Выборы в Шлиссельбурге запомнятся: тут покупали и продавали голоса так часто, что никто не понял, за кем победа. На рынке давали дедушкам, на мостике - бабушкам. Похоже, здесь все тронулись.
Серый Шлиссельбург в воскресенье, 15 декабря, превратился в политическую точку на карте России. Здесь проходили досрочные выборы в совет депутатов. Как мы говорили, на 16 мандатов претендует сотня кандидатов.
Город весьма компактный, да и избирателей всего 12 тысяч, участков и вовсе четыре штуки. Громче всех уже с утра прозвенел тот, что расположен в Доме культуры "Невский". Здесь провалилась инновация с комплексом обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Техника захандрила: во время теста выдала цифры, показывающие, как с помощью одного внесенного бюллетеня конкретные фамилии могут получить сразу пять голосов.
Тут баллотируется нынешний мэр, выигравший выборы в июне 2018 года, Владимир Номеров. Тогда он шел от КПРФ, но с тех пор красные успели с ним распрощаться. Есть версия, что ошибка была заранее вложена в механизм. В случае, если Номеров победит, результаты можно тут же признать недействительными, добиться их пересчета, а какие бумаги появятся в сейфе, одним урнам известно. В итоге обещали пересчитать вручную.
Сам бывший боксер, а ныне мэр вальяжно раскинулся на скамейке и начал давать советы журналисту 47news, с кем и как лучше пообщаться. Конечно, для достижения идеалов общей демократии, а не его личных.
- Вы забыли, как вас пять лет назад сняли с выборов после нашей статьи, а вечером вы угрожали меня похоронить, видимо, по нетрезвости? – напомнил автор. Чтобы не держать за пазухой.
- Я вообще не пью, - ответил мэр.
В его версии выходило, что статья на 47news ему действительно запомнилась, не понравилась, но угроз не признал, потому и извиняться не стал.
- Мужчина, опускающийся до угроз женщине, и идет во власть - это дёшево, - все же добавила я.
- Я бы давно забыла, - погладила мэра по коленке рядом сидящая женщина, видимо, жена.
Поднимать культуру выборов поставили волонтеров Победы. Чьей победы - узнать было тяжело, ведь важное дело поручили школьникам, надев на них белые курточки с символикой. Они открывали и закрывали двери, и на этом миссия заканчивалась. Иногда улыбались особым гостям вроде чихуахуа Степочки, засунутого подмышку хозяина.
К дню голосования тут вообще подготовились серьезно, и даже пригнали два автобуса в качестве резервного участка. Желтый с надписью "Дети" и белый без надписи. Как объяснили, на случай заминирования, отключения света и прочих форсмажорных неприятностей.
Перед зданием средней школы, как, впрочем, перед всеми остальными участками, легко можно было заметить странных мужчин, группирующихся в кучки. Необычны они наружностью, выдающей опыт жизни в девяностых. Как рассказал один из кировских активистов, Гига, их роль сводится к вылавливанию, так сказать, асоциальных элементов, и проводам их за ближайший угол.
- Я к одному алкашу подошел, спросил, сфоткал ли он бюллетень. Сказал, что да, я предложил сесть в машину расплатиться. Спросил, где у них место сбора, оказалось, на стоянке у пиццерии "Додо". Поехали туда, там на меня наорали восточные люди, потребовали убрать камеру, - описал он.
Не поленился, вызвал полицию. Приехали два майора. Чуть ли не мгновенно. С внимательным видом, прямо при журналистах, записали сказанное. Таких историй собирается множество, если прислушаться к мнению кандидатов. Причем кто в пользу кого покупает - "Единая Россия", КПРФ или самовыдвиженцы - непонятно. Чаще всего в этих разговорах произносятся фамилии единоросса Максима Лашкова и Владимира Номерова.
Также на выходе - суетливые ребята, весьма охотно желающие помочь одиноким старушкам. В дверях музыкальной школы зафиксировали двоих, лаской напавших на одну с палочкой. Повели ее через мостик, что, кстати, к вечеру стал фигурировать как точка выдачи денег. Другой такой же повезло меньше и пришлось ковылять одной.
Одним из мест сбора становится рынок. Зафиксировано, как один из мужчин, примелькавшихся в ходе избирательных кампаний, останавливается с дедом и сует ему в руки купюры, вроде, тысячи две с половиной. Локация признана удачно выбранной, ведь здесь точно некому предъявлять, за что отдаешь деньги - за голос или купленную утварь.
На фоне этой информации не возникает вопросов к толпе, оккупировавшей помещение для голосования той же школы. Кстати, всех входящих встречает изображение короля регги Боба Марли со знаком "Peace” на одной из дверей в классы. На других Деды морозы и Снегурочки, а тут сразу так.
Очередь в кабинки для голосования выстраивается как минимум человек на двадцать. Обычно такое бывает, когда маршем прибывают военные и им надо успеть до обеда. Если абстрагироваться от темы рублей, теоретически причитающихся за фотографию с верно расставленными галочками, кажется странным, отчего все эти люди стремятся именно уединиться, ведь ничто не мешает отметить нужные фамилии хоть и при всех.
От обилия тел становится жарко, и это явно давит на наблюдателей. Никакой полсотни ранее заявленных здесь не видно, а те, кого можно приметить, примостились в уголок. Им совершенно не видно, что происходит при выдаче бюллетеней, не дают ли лишнего непрописанным и не вложены ли в паспорта календарики-напоминалки с нужными фамилиями. Месиво из жаждущих проголосовать загораживает всю картинку.
Кандидат-самовыдвиженец Мораликова объясняет, что "явно были подвозы", но убедительных доказательств ни у нее, ни у сочувствующих нет.
То же самое и в музыкальной школе, где стоят скопом двадцать избирателей.
- Это все Дрозденко. Приехал, пообещал: если будем хорошо голосовать, вольёт денег. Вот народ и попер, - это гипотеза мужчины, пришедшего на участок в орденах.
Наблюдает, конечно, от коммунистов, и показывает на кандидата-единоросса, дескать, у бабуль в паспорте - шпаргалка с его фамилией.
- Так Дрозденко же вроде и полтора года назад приезжал перед выборами, что ж он такого в этот раз сказал? - уточнил журналист 47news.
Ответа у народа нет.
Старушка, еле передвигающаяся по этой земле, пересказывает желающим свою версию, а точнее - новости 47news. Так, близко к тексту, она напомнила, что губернатор не захотел заходить в администрацию, пошел есть пиццу в "Додо", пил там чай. Насчет чая мы и сами не уверены, но человек в возрасте врать не будет.
Одного из мужчин, в куртке с оранжевыми вставками на внутренней части, вспоминают наблюдатели как главного скупщика прошлого сезона. Для интереса мы ведем его до рынка, где он укрывается от внимания в местной шаверме. Деньги даёт, но продавщице - за чай и пирожок.
К пятнадцати часам явка на всех участках превышает 32%. Это значит, что на каждый пришло около тысячи человек. Столько же было в предыдущие выборы, но по итогу за весь выборный день. Тут уже версия перерастает в протестное голосование.
- А что такое протестное голосование? – интересуется тот же мужчина в орденах.
- Понимаете, любая власть административными ресурсами может привести 8%. Это бюджетники, да и просто пьющие. Чем меньше придет остальных категорий, тем больше властный контингент возьмет в итоге. Чем больше, тем власти хуже, - объяснил основы автор.
Хорошо, что разговор не зашел в плоскость "а кто у нас сегодня власть", потому что в Шлиссельбурге это года полтора как смешалось.
Уже утром будет точно понятно, продался Шлиссельбург или тронулся.
Юлия Гильмшина,
47news