Антимонопольная комиссия в Москве решила, что федеральная структура неправомерно отстранила одного из крупнейших игроков на рынке строительства дорог на Северо-Западе от участия в аукционе на возведение развязки в Тосненском районе Ленинградской области. Действия заказчика названы злоупотреблением, а требования противоречивыми. Это второе аналогичное решение ФАС по этой истории. Так что впереди - третья попытка. При этом уже на этапе объявления торгов антимонопольщики указывали на недочёты в аукционной документации.
В срок до 28 октября федеральное казённое учреждение “Управление федеральных автомобильных дорог “Северо-Запад” (ФКУ Упрдор "Северо-Запад") Федерального дорожного агентства должно пересмотреть заявки на участие в аукционе на реконструкцию участка трассы “Россия” в районе посёлка Ям-Ижора. После этого должна быть назначена новая дата проведения торгов. Это следует из решения, принятого 14 октября комиссией Федеральной антимонопольной службы России по контролю в сфере закупок (документ находится в распоряжении 47news).
Для понимания масштаба скажем, что начальная стоимость закупки составляет около 2,8 млрд рублей. К торгам, состоявшимся 3 октября, была допущена единственная компания - “Евротрансстрой”. Ещё один участник - компания “Возрождение” - был снят на этапе рассмотрения заявок. Произошло это во второй раз с момента объявления аукциона 28 июня. В первый раз ФАС также счёл снятие неправомерным. Любопытно, что и сразу после объявления торгов ФАС своим решением заставляла заказчика вносить изменения в документацию.
В последнем случае комиссия ФАС посчитала, что аукционная комиссия заказчика “злоупотребила своими правами” неоднократно отстраняя строительную компанию “Возрождение” от участия в аукционе. Антимонопольщики также отметили, что на заседания комиссии заказчик не предоставил “каких-либо доказательств и сведений, свидетельствующих о несоответствии заявки (“Возрождения” - ред.) как документации об аукционе, так и закону о контрактной системе”. Отказ в допуске к торгам признан неправомерным.
ФАС также пришёл к выводу о том, что заказчик установил в документации об аукционе “избыточные, ненадлежащие и противоречивые требования к товарам, сведения о которых надо представить в составе заявок”. Упомянут в решении и президиум Совета при президенте России по стратегическому развитию и нацпроектом. На июльском заседании этого органа, говорилось о пресечении практики умышленного затягивания и срыва торгов, а также других злоупотреблениях в сфере закупок. К слову, аукцион на развязку в Ям-Ижоре, был объявлен за несколько дней до заседания совета, где прозвучала эта рекомендация.
Если о деталях, то причиной недопуска “Возрождения” стали типоразмеры дорожных знаков и характеристики опор освещения. Исходя из документации аукциона, типы знаков были перечислены через запятую, что согласно закону, говорит об однозначном указании одного из типоразмеров объяснили в ФАС. Это и было сделано “Возрождением”, но аукционная комиссия посчитала, что знаки нужны иные. Похожая смысловая диспозиция и по требованиям к опорам.
Предписание, выданное антимонопольщиками, говорит о том, что протокол подведения итогов аукциона должен быть отменён, а закупка переведена со стадии заключения контракта на стадию рассмотрения заявок.
Отметим, что обе компании, “Возрождение” и “Евротрансстрой”, являются одними крупнейших игроков на рынке строительства дорог. Первая, например, стала победителем в торгах на право строить развязку и обход в Мурино стоимостью более 3 млрд, а вторая отметилась на содержании кольцевой дороги в Петербурге и федеральных трасс на Северо–Западе. Не секрет также и то, что “Евротранстрой” считают одним из стабильных подрядчиков федеральных дорожников. “Возрождение” же называют “костью в горле” у федералов, поскольку компания зачастую оспаривает решение подконтрольных столице заказчиков об отстранении от участия в многомиллиардных закупках.
В ФКУ Упрдор "Северо-Запад" сообщили, что в ближайшее время, возможно, прокомментируют сложившуюся ситуацию.
Виктор Смирнов,
47news
Справка:
На трассе “Россия” в районе Ям-Ижоры к сентябрю 2023 года должна быть возведена развязка с путепроводом, отремонтирован мост через реку Ижору, а также реконструированы и построены прилегающие дороги. Строительство развязки должно облегчить тяжёлую транспортную ситуацию, не первый год складывающуюся на подъезде к Петербургу со стороны Шушар.