Декларации, поданные по закону об амнистии капиталов, не могут использоваться как доказательства в уголовных делах, а доступ к ним силовиков должен быть закрыт, разъяснил президиум Верховного суда РФ.
Напомним, что судья Ботин отказался передать жалобу адвокатов Израйлита на изъятие спецдекларации в кассационную инстанцию. Дело Израйлита стало первым случаем использования амнистии капиталов против бизнеса. ФСБ изъяла специальную декларацию бизнесмена в центральном аппарате ФНС. На основании документов и было возбуждено дело против Израйлита. Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал этот прецедент "прямой угрозой амнистии капиталов".
"Установлен абсолютный запрет ... на использование в качестве основания для возбуждения уголовного дела или в качестве доказательства по уголовному делу факта предоставления декларации [об амнистии капиталов]", - сказано в разъяснении.
Верховный суд признал информацию из таких деклараций налоговой тайной, сообщает РИА Новости.
"Иные государственные или негосударственные органы и организации [кроме Федеральной налоговой службы] не вправе получать доступ к таким сведениям и документам, в том числе и на основании судебного решения", - поясняет ВС РФ.
Только сам декларант может истребовать эти данные и приобщить их к делу, если пожелает. Все коллизии между законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и законом об амнистии капиталов должны решаться в пользу последнего, разъяснил Верховный суд.
Амнистия капиталов проходит в России с 2015 года в несколько этапов, в минувшем июне стартовал третий. В ее рамках россияне могут задекларировать активы за рубежом, о которых они держали в неведении российские налоговые органы, и избежать любой ответственности, в том числе уголовной.
Напомним, что находящийся под следствием совладелец компании "Усть-Луга" Валерий Израйлит добивается возбуждения уголовного дела против следователей ФСБ из-за разглашения сведений его декларации об амнистии капиталов. Заявление направлено в военно-следственный отдел СК России по Санкт-Петербургскому гарнизону.
Израйлит находится под арестом с декабря 2016 года. В отношении него расследуют уголовное дело о хищениях при строительстве порта Усть-Луга. Общий ущерб следствие оценило в 202 млн руб. Дополнительно "Транснефть" подала гражданский иск об ущербе в 3,4 млрд руб.