Ленинградская область и в этом году продолжит борьбу с бездорожьем. Неравный бой идет уже не первый год и все время с переменным успехом. И в то время, когда дорожники соседнего Петербурга заявляют о своей безоговорчной победе, утверждая, что более 70% улиц города находится в хорошем состоянии, их областные коллеги, в свою очередь, рапортуют о 1600 километрах аварийных трасс. Впрочем, чиновники уверяют, что не намерены сидеть, сложа руки: на последнем совещании они обнародовали свои - весьма масштабные - планы на строительство и ремонт дорог на 2008 год.


Проблема дорог Ленинградской области, как водится, в первую очередь денежная. Для сравнения: если комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга в 2008 году должен освоить 40 миллиардов рублей (большая часть которых уйдёт именно на строительство новых дорог и ремонт имеющихся), то в области эта сумма равна лишь 5 миллиардам рублей. Из них 3 миллиарда - федеральных. За счет федеральных денег в 2008 году планируется провести реконструкцию Дороги Жизни от Санкт-Петербурга до Всеволожска, дороги Лодейное Поле-Вытегра (2-19 км), подъезда к порту Высоцк на дороге Зеленогорск – Приморск-Выборг. Продолжится также строительство участков автодороги Скотное – Магистральная (кстати, 6 марта постановлением правительства РФ эта трасса перешла в федеральное ведение).


На текущий ремонт уже имеющихся дорог в Ленобласти уйдет примерно 800 миллионов рублей. Напомним, это при том, что в регионе в целом сейчас зарегистрировано порядка 1600 километров аварийных дорог. Сверимся с петербургскими показателями: в городе на ремонт всего пяти улиц в этот же период будет потрачено примерно 100 миллионов рублей.


Кроме того, по словам председателя комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области Михаила Козьминых, на сегодняшний день есть договор подряда с федеральными властями, в соответствии с которым 300 миллионов комитет вынужден отдать на стройки, которые, хотя и не считаются аварийными, однако в силу постановления правительства должны быть выполнены в этом году. Так в 2008 году будет сделан подъезд к Первомайску, дорога на Сухое и проезд «Волхов-Бабино-Иса». «В этом перечне есть объект достаточно серьёзный - это город Кировск. Мы наведём там порядок. На сегодняшний день там вся сметная стоимость 180 миллионов, в этом году мы даём 110 миллионов. Это дорога регионального значения, которая проходит по самому городу Кировску», - сообщил Михаил Козьминых. На работы по строительству асфальтного покрытия на базе гравийно-щебеночных дорог в этом году будет направлено 88 миллионов рублей - эти дороги находятся в Приозерском и Подпорожском районах.


На сегодняшний день из бюджета области на содержание и ремонт автодорог выделяется около 2 млрд. рублей. Планируется отремонтировать около 250 км трасс. На проведенном в четверг, 13 марта, совещании Михаил Козьминых также сообщил, что ими подготовлена адресная программа по ремонту дорог на сумму в 1 миллиард рублей. В программе отмечены все участки дорог, на которые жаловалось население местным депутатам и главам администраций, в нее включены все районы области. Пока адресная программа не подписана главой региона, а только представлена губернатору для рассмотрения. Если же документ будут одобрен, то появится возможность сделать порядка 500-600 км дорожных покрытий, считает председатель "дорожного" комитета. В планах на этот год - ремонт основных выходов из Санкт-Петербурга –участков дорог  в районе Девяткино, Большой Ижоры,  Парголово-Огоньки, дороги на Приозерск у подъезда к Сосново и ряда других. Если же будет принято решение о дополнительном финансировании в 1 млрд. рублей - областные дорожники летом отремонтируют все аварийные участки.


Главам районных администраций губернатор Валерий Сердюков порекомендовали не забывать вкладывать муниципальные средства в содержание, строительство и реконструкцию дорог, а не рассчитывать только на областные средства. «Даже 15 процентов транспортного налога, которые получают муниципалитеты, не у всех использованы на ремонт дорог», - заметил глава региона.


Причин столь неудовлетворительного состояния дорог Ленобласти называют сразу несколько. И в первую очередь - погодные условия: по словам специалистов, из-за отсутствия морозной погоды грунт под дорожным покрытием не "схватывается" глубоко морозом и не твердеет - он почти все время влажный, вследствие чего происходит его продавливание и разрушение дорожного полотна. "Способствуют" разрушению дорог и перепады температуры.


Второй основной причиной представители "дорожного" комитета считают так называемые «недоремонты». Кроме того, в результате мониторинга выяснилось, что из всей протяженности разбитых дорог 810 км трасс ведет непосредственно к местам добычи природных ресурсов - в основном, карьерам и местам лесодобычи. Тяжело груженые машины, постоянно следующие одними и теми же маршрутами, разбивают дорожное покрытие на этих трассах. По мнению губернатора - а он предложил комитету по дорожному хозяйству даже подготовить проект соответствующего областного закона - тяжелый грузовой и транзитный транспорт, не должен ездить в населенных пунктах,  необходимо разрабатывать специальные объездные маршруты для таких машин.


А вообще дороги Ленобласти, мощность которых рассчитывалась еще в 60-70 годах, сегодня просто не выдерживают увеличившейся в разы транспортной нагрузки. Поэтому без реконструкции и строительства новых полос, дорожных покрытий обойтись также нельзя.


Ремонт планируется начать после традиционной весенней "просушки": с 20 марта по 15 мая (это пока ориентировочные сроки) на нее должны закрыться не только региональные, но и федеральные дороги. В этом году подобное одновременное закрытие будет опробовано в первый раз. В указанные дни тяжелый грузовой транспорт сможет ездить по области только по специальным разрешениям - пропускам, выдаваемым областным и Северо-Западным автодорожными управлениями. На время весенней распутицы, чтобы сохранить дорожное полотно, движение грузового транспорта по дорогам Ленинградской области будет ограничено.


Ещё одна «новинка» - в 2008 году несколько частных организаций построят и отремонтируют дороги за свой счёт. Так, областью было подписано соглашение с «Газпромом», в соответствии с которым последний выделит 401 миллиона рублей на восстановление дорог по прохождению северо-европейского газопровода. До конца марта будет перечислен 271 миллион рублей на первую очередь работ, остальные поступят в 2009 году. Газопровод проходит через Бокситогорский и Тихвинский район.


Вторыми инвесторами станут «ЛАЭС-2», за их счёт ещё до начала строительства основного объекта предприятия были восстановлены несколько улиц в Сосновом Бору и 2 подхода к карьерам. «Кроме того, мы договорились о строительстве обхода города за счёт «ЛАЭС-2», сообщил Михаил Козьминых. Ещё две организации-инвестора - «Nokian Tyres» и «Ford», расположенные в районе железнодорожной станции «Кирпичный завод». По словам Козьминых в этом году будет заключён договор, в соответствии с которым эти предприятия выделят в областной бюджет своеобразный беспроцентный кредит на 2 года, за счёт него будут восстановлены дороги в районе расположения заводов.



Александр Фролов

Людмила Петрова