Петербург и Ленобласть заходят в мусорный тупик: суд рассмотрит остановку основной для города площадки по сортировке отходов. А в области экспертиза притормозила реконструкцию полигона.

Всеволожский суд 29 января рассмотрит иск Роспотребнадзора Ленобласти к государственному унитарному предприятию Петербурга "Завод по механизированной переработке бытовых отходов"(МПБО-2) в деревне Янино Всеволожского района. Ведомство требует привести в должное санитарное состояние площадку для складирования мусора. Тот же суд в ближайшее время рассмотрит документы Роспотребнадзора о приостановке деятельности завода на 90 дней.

После проведённой в декабре проверки в окрестностях было зафиксировано превышение содержания в воздухе предельно допустимой нормы трихлорметана (хлороформа). Выделяют его отходы, складированные на территории завода. Учитывая, что рядом находятся жилые дома, а запах стоит, мягко говоря, неприятный, понятна и причина многочисленных обращений местных жителей, ставшая поводом для проверки.

МПБО-2 принимает и сортирует мусор из Петербурга. Предприятие выбрано регоператором северной части Петербурга, но к работе в этом качестве не приступило из-за пресловутой отсрочки, данной городу для вступления в мусорную реформу. При этом участники рынка оценивают состояние госпредприятия как крайне слабое. Если бы функции регоператора пришлось выполнять прямо сейчас, закончилось бы это печально, считает один из опрошенных бизнесменов. Отметим, что площадок для сортировки отходов у города всего две - та, что сейчас под угрозой приостановки, и филиал того же МПБО на Волхонском шоссе.

Для понимания, после сортировки отходы отправляются на полигоны Ленобласти. Сегодняшнее скопление мусора в Янино в Роспотребнадзоре называют критическим нарушением логистики - отходы свозятся, но не вывозятся.

- Завод считает то, что у него складировано, компостом, который якобы можно вывозить в поля. С нашей точки зрения, подкреплённой исследованиями, это отходы. Не говоря уже о том, что мы намеряли в атмосферном воздухе. Обычно запах - это субъективная история, но в этом случае загрязнение подтверждено объективными данными, - рассказала руководитель областного Роспотребнадзора Ольга Историк.

Отметим, что отходы с МБПО-2 по логике должны вывозиться на ближайший полигон “Северная Самарка”, но, как говорят, последние три месяца этого по каким-то причинам не происходит.

Директор МБПО-2 Тихон Шмелёв сообщил 47news, что предприятие будет оспаривать выводы Роспотребнадзора в судебном порядке.

- Что касается слухов о том, что не вывозим, это не соответствует действительности. Всё вывозится в плановом режиме, - ответил он, но не смог уточнить на какой из полигонов, ограничившись ремаркой - один из полигонов Ленобласти. Не смог Шмелёв назвать и количество принимаемых из города отходов за год.

Нельзя здесь не вспомнить, что губернатор Александр Беглов недавно анонсировал активацию мусорной реформы несмотря на отсрочку. Произошло это после вопроса 47news Владимиру Путину на ежегодной пресс-конференции. Впрочем, по словам собеседников нашего издания в Смольном, конкретики пока нет. К слову, в недавно опубликованной территориальной схеме журналисты нашли очевидные ошибки. В канву к этому спящий регоператор МПБО-2 торпедируют в судах, оспаривая его статус. Если учесть, что приостановит работу одна из двух площадок, то перспективы вхождения в реформу и вовсе тупиковые.

Новости о продвижении реформы в Ленобласти тоже не радужные. По данным 47news, 27 декабря Росприроднадзор по Северо-Западу, который в прошлом ноябре возглавил экс-председатель комитета госэконадзора Ленобласти Михаил Козьминых, вернул на доработку проект реконструкции полигона под Кингисеппом. Предполагается, что после расширения и модернизации он будет принимать твёрдые коммунальные отходы из Кингисеппского, Сланцевского и Волосовского районов. Там же планируется работа мусоросортировочного комплекса мощностью 40 тысяч тонн в год.

Претензии Росприроднадзора, судя по словам сотрудников ведомства, носят технический характер. Так, требуется получить заключение на перевод земель нового участка не только в промышленные, но и с пометкой "под полигон". Необходимо также уточнить формулировки. Например, к отсутствию на территории объектов культурного наследия и, на минуточку, “приаэродромных территорий”. Необходимо также прояснить не только параметры выбросов самого полигона, но и его очистных.

- В проекте эти данные у них есть, просто информация внесена не во все разделы. Есть и требования к бытовым отходам, генерируемым при строительстве и работе административного здания - того же мусора из офисных корзин, - отметил один из чиновников.

Ещё одна претензия, как выяснилось, математическая. Касается она затрат на исследования, заложенные в проект. Упоминаются в отзыве на проект и вопросы к соблюдению принципов гласности при обсуждении проекта. Речь, видимо, об общественных слушаниях, новости о которых в прошлом году заполонили повестку  вплоть до выезда активистов на полигон и митингов.

В “Управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области”, которая является регоператором в области, оптимистично сообщили, что получение подобных замечаний - рабочий процесс.

- Это промежуточный этап. В феврале-марте будем подаваться на экспертизу со всеми материалами, устраняющими замечания. Мы по-прежнему уверены, что реконструкция с использованием современных технологий решит проблему негативного воздействия на окружающую среду старого объекта, - считают в компании.

Если в целом на данный момент о ситуации в городе и области, то очевиден вектор: общественность выступает против объектов инфраструктуры по складированию и переработке отходов. Причём неважно, идёт ли речь о реальном загрязнении или о планах по строительству. В январе уже прошли митинги в Петергофе и Ломоносове.

Власть, безусловно, ловит сигналы и старается реагировать санкциями в отношении участников рынка. Например, недавно на эту тему слегка противоречиво выступила прокуратура Ленобласти, чуть ли не запретив полигонам области принимать мусор из города. В Ленобласти напряжение обусловлено, в частности, предстоящими выборами губернатора, а в городе обещаниями Александра Беглова разрешить ситуацию с площадками по сортировке и переработке. Усугубляет и то, что между двумя регионами до сих пор не налажен диалог о синхронизации усилий - стороны ссылаются на давно неактуальное рамочное соглашение от 2017 года, и на этом разговор затухает, знает один из собеседников на Суворовском, 67.

Тем временем, не секрет, что над головами регионов уже раздаются реплики из столицы о пробуксовке мусорной реформы. Так, министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин в конце года призвал регионы принять меры для стабилизации ситуации в отрасли обращения с отходами со словами “Ситуация в мусорной отрасли критическая”. О необходимости мусорной реформы не раз настойчиво говорил Владимир Путин.

 

Виктор Смирнов,
47news