47news посмотрел на мусорный рынок двух регионов. Есть на нём и надёжные из СССР, и новые формации. Мы услышали, какие риски для отрасли видит бизнес в 2020 году.   

Весь 2019 год в России звучала мелодия реформы обращения с отходами. Нередко звуки напоминали какофонию. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин в декабре и вовсе назвал ситуацию в мусорной отрасли критической. Грядущий год, по ощущениям, простым тоже не будет. Тем временем, компании-перевозчики на этом рынке сворачиваться не собираются, а некоторые конструируют серьёзные планы. 47news посмотрел на основных игроков.

Патриарх

Пожалуй, самое тяжеловесное предприятие “Автопарк №1 “Спецтранс”, судя по информации на сайте, отсчитывает свою историю с 1934 года. Как сообщается, нечистоты тогда вывозились конным транспортом в 400-литровых бочках. С середины прошлого века стало именоваться “Автопарк №1”. Современное название и акционирование пришлось на 1995 год. Сегодня работает на юге Петербурга и в Ленобласти. Помимо вывоза отходов, предприятие занимается  изготовлением, модернизацией и переоборудованием техники для вывоза и переработки отходов. Кстати, производство создано на базе каретных мастерских, основанных в Петербурге в 1897 году. “Автопарк №1 “Спецтранс” владеет также комплексом автоматизированной сортировки и переработки мусора. 

Компанию называют флотом с гаванью. Прежде всего потому, что помимо подвижного состава из примерно четырёхсот мусоровозов она владеет полигоном "Новый Свет-ЭКО" в Гатчинском районе Ленобласти. Площадку не раз торпедировали экоактивисты. Планировалось, что, исчерпав мощности, полигон прекратит работу в следующем году. Но, как выяснилось, компания представила “Российскому экологическому оператору” проект линий обработки мусора на территории полигона и прошла первичный отбор.  Предприятие также борется за статус регоператора на юге Петербурга, где обслуживает большую часть жилого фонда.

spest1.ru

По данным СПАРК-Интерфакс, оборот за прошлый год составил 2,5 млрд рублей, прибыль 150 млн, а налоги в казну города 464 млн. Примечательно, что оборот растёт из года в год. Так, в 2014-м он составлял 1,4 млрд, а в 2017 уже 2,2 млрд. В компания трудится около 1110 человек. Принадлежит она патриарху этого рынка Анатолию Язеву и его сыну Константину.

По словам Язева-старшего, работающего в отрасли 45 лет, настроение у него на следующий год самое оптимистичное. 

- Рисков никаких не вижу, в том числе и финансовых. Банки кредитуют, а законодатель, надеюсь, проблем не принесёт. Наши же усилия будут направлены на переработку мусора. Волнует только то, чтобы в городе и области осознали перспективы развития отрасли, - поделился Анатолий Язев. 

Молодой технократ

Значительно более молодое предприятие “Производственно-коммерческая фирма “Петро-Васт” на рынке с 2000 года, а прописано во Всеволожске. При этом активно работает не только в Петербурге и Ленобласти, но и перевозит отходы в Московской и Белгородской областях. В Петербурге сотрудников немногим более двухсот. Количество мусоровозов приближается к сотне. По словам опрошенных экспертов, последнее время фирма сфокусировалась на Петербурге, а высвобожденный парк техники из столицы позволяет уверенно перебивать предложения конкурентов. Например, недавно “Петро-Васт” уверенно взяла два контракта на вывоз мусора в Выборгском районе Петербурга на сумму более двухсот миллионов. Машины компании можно увидеть как в Петроградском и Курортном районах, которые полностью под “Петро-Вастом”, так и в других районах города. В Ленобласти компания работает в восьми районах. Как говорят, такая активность раздражает конкурентов с менее подвижными бизнес-конструкциями.  

В группе компаний предприятие по сбору и транспортировке отходов. По примерным оценкам занимает 20 процентов рынка Петербурга и 10% в Ленобласти. В группу входит ООО “Эковаст”, специализирующееся на сортировке и обработке отходов в Петербурге. Площадка запущена в 2017 году. В пул компаний входит также ООО “ПМВК”, которое занимается изготовлением и продажей контейнеров и контейнерных площадок. Оно же представляет в России финского производителя этой продукции. Совместно с другими финскими партнёрами коммерсанты производят и монтируют оборудование для мусоровозов.   

Среди технологических новаций в арсенале “Петро-Васта” система радиочастотного контроля при сборе и вывозе отходов. Речь о контейнерах, оснащённых электронными метками для считывания информации о том, где находится контейнер и когда он был перевёрнут при разгрузке. На мусоровозах установлены также экосканеры для фиксации места, времени и объёма оказываемых услуг, а также фотофиксации. Все машины, что редкость для рынка, “Скания” и “Вольво”.

Из тех направлений, что на слуху, “Петро-Васт” предлагает рынку внедрение раздельного сбора отходов. По данным компании, в Петербурге уже установлено более пятисот контейнеров для сбора того, что может стать вторичным сырьём для переработки. Также в парке перевозчика малогабаритные мусоровозы, что актуально для узких дворов-колодцев города.

Выручка приближается к полутора миллиардам рублей. При этом очевидна динамика, в прошлом году оборот составлял около 900 млн, прибыль 17 млн. Сумма заплаченных налогов составила 75 млн. Принадлежит компания Дмитрию Владову, Александру Желиба и Вячеславу Никитичу. Их имена известны лишь профильным специалистам.

Гендиректор “Петро-Васт” Анна Саламатова считает, что основной риск для отрасли в Петербурге и Ленобласти может быть заключён в поспешности, с которой власти принялись за мусорную реформу.

- Скоропостижное, я бы так сказала, начало работы регоператора может привести к позитинвным изменениям. Но только если движения будут последовательными. А может случиться так, что наспех проведённый конкурс выбросит за борт мелких перевозчиков. После этого все их совокупные мощности сместятся в серую зону. Это обернётся и демпингом и мусором в лесах, - считает Саламатова.    

Человек из СССР

Ещё один тяжеловес из советского прошлого, компания “Автопарк №6 Спецтранс”. “С 1974 года является крупнейшим автотранспортным предприятием, специализирующимся на вывозе отходов в Ленинграде - Петербурге”, - говорит само о себе предприятие. Основное направление деятельности именно это. В штате около 600 сотрудников. Помимо вывоза отходов шестой спецтранс продвигает направления “спецтехника” и “контейнерное хозяйство”, а также ремонт грузовиков. В наличии даже авторизованный центр КамАЗа. Был даже некий “Центр экологического образования "Спецтранс", но сейчас он не работает.

В ареале “Автопарк №6 Спецтранс” вывоз мусора из семи районов города: Выборгский, Центральный, Калининский, Красногвардейский, Невский и Приморский. Среди заметных госзаказчиков Эрмитаж, Русский музей, Большой Санкт-Петербургский цирк и генконсульство Великобритании.

При обороте 1,8 млрд рублей за прошлый год, прибыль компании составила 16 млн. Фискальная нагрузка составила 214 млн. По данным СПАРК-Интерфакс, компания принадлежит шести физлицам. Алексею Коновалову и Андрею Чеснокову принадлежит по 18%.

www.sp6.ru

Из громких инициатив последних лет было намерение шестого спецтранса построить технопарк "Экологическая альтернатива" на севере Петербурга.  В его состав должен был войти завод по мусоросжиганию. В 2017 году инвестору был передан участок в 114 тысяч квадратных метров в поселке Левашово, но строительству воспротивилась общественность.

Гендиректор “Автопарк №6 Спецтранс” Сергей Глухов основной проблемой считает отсутствие достаточного места для складирования отходов.

- Единственный вопрос, где захоранивать и где перерабатывать. Если за двести километров, то просто денег не хватит на такое плечо. При этом поднимать плату для населения власть не будет по политическим мотивам. Новая терсхема размещения отходов тоже не подспорье, чтобы построить полигон нужно два-три года. А до этого куда возить? - задаётся вопросом Глухов.

Середняк оригинальный

Ещё один крупный перевозчик с областной пропиской ООО “Эко Ленд”. Парк перевозчика насчитывает более 100 единиц техники от небольших пухтовозов до больших автопрессов. “Работаем с любыми объемами”, - обещают коммерсанты. Фирма занимается и обработкой. В арсенале две линии сортировки в Ломоносовском районе мощностью 130 тысяч тонн в год. Заявлено, что более 65% мусора уходит на вторичное производство. Реализация вторсырья является одним из направлений бизнеса. В номенклатуре - стеклобой, макулатура и картон, пластик, полиэтилен и полипропилен Среди услуг можно найти, например, избавление от несанкционированной свалки.

скриншот с сайта

ekolendspb.ru/tehnika

По данным СПАРК-Интерфакс, оборот за прошлый год составил 307 млн, прибыль 4,3 млн. Налогов уплачено 18 млн. Отметим, что “Эко Ленд” работает в коллаборации с компанией “Эко Плант”. У фирм один и тот же директор Вячеслав Кукушкин и учредитель Владислав Головатый. У предприятия полигон в деревне Куньголово Тосненского района. Ранее появлялась информация о том, что фирма планирует построить полигон в Ушаках, но она была опровергнута властями Ленобласти.   

Связаться с директором компаний не удалось. Из заметных заявлений “Эко Ленда” можно, пожалуй, вспомнить реплику директора по развитию Александра Попова.

"Для компании "Эко Лэнд" раздельный сбор отходов не является актуальным. Но  требования законодательства РФ и местного уровня, мода на раздельный сбор среди населения  вынуждают наше предприятие заниматься двойной работой и затратами на организацию РСО во дворах, на мусоросборниках. При этом  мусоровоз, забирающий мусор, вытряхивает в себя же и контейнер РСО", – рассказывал он коллегам с "Фонтанки" в минувшем августе

Если же в целом о грядущем вхождении Петербурга в мусорную реформу, то опрошенных экспертов прежде всего смущает установленный тариф 3 670 рублей (без  НДС) за тонну отходов. Беглый подсчёт показывает, что перевозка и захоронение на полигонах обойдётся почти во всю эту сумму. При этом, по каким-то причинам, в тариф не заложена сортировка, что идёт в разрез и со смыслом реформы, и с планами Смольного построить более десятка сортировочных станций. Таким образом, 2020 год, если в нём стартуют новые правила обращения с отходами, может превратиться для городских перевозчиков в ралли на выживаемость.

 

Виктор Смирнов,
47news