приобрести сразу тридцать, - встрял Шадаев.
Депутат и главный врач Ленинградской областной клинической больницы Татьяна Тюрина тоже будто ненароком упомянула, что во Всеволожске много врачей, с советских времен не имеющих возможность улучшить жилищные условия.
- Еще раз хочу акцентировать: глубоко сомневаюсь, что дольщикам надо помогать бюджетными средствами, - резюмировал депутат Лебедев.
Из дюжины присутствовавших никто не заявил о несогласии с этой позицией.
Уже на выходе Роман Марков объяснил автору, что имел в виду в конце выступления. Согласно его видению, Фонду достанутся те квадратные метры в домах, что еще не выкуплены, и уже ими можно будет распоряжаться по своему усмотрению. В качестве примера он почему-то привел ЖК "Силы природы", хотя ранее тот не фигурировал ни в одном негласном перечне, которому согласится помогать Фонд. Впрочем, быть может, Марков просто больше знает.
Голосование по бюджету пройдет 23 октября.
Юлия Гильмшина,
47news