Треть районов Ленобласти бойкотируют волю Кремля встать на рельсы социальной коммуникации. У примкнувших же – храмы и труд во благо. Их представления о себе не спасает случайная манная каша и пижама.

В первый рабочий день нового года центр социальных инноваций "Чёрный куб" (есть на Дальнем Востоке и такой) опубликовал рейтинг аккаунтов глав субъектов в социальных сетях, расставив их согласно "живости". Учитывалось, насколько часто руководителю региона ставят лайки и как много комментариев под постами. Замеры проводились по последним десяти публикациям.

Лидерство по яркости страничек в Instagram среди российских глав принадлежит руководителям Чечни и Башкирии - соответственно, Рамзану Кадырову и Радию Хабирову. Вторым в стране, если брать Vk.com, стал губернатор Санкт-Петербурга Беглов, уступивший первенство тому же Хабирову. Губернатор Ленобласти Дрозденко находится на третьей строчке среди коллег по Северо-Западу со своей страницей в Instagram, и на двадцать пятой в России — с Vk.com. Это, кстати, при том, что Беглов мало имеет отношения к личному продвижению, а Дрозденко в Instagram даже ругается с читателями.

Ни для кого не секрет, и это отмечают в "Чёрном кубе", что ведение страниц в соцсетях - не личная блажь отдельных чиновников, а результат указаний из администрации президента. В конце 2018 года там было решено приблизить глав субъектов к людям. Я бы сказала, к массам. Вертикаль на то и вертикаль, что к началу 2020 года освоить этот вид связи должны были и остальные звенья власти. В ноябре Александр Дрозденко высказал уже своё, как бы это назвать, - пожелание: руководители районов должны обзавестись своими страницами.

Посчитав, что два месяца — приличный срок для освоения интернет-пространства, 47news изучил известные аккаунты глав администраций районов в Instagram. Для чистоты эксперимента искали произведения социального искусства без применения государственного ресурса. То есть просто вбивали нужные фамилии в поиске, либо искали одних в подписчиках у других.

Судя по всему, чужды технологии главам администраций трети районов: Волосовского, Киришского, Лодейнопольского, Ломоносовского, Тихвинского, Подпорожского и Соснового Бора. Ну и Москва не сразу похорошела.

Главное, что бросается в глаза даже при беглом просмотре — насколько ведение аккаунтов их хозяева считают обязаловкой. Очевидная цель эксперимента — показать душу внутри пиджаков. Но многие явно уверены, что, наоборот, должны представить на суд миру не настоящих себя. Этакое представление о том, как правильно себя представлять.

Очевидный перекос наблюдается у главы администрации Выборгского района Геннадия Орлова. До объявления всеобщей инстаграмизации он вёл страницу как обычный дед. Публиковал фотографии внуков, себя в кепке с рыбкой, рыбку на удочке. Подписывал это дело записями провинциальными, но приятными:  "Идеальные выходные — это рыбалка". С ноября же началось: "Орлов на фоне флага", "Орлов сидит за столом", "Орлов стоит у стола", "Орлов и ёлка", "Орлов и супруга". Ореол приличного муниципала подкрепляет многотонными сообщениями, куда звонить в случае необходимости убрать снег и как он сердечно рад всех поздравить с наступающими и прошедшими. В этом контексте я бы предложила плакат: "Орлов подписывает важные бумаги, он по ночам думает он нас".

Ни тебе шуток про авторитетных выборгских, ни анекдотов про финнов, ни таинственных побасенок про замок.

Явно сбили с толку разнарядкой и главу администрации Бокситогорского района Сергея Мухина. Было же у него в ленте много котиков и снегоходов. Теперь же — сплошные совещания и кабинеты. На том же уровне - тяга к открытости у главы администрации Гатчинского района Людмилы Нещадим. В её аккаунте ни к чему не обязывающие цветочки, ёлочки, храмы, да и мелькающая символика "Единой России".

Вообще, показать своё приобщение к вечному словно является неизменным правилом для чиновничьих сетей. Некоторые пытаются выделяться. Глава администрации Приозерского района Александр Соклаков выставил фотографию не только Коневского монастыря, но и владыки Игнатия с крестом. Плюс многочисленные отчёты о явлении снеговиков детворе, новом танке в музее под отрытым небом, концертах самодеятельности в доме культуры. Почти тот же набор, за исключением религиозных моментов - у главы администрации  Кингисеппского района Юрия Запалатского. Ёлка, шарик, сцена, рабочий кабинет, кабинет, ещё раз кабинет. Аналогично - у главы администрации Сланцевского района Марины Чистовой. Разве что разбавляет картину фотография с сыном, который, впрочем, в силу подросткового возраста уже не так умиляет.

Скучнее всего дела обстоят у главы администрации Тосненского района Андрея Клементьева. Чекист в недавнем прошлом, накрыл колпаком он и рассказы о себе. Из его аккаунта можно узнать только о прошедшей встрече с десятком местных журналистов и о том, что наступил Новый год. Это важно и неожиданно. Неизвестно, пробила бы полночь без этой цепочки событий, но, судя по испуганному выражению лица чиновника на фотографиях, сам он в этом не уверен. Ведь Путина по телевизору еще не слушал.

Фото: скриншот из Instagram Андрея Клементьева

Списывать на профессиональную закалку не стоит, все же его коллега по предыдущей службе, а ныне глава муниыипального образования Кировского района Андрей Гардашников пытается выйти из образа. Выручают дети: можно выложить карточки, как читаешь в пижаме им сказку на ночь, лепишь с ними снеговика или ходишь на концерт. Кстати, его пижама - пожалуй, самое человеческое в этом ряду отсутствия откровений. Без этого останется сплошной официоз с совещаний, выборов, перерезаний ленточек, вручений дипломов. А Кировский район пронизан историей, и там постоянно кипят политические баталии.

Так уж устроен, что пытается не быть как все глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский. На самом деле он раньше губернатора залез в интернет-дебри, заведя страницу. Но не угадал и ушёл во "Вконтакте", где публикует важные, на его взгляд, сообщения из жизни подведомственной территории. Правда, восклицательных знаков так много, что без особого интереса вникать в бравурные посты не хочется. Из всего потока лично автору запомнился лишь факт о юности Низовского — в детском саду он не любил манную кашу из-за комочков. Instagram ему явно нравится меньше - здесь только десяток фотографий с совещаний. И один упавший самолёт

Фото: скриншот из Instagram Андрея Низовского

Явно занимается поиском себя глава администрации Лужского района Юрий Намлиев. Как ещё можно понять многочисленное выставление на публику эпизодов его добрых дел. Вот он подарил игрушку малышу из Дома малютки, вот подсел в автобус со Снегурочкой для создания праздничного настроения, вот они с сыном поучаствовали в "Ёлке желаний" и подарили мольберт с красками маленькой девочке.

Фото: скриншот из Instagram Юрия Намлиева

Вообще, акция, когда чиновник снимает с ёлки шарик с запиской от юного жителя и исполняет его несложную мечту, тоже перешла по наследству муниципалам от губернатора. К примеру, глава администрации Волховского района Алексей Брицун отчитался о купленной для девочки из Тихвина кукле, умеющей разговаривать и делать зарядку.

Кажется, Брицун пока единственный, кто готов использовать социальные сети по их прямому назначению. Чуть ли не каждый день он публикует себя в разных позах: после операции на спине, в бане, на кровати с вытянутыми руками. Показывает, как лазает по канавам в поисках прорванного участка трубы, плавает в бассейне, ковыряется в развалинах. Не факт, что и эти кадры не показные, но, по крайней мере, за ними видна личность.

Для статистики, конечно, важны цифры, а не наполнение. Так что хоть так, но в Москву можно направить рапорт: Ленинградская область социальные сети пусть не досрочно, но освоила.

Юлия Гильмшина,
47news