Тысячи подпорожцев на годы останутся в изоляции, как только закроется единственная переправа через плотину гидроэлектростанции ТГК-1. Мост за миллиарды экстренно строят в надежде на деньги Москвы, но он не подоспеет. Объезд - через Карелию.​

До конца января правительство Ленобласти обратится в Минтранс с просьбой о выделении 230 млн рублей на софинансирование строительства моста через Свирь в городе Подпорожье. Общая стоимость переправы 3,6 млрд рублей. 17-тысячный райцентр разделён рекой на большую и меньшую части. За последней ещё несколько поселений, в том числе посёлок Никольский. Если в душах, то на той стороне живёт примерно 7 тысяч. Разговоры о том, что мост нужен - идут лет двадцать. Исторически же машины и пешеходы перемещаются через Свирь по технологическому проезду Верхне-Свирской гидроэлектростанции.

ГЭС была построена в середине прошлого века. Физический износ строения давно понятен. В особенности пролетных строений, дорожного полотна и опор. Ещё несколько лет назад Ростехнадзор предписал владельцу - ТГК-1 - провести реконструкцию. 

Собственно, до неё дело и дошло. В сентябре прошлого года Главгосэкспертиза одобрила проект. Работы начнутся в первом квартале 2021 года и продолжатся почти год, а движение по плотине, разумеется, будет закрыто. Таким образом, часть Подпорожья и поселений района будут отрезаны от мира. У кого есть машина, вариант - доехать до моста на трассе “Кола”. Но это крюк в 150 километров, причем через Карелию. 

При этом состояние железобетонных конструкций пролётов и малые габариты техпроезда по ГЭС не позволяют выполнять реконструкцию даже с интервальным движением.

На мост, с которого мы начали, надежды нет. Его строительство начнётся в нынешнем году, а закончится в 2026-м. Таким образом, тысячи человек останутся не то, что в глуши, а за орбитой цивилизации. Надо понимать, что по плотине идут и грузовички с продовольствием и прочим. Многие подпорожцы живут на одной стороне города, а работают на другой. Что касается бизнеса, то ему тоже достанется - в сторону “Колы” с дальних делянок идёт лес. Неясно также, как на тот берег доберутся скорая и пожарные. И, кстати, как будет вывозиться мусор.

- Нам, жителям Ольховца, нужно ещё и дрова заказывать, и дороги чистить... А получается ...блокада. Печаль великая, - пишет в группе “Свирские берега” ВКонтакте Людмила Савинова.

Частично альтернативой может стать железная дорога. Через Свирь есть железнодорожный мост, но перевозка людей по своим нуждам таким способом крайне сомнительна с точки зрения реализации. И добираться из деревень до ж/д станций придётся, преодолевая километры. Понтонный мост тоже не навести: Свирь - река судоходная. А паром - история долгая. Прошлый такой, для посёлка Вознесенье, года три планировали заказывать на судоверфи, ещё год строили, а заплатили за него около двухсот миллионов. Протянул он две недели и сломался.

Чиновники активизировались в рассуждениях о необходимости моста в 2009 году. В 2013-м объявлен конкурс на разработку документации. В 2015 она дошла до экспертизы .Тогда же плотина буквально на пару недель была закрыта на ремонт, что вызвало отчётливое негодование жителей. Заметим - закрывали на пару недель. В прошлом году Ленобласть представила Минтрансу приоритетные дорожные проекты, на которые требуется федеральное финансирование. Среди них и мост через Свирь.

Наконец деньги появились. На 2019 год Москва выделила 200 млн, а Ленобласть добавила свои 329 млн. Деньги пошли на аванс подрядчику. В конце прошлого года им стала компания “Евротрансстрой”. Работы уже начались, валится лес под стройплощадку.

Общая же стоимость моста, напомним, 3,6 млрд рублей. Строительство будет проходить на участке протяженностью три километра. Длина переправы 726 метров, ширина проезжей части — 7,5 метров.

У местных жителей срок строительства вызывает недоумение.

- Крымский мост: начало строительства февраль 16-го, окончание строительства - декабрь 19-го. И это 19 км. Что у нас можно строить с 20 по 26 год? - удивляется пользователь ВКонтакте Andrey Komarov.

Длительность обусловлена лимитом финансирования, говорят в дорожном комитете. Дорожный фонд в Ленобласти составляет 10 млрд рублей. Половина приходится на благоустройство. Из оставшихся на мост через Свирь есть возможность выделять примерно 300 млн в год. С учётом 200 млн от федералов получается полмиллиарда в год, что и даёт примерно такой и даже больший срок.

В “Евротрансстрое” сообщили, что работа идёт по графику, основанному на соблюдении технологии, а также то, что не все процессы можно ускорить. Например, бетонирование конструкций или переключение абонентов на переложенные линии связи.

- К тому же, все работы надо координировать с органами, регулирующими судоходство, вклиниваться в их графики и договариваться, - отметили в компании, добавляя, впрочем, что дополнительное финансирование действительно может сократить срок строительства, но у госзаказчика могут быть свои резоны определять временные рамки.

Тем временем, между правительством Ленобласти и ТГК-1 уже заискрило. Для понимания весовой категории, компания объединяет 53 электростанции и является одним из ключевых игроков на энергорынке Северо-Запада. Так, выручка предприятия приближается к 90 млрд рублей, что сравнимо с бюджетом региона. Кроме того, ТГК-1 принадлежит дочке Газпрома - “Газпром энергохолдинг”. Так что ресурс поспорить есть.

Как настаивают в ТГК-1, технологический переход по плотине ГЭС не проектировался как мост для регулярного движения, его использование таким образом не предусмотрено конструкцией.

- Из-за длительной эксплуатации с нерасчетными нагрузками сооружения перехода имеют повреждения. В связи с этим все планируемые работы — неизбежные и вынужденные, а их перенесение на более поздний срок несет угрозу безопасности эксплуатации гидросооружения, - сообщили в компании, отказавшись назвать стоимость реконструкции.

Председатель дорожного комитета правительства Ленобласти   Денис Седов заочно дискутирует, призывая найти общий язык и добавляя, что энергетики на диалог пока не идут.

- Мы будем предлагать ТГК-1 дождаться строительства моста. Переход безусловно требует ремонта, но ещё может держать нагрузки. При этом проект организации строительства предполагает постройку и за три года. И подрядчику невыгодно долго сидеть на объекте и содержать площадку, выгоднее как можно быстрее сдать объект. Дорожный комитет также выступает за минимизацию сроков, - сообщил Седов.

Отметим: в случае трёхлетнего срока финансирование должно составлять, в широкую клетку, 1,2 млрд в год. А значит, у федерального центра нужно просить уже не по 200 млн, а по 800 млн ежегодно. Как на это посмотрит оставшийся в правительстве министр транспорта Евгений Дитрих, большой вопрос.

Вице-губернатор по строительству и ЖКХ Михаил Москвин на вероятность выделения денег столицей смотрит со сдержанным оптимизмом.

- Пятьдесят на пятьдесят, конечно. С одной стороны, бюджет РФ на год уже сформирован и в нём этих денег не заложено. Но с другой, в середине года на федеральном уровне происходит перераспределение неосвоенных остатков. Практика такая есть, и она работает. У нас есть все шансы, поскольку необходимые условия соблюдены - госконтракт подписан, работы ведутся в соответствии с графиком, да и Минтранс нас обычно поддерживает, - рассказал чиновник.

Глава администрации Подпорожского района Александр Калин обтекаемо ответил  на вопросы, как будет выстроено сообщение через Свирь и обращался ли он к ТГК с просьбой повременить с закрытием плотины.

- В настоящий момент прорабатываются возможности как переноса срока закрытия переправы, так и сокращение сроков строительства. Последнее — наиболее приемлемый вариант, - сообщил чиновник.

Соль даже не в том, что из-за наложения планов ТГК-1 на планы правительства Ленобласти перерыв в сообщении может достигнуть года. По словам опрошенных экспертов, для ТГК-1 нет никакого смысла сначала восстанавливать плотину, а затем пускать по ней транспорт, чтобы он её разбивал. “Это же так исторически сложилось, что плотина часть региональной дороги. Но де-юре, там частная собственность”, - отметил один из собеседников. Так что, вполне возможно, что Подпорожье разделится на глушь и глухомань не на год, а на все 6 лет. Если достроят мост.

Виктор Смирнов,
47news

Сложности:

ТГК-1: Реконструкция предполагает полную замену пролетов и восстановление опорных бетонных конструкций, что позволит устранить риск повреждения плотины. Проект технически сложен. Необходимо изготовить и доставить к месту монтажа крупногабаритные элементы конструкций с привлечением сложной техники повышенной грузоподъемности. В процессе реконструкции проезд и проход будут закрыты.

Ленавтодор: На первом этапе планируется строительство мостового перехода через реку Свирь. На втором — подходов к мосту общей протяженностью порядка 5 км. В качестве судоходного прохода будет использован пролет между опорами с шириной судового хода 140 метров. Высота подмостового габарита - 30 метров. Максимальная высота насыпи 20 метров, максимальная глубина выемки грунта 8 метров. Строители также отмечают нюанс, что применение ускорителей для отвердения бетона запрещено. Поэтому при заливке ждать придётся столько, сколько полагается, то есть месяц для каждой конструкции.