Мусора в Ленобласти оказалось в полтора раза больше, чем думали, а жители садоводств платить не хотят. В районах чиновники ждут “дядю-регоператора”. Но у дяди уже случился разрыв.
На заседании правительства Ленобласти 24 октября обсуждалось окончательное вхождение региона в мусорную реформу. По новым правилам уже работают Приозерский, Выборгский, Лужский и Всеволожский. Остальные 14 шагнут в новые правила по обращению с отходами 1 ноября.
- Есть проблема с низкой собираемостью в частном секторе. Есть отказы перевозчиков работать с регоператором. В Сертолово такой ушёл и забрал контейнеры. Первые три дня люди зарастали отходами, город напоминал Палермо тех времён, когда мафия не позволяла там вывозить мусор. Но у нас такое не пройдёт, - вспомнил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко недавнее погружение в реформу Всеволожского района.
По его словам, в реформу надо вкатываться плавно, а это непросто - начало придётся на выходные и праздник. Дни, когда отходов образуется больше всего.
По данным Управления по обращению с отходами, на данный момент к единой системе учёта рейсов мусоровозов через ГЛОНАСС подключено 272 грузовика, четыре полигона и один сортировочный комплекс. При этом регоператор “Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области" (УК ООЛО) столкнулся с реалиями: объём отходов в регионе по факту в полтора раза больше, чем заложенный в территориальной схеме.
Так, в Приозерском районе за апрель-сентябрь предполагалось собрать 81 тысячу кубометров, а фактически скопилось 140 тысяч. В Выборгском, в июне-сентябре, в теории было 156 тысяч кубов, а на практике получилось 231 тысяча. В Лужском, за тот же период, насобирали 68 тысяч, а думали, что будет 34. Во Всеволожском говорилось о 47 тысячах в месяц, но за неполный октябрь образовалось уже 132 тысячи. Для понимания, на основании данных в терсхеме был утверждён тариф, а от него зависит рентабельность регоператора. Или нерентабельность.
Пока же регоператор в процессе заключения договоров с транспортными компаниями. В Гатчинском уже подписан контракт со “Спецтранс №1”, в Сосновом Бору - с “Город сервис”, в Волосовском – с “Профспецтранс”. В Тихвинском, Лодейнопольском, Подпорожском готовы работать три местных перевозчика. В Кингисеппском и Сланцевском свои работать отказались, но им вроде нашли замену. В Бокситогорском приняли предложение четверо из четверых. В Кировском из семи отказался один. В Волховском из пяти - тоже один. В Тосненском контракты подписаны с четырьмя из одиннадцати, четыре подпишут на днях. В Киришском не прочь поработать трое, сообщили в УК ООЛО.
- Я против выдавливания местных перевозчиков, они платят у нас налоги. Но и когда чих-пых старый заезжает во двор так, что дышать невозможно от дизеля, тоже не должно быть, - не удержался Дрозденко.
По словам руководителя Управления по обращению с отходами Николая Борисова, отказались работать около пяти процентов перевозчиков. Что касается полигонов, то осталось подписать договор с двумя: бокситогорским “Благоустройством” и всеволожскими “Промотходами”.
Но если с транспортниками и полигонами относительно ладится, то со сборами с населения пока не очень. Особенно в частном секторе. Там средняя собираемость по больнице на уровне 19%. Так, в Лужском менее 15%, в Выборгском чуть более 17%, в Приозерском - около 30%. Если говорить о платёжной дисциплине управляющих компаний в многоквартирных домах, то в том же порядке порайонно собираемость такая: 34%, почти 50 и 60 соответственно. Там, где договоры заключены напрямую с жителями, платежи и вовсе подбираются к 90%.
Но жители многоэтажек спасают положение лишь отчасти. Разница между полученными от населения средствами и затратами на транспортировку, обработку и захоронение - кассовый разрыв - составляет 13 млн рублей в месяц. Общая задолженность на 23 октября уже достигла 131 млн. Ожидается, что с 1 ноября она будет пухнуть на 50 млн ежемесячно, прозвучало на заседании правительства со стороны регоператора. Проблема, кстати, и с юрлицами, собираемость по ним около 50%. Бизнес не платит, ссылаясь на то, что нормативы завышены.
По мнению директора УК ООЛО Николая Хасиева, причина финансовых потерь в том, что во многих населённых пунктах нет контейнерных площадок.
- Имеющиеся контейнеры зачастую изношены, а площадки требуют модернизации. Ещё одна проблема в том, что на местах думают, что мы весь мусор заберём, в том числе строительный и покрышки. Но наша зона ответственности - только твёрдые коммунальные отходы, - заявил Хасиев, добавив, что и юрлица, не имеющие своих контейнерных площадок, отказываются от заключения договоров.
По его словам, из-за отсутствия площадок регоператору приходится не брать плату с целых поселений, поскольку граждане не обязаны платить за неоказанную услугу по вывозу. Тем временем на несакционированных свалках копится мусор, который приходится убирать.
На этом месте неожиданно громко отреагировал Дрозденко, обратившись к главам администраций.
- Вы думаете, что придёт дядя-регоператор и всё уберёт? Но вы забываете, что это вы должны обеспечить доставку мусора до точки сбора, до контейнерной площадки. Почему вы смотрите, как садоводы гадят? Боитесь, что их много? Так договариваться надо. То же самое с магазинчиками и ресторанами. Это же не я и не регоператор согласовываем их размещение, это вы делаете.
По словам губернатора, к нему поступило письмо от депутатов Соснового Бора, в котором они говорят о неготовности района к вхождению в реформу и просят отложить введение новых правил ещё на год.
- Вы все помните, как на федеральном уровне высказались о Ленобласти, когда отложили вход в реформу. Мы тогда всё обосновали. А сейчас что? Стоит одна площадка 200 тысяч. Ну, если у вас так все сложно - приходите, будем решать. Менее 30% плана по установке выполнено. Мы же вам средства выделили. Вы что думаете - Марков и Москвин вам их будут устанавливать? Раньше была проблема, что денег нет. Сейчас-то что? - даже возмутился спикер.
Главы администраций районов, где реформа уже началась, на предложение губернатора высказаться, отреагировали осторожно. Лужский Юрий Намлиев удивился, откуда столь значительное увеличение количества отходов. Дрозденко, кстати, поддержал и поручил перепроверить методом выборочной видеофиксации.
- А то у нас информация поступает как от партизан в ставку, сколько поездов под откос пустили. То ли так это, то ли нет, - сравнил Дрозденко.
Выборгский Геннадий Орлов завёл старую песню о том, что корень добра в информировании граждан. Бокситогорский Сергей Мухин сказал, что против расширения районного полигона. Ему, впрочем, ответили, что и старого хватит на четыре года. А новый председатель комитета по культуре Владимир Цой предложил провести конкурс на нестандартные контейнерные площадки и отдать на растерзание свой бывший депутатский фонд
Финансовому вице-губернатору Роману Маркову было поручено подумать над активизацией работы по взиманию платежей через "Единый информационно-расчётный центр". Он в ответ лаконично сделал вывод, что это единственная возможность.
А Николай Борисов показал, о чём сыр-бор с контейнерными площадками, и представил построенную за счет субсидии правительства.
- У нас некоторые остановки хуже выглядят, - отреагировал Дрозденко.
Виктор Смирнов,
47news
фото Майкл Огнев